Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Сорос Д. Тезисы о глобализации

1. Глобализация — это слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. В настоящем обсуждении мы будем исходить из того, что этот термин означает глобализацию финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. В этом смысле глобализацию следует отличать от свободной торговли, которая не имеет таких далеко идущих последствий для отдельных стран.

2. Характерной особенностью глобализированных финансовых рынков является то, что они обеспечивают возможность свободного движения финансового капитала. Поскольку капитал является одним из необходимых ингредиентов производства, каждая страна должна конкурировать с другими странами за его привлечение; это лишает ее возможности облагать капитал налогами и регулировать его. Нормы и системы социального обеспечения, которые зависят от налогов с заработной платы и выходных пособий, стали контрпродуктивными, поскольку они обеспечивают отток капитала на другие нужды. Аналогичным образом все более несостоятельной становится практика обложения высокими налогами корпоративных и личных доходов. Под давлением глобализации отдельные страны должны уменьшать роль государства в экономике для повышения своей конкурентоспособности.

3. Глобализация принесла огромные блага. Государственное вмешательство в экономику никогда не было особенно эффективным; кроме того, государство склонно злоупотреблять своей властью. Глобализация открыла людям новые возможности для новаторства и предпринимательства и ускорила глобальный экономический рост. Но у глобализации имеются и негативные аспекты. Во-первых, она предрасположена к кризисам; во-вторых, она усиливает неравенство между богатыми и бедными как внутри стран, так и между ними; в-третьих, она вызывает неправильное распределение ресурсов между частными и государственными интересами. Когда я говорю о государственных интересах, я имею в виду, прежде всего, эффективное государственное управление. Главной причиной нищеты и бедности во всем мире является неэффективное государственное управление. Следует подчеркнуть необходимость отделения предоставления необходимых во всем мире государственных услуг, таких, как охрана окружающей среды или борьба с инфекционными заболеваниями, от потребности в политических и структурных улучшениях в отдельных странах. Тогда придется признать, что существуют не три, а четыре главных недостатка, которым следует уделить внимание.

4. Разумеется, на глобализацию нельзя взваливать вину за неэффективное государственное управление. Если уж на то пошло, глобализация заставила отдельные страны повысить эффективность государственного управления или, по крайней мере, ограничить роль государства в экономике. Но глобализация сделала мир более взаимозависимым, и неэффективное государственное управление является препятствием на пути к правильно функционирующему глобальному обществу.

5. Три других недостатка можно приписать свободному движению капитала. Сама по себе свободная торговля не могла бы привести к финансовым кризисам, равно как и усилить неравенство между богатыми и бедными. Свободная торговля укрепляет сравнительное преимущество всех участников; свободное движение капитала укрепляет сравнительное преимущество владельцев капитала и тех, кто им управляет. Если движение капитала, особенно финансового капитала, является свободным, то движение людских ресурсов по-прежнему остается ограниченным. Именно оно склоняет чашу весов в пользу поставщиков капитала. Это проявляется как внутри отдельных стран, так в международных масштабах, потому что каждая страна должна прилагать усилия для удержания и привлечения капитала.

6. Глобальные финансовые рынки возникли сравнительно недавно. И их развитие восходит к нефтяному кризису начала семидесятых годов XX века и изобретению евродолларов. В восьмидесятых годах XX века, когда у власти находились Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, темпы развития глобальных финансовых рынков ускорились, а после распада советской империи в 1989 году они приобрели поистине глобальный характер.

7. Это не первый случай, когда международные финансовые рынки играют подобную доминирующую роль. Аналогичные условия превалировали еще сто лет тому назад, а очередной эпизод с глобальными инвестициями в двадцатых годах XX века обернулся плохим концом в тридцатые годы того же века. Хотя с тех пор мы многому научились, глобализация, несомненно, не является необратимой. Однако не было бы никакой нужды обращать процесс либерализации движения капитала вспять, если бы систему можно было сделать более стабильной, а "правила игры" — более справедливыми. С учетом преимуществ глобализации предпочтительнее было бы исправить четыре выявленных нами недостатка, чем, образно говоря, убивать курицу, несущую золотые яйца.

