<<< ΛΛΛ >>>
"фаустовская" культура, ведь остается неясным. Шпенглер, между прочим, с
великой легкостью перескакивает от самых туманных терминов к конкретнос-
ти. "Смерть культуры" произошла в таком-то году, открытие дифференциалов
совпадает с кончинами "последних великих" живописцев. Грубость таких со-
поставлений не оставляет желать большего.
Характерной кажется растерянность "бережан" перед Шпенглером. Филосо-
фы не знают, что им делать с человеком! А ведь шум, поднятый около
Шпенглера, говорит о том, что это многим близко и дорого. Мрачная траге-
дия расстрелянного мира... где они от нее прятались так ловко, что вовсе
проглядели? Ведь Шпенглер не философ, не художник, - это трагедия чита-
теля, не писателя. Читателя, обвиняющего своих писателей - в а-человеч-
ности. И пережитая война говорит, что материала, по крайней мере, для
таких настроений накоплено более чем достаточно. К сожалению, надобно
сказать, что этот хаос безвременных путаниц - разрешить может только тот
же читатель, - но дело ли "учителей" гутировать болезнь читателя и
только копаться в ней?
И в конце концов приходится признать, что читатель все же как-то здо-
ровее своих учителей. Он тянется в конце-концов к строительству: к инже-
нерии*1, тянется к творящему человеку, к крестьянину. Ведь он задохся в
эстетических и гносеологических констатированиях: "когда старейшины мол-
<<< ΛΛΛ >>>
Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 4 проповедь Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 6 социализма Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 1 культуры Тяжелый экзотика русская Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 1 развитие
|