8. Даже если необходимость устранения этих четырех недостатков будет признана, сделать это будет нелегко. Потребуются политические решения, а политика основывается на суверенитете государств. Не все государства являются демократическими, но даже демократические государства интересы их граждан волнуют больше, чем проблемы мира в целом. Не существует такой глобальной политической власти, которая могла бы навязать суверенным государствам свои правила, — и это, быть может, тоже вполне справедливо. Единственным путем внесения улучшений является взвешенное сотрудничество или добровольное соблюдение суверенными государствами международных норм. Чтобы побудить их к этому, необходимо создать для них стимулы к соблюдению таких норм и поощрять их движение в правильном направлении.

9. Суверенитет государств поднимает еще одну проблему, которая по своей важности превосходит все четыре остальных, — сохранение мира. В то время как рынки стали глобальными, правительства стран остались национальными. Конфликты между правительствами могут привести к войне, а война может уничтожить не только глобальные рынки, но и всю нашу цивилизацию. Вся история человечества — это история войн, и было бы утопией ожидать, что в будущем войны прекратятся. Но экономический и технический прогресс повысил не только наш созидательный потенциал, но и наш разрушительный потенциал, и сегодняшние войны могут быть как никогда прежде разрушительными. Учитывая нашу подверженность ошибкам, вооруженных конфликтов не всегда удается избежать, но для предотвращения конфликтов необходимо прилагать больше усилий, чем в настоящее время.

10. Конфликты можно было предотвращать или сдерживать с помощью внешнего вмешательства, но когда речь заходит о карательных акциях, обычно бывает уже слишком поздно. Предотвращение конфликтов никогда не бывает слишком ранним. Но на ранних стадиях невозможно прогнозировать, какая ситуация разовьется в кризис; кроме того, карательные акции трудно согласовать с суверенитетом государств. Поэтому действия должны иметь форму позитивного стимулирования, побудительных мотивов, наград и поощрений и быть направлены не на конкретные кризисные ситуации, а на общее улучшение социальных условий. Лейтмотивом настоящего доклада является то, что наши нынешние договоренности страдают однобокостью. Мы слишком полагаемся на карательные меры как в форме рыночной дисциплины, так и в форме политического и военного вмешательства. Мы должны выработать позитивные стимулы для обеспечения, поощрения и вознаграждения добровольного соблюдения международных правил и использования передового зарубежного опыта. В условиях суверенитета государств это — единственный путь улучшения социальной обстановки.

11. Побудительные мотивы, стимулы и поощрения влекут за собой перераспределение ресурсов в международных масштабах. Собственно говоря, они противоречат превалирующей точке зрения фундаменталистов-рыночников, которые любое вмешательство в рыночный механизм считают контрпродуктивным. Поэтому без прямой конфронтации с идеологией рыночного фундаментализма невозможно достичь никакого улучшения условий.

12. Фундаменталисты-рыночники полагают, что рынок склонен к равновесию и обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, а рычаги государственного управления, напротив, неэффективны и препятствуют свободе. При всем несовершенстве рынка такие люди все равно считают, что лучше оставить функции распределения ресурсов за рынком, чем вмешиваться в эти функции посредством национального или международного регулирования.

13. В основе воззрений фундаменталистов-рыночников лежит то, что они считают научным доказательством, полученным с помощью экономической теории. В этом отношении они напоминают других фундаменталистов, которые тоже утверждают, что владеют "истиной в последней инстанции". Эти утверждения основываются на вере или на сознании. Но экономическая теория является аксиоматической конструкцией, которая не претендует на точную передачу реальности. Еще со времен Кейнса общепризнано, что свободные рынки не всегда обеспечивают оптимальное распределение ресурсов, а новейшие экономические теории допускают возможность существования множества точек равновесия. Фундаменталисты-рыночники умудрились проигнорировать эти оговорки; они также сумели обратить в свою пользу примат политики над предположительно непреклонными законами экономической теории. Свободный рынок представляет собой политическую структуру1. С приходом к власти Рональда Рейгана в качестве президента США и Маргарет Тэтчер в качестве премьер-министра Великобритании рыночный фундаментализм одержал победу на политическом фронте. Ни президент Клинтон в США, ни премьер-министр Блэр в Великобритании не стремились повернуть вспять этот курс, хотя они были осведомлены о недостатках глобализации лучше своих предшественников. Как мы увидим, администрация Буша комбинирует рыночный фундаментализм с "гегемоническим" и односторонним представлением о роли Америки в мире. Ее видение будущего полностью расходится с тем видением, которого придерживается автор настоящего доклада.

14. Следует напомнить, что нынешний этап глобализации начался относительно недавно и был вызван преднамеренной политикой, отчасти связанной с ликвидацией барьеров для торговли и инвестиций и отчасти — с учреждением международных норм и институтов. В 1995 году ГАТТ уступила место ВТО, а открытие финансовых рынков превратилось в официальную догму МВФ в такой степени, что почти уже было включено в его Устав, когда разразился кризис 1997 года.

Чтобы понять, почему рыночный фундаментализм и американская гегемония тесно связаны друг с другом, важно осознать, что глобальные финансовые рынки приносят выгоду странам, находящимся в центре международной рыночной системы, в особенности США. Финансовые рынки "всасывают" большую часть сбережений и прибыли, создаваемых во всем мире, перекачивают их в центр, откуда они затем вновь отправляются на периферию либо непосредственно через финансовые инструменты вроде акций и облигаций, либо опосредованно через транснациональные корпорации. Центр является поставщиком финансовых и всех прочих услуг, начиная от информации и высшего образования и заканчивая развлечениями, и одновременно "базой" для большинства транснациональных корпораций. Поэтому он получает львиную долю всех доходов. Это не означает, что страны на периферии не могут также получать выгоду от международного разделения труда и международного распределения капитала.

15. Страны, находящиеся в центре международной рыночной системы, пользуются еще одним преимуществом: в их ведении находится управление всей системой. Финансовые рынки по своей природе нестабильны, а международные потоки капитала — тем более. Без регулирования и контроля финансовые рынки не могли бы функционировать. На глобальном рынке такое регулирование и контроль осуществляют власти, находящиеся в центре. Благодаря этому чаша весов склоняется в пользу центральных стран. 16. Фундаменталисты-рыночники отрицают это. Они утверждают, что рынок сам себя регулирует, а нестабильность международных финансовых рынков вызвана неуместным вмешательством органов финансового регулирования. Это утверждение ложно.

17. Рынки действительно демонстрируют тенденцию к равновесию, если они оперируют с известными величинами, но финансовые рынки не оперируют с известными величинами: они пытаются предвосхитить будущее, причем будущее зависит от того, насколько оно "дисконтировано" в настоящее время. Вместо предсказуемого результата мы имеем по-настоящему неопределенное будущее, которое к тому же едва ли отвечает нашим ожиданиям. Уклон, свойственный рыночным ожиданиям, является одним из факторов, которые определяют ход событий. Я называю двухстороннее взаимодействие между ожиданиями и результатами "рефлексивностью", и я утверждаю, что рефлексивность подрывает теоретические основы рыночного фундаментализма.

18. С учетом радикальной неопределенности и потенциальной нестабильности финансовых рынков возникает потребность в создании институтов, задача которых заключалась бы в том, чтобы предотвращать развал рынков. Что бы там ни утверждала теория, такие институты были созданы на практике. Каждый финансовый кризис за последние столетия приводил к укреплению этих институтов. Именно так со временем возникли центральные банки и регулирующие органы. Институциональные реформы были призваны предотвратить повторение прежнего кризиса, но они были бессильны предотвратить кризис иного вида.

 ΛΛΛ     >>>   

Свободное движение капитала укрепляет сравнительное преимущество владельцев капитала
Для создания альянса открытых обществ при отсутствии общего врага потребовалось бы придать
Сорос Д. Капиталистическая угроза современной политологии

сайт копирайтеров Евгений