Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, – 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моек унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист -филол ф-та Моек ун-та
Гл сфера филос интересов Ю – антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд 2, новое изд в кн Филос произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца – переживании, чувствах, реакции – выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», – ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств побуждения, захватывающие человеческое сердце
Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» – это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол понятие, относящееся лишь к «механич устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева
Религ -филос и психол идеи Ю определили характер его пед концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ этики Цель воспи-
тания, по Ю., совпадает с целью самой жизни: человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. признавал гуманное пед. воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ, институтов роль гл. воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. содержит характеристику разл. «воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспи-тат. побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почётное место в классе, похвальная грамота и т. п.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. значит, внимание уделял «пед. попечению о теле воспитанника». Пед. труды Ю. явились для своего времени наиб, содержательными и доступными источниками гуманистич. идей, основанных на признании приоритета христ. ценностей.
Соч.: Филос. произв., М., 1990; Непосредственное нравств. влияние, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. 19 – нач. 20 вв., М., 1990; Методика и личность учителя, там же.
Лит.: Соловьев В. С.,О филос. трудах П. Д. Юркевича, в кн.: Юркевич П. Д., Филос. произв., М., 1990; Шпет Г. Г., Филос. наследие П. Д. Юркевича, там же; Плеханов А. В., П. Д. Юркевич – философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев.

ЮРТОВ Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин-ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, – 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус.-инородч. учительской семинарии (1872) оставлен учителем приготовит, класса, затем преподавал в морд, уч-ще при семинарии. С 1883 учитель нач. нар. уч-щ в морд, сёлах Самарской и Уфимской губерний. В 1891 оставил пед. деятельность и принял сан священника в одном из морд, приходов Уфимской губ.
Ю. был привлечён Н. И. Ильминским для внедрения системы инородч. образования в практику обучения мордвы. В этих целях изучал язык мокши и эрзи, быт и религ. верования, собирал фольклор. Выпустил «Образцы морд, народной словесности» (1882—83). Под руководством Ильминского создал первый морд, букварь для мордвы-эрзи (1884),
отразивший опыт составления букварей для народов Поволжья (И. Я. Яковлева и др.), в к-ром новаторски подошёл к использованию рус. графики, введя ориг. диакритич. знаки. Просветит, значение имела переводч. деятельность Ю., переложившего на эрзя-морд, язык ряд вероучительных книг. В комплексе созданной им лит-ры начал унификацию правописания и введения новых принципов и единых орфографич. норм морд, письменности, к-рые завершил его ученик и последователь M. E. Евсевъев.
Деятельность Ю., способствуя становлению письменных морд, языков и методики обучения в рус.-морд. нач. уч-щах, имела важное значение для пробуждения нац. самосознания нерус. народов Поволжья.
Соч.: Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и рус. азбуки, Каз., 1884; Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губ., «Известия по Казанской епархии», 1887, № 8, с. 227—29.
Лит.: Ильминский Н. И., Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородч. языки в начале текущего столетия, Каз., 1883; Феоктистов А. П., Очерки по истории формирования морд, письменно-лит, языков, М., 1976; О со век ий Е. Г., А. Ф. Юртов – предтеча морд, просветительства, Саранск, 1995. Е. Г. Осовский.

ЮСЬКОВИЧ Василий Фомич [15(28).2.1903, дер. Щербово Камене-цкого р-на Брестской обл., – 2.4.1980, Москва], физик-методист, дер пед. наук (1971), проф. (1972). Окончив 2-й МГУ (1930), работал учителем физики в ср. школе на Д. Востоке. В 1936—41 преподавал в Благовещенском пед. ин-те и др. вузах. С 1946 в Москве: в НИИ методов обучения АПН СССР (1946—58), МГПИ (1959—65). В 1966—70 в ГДР занимался подготовкой педагогов в области методики физики. С 1970 в МОПИ им. Н. К. Крупской. Гл. место в трудах Ю. занимали проблемы структуры и содержания курса физики ср. школы, воспитания учащихся в процессе обучения, развития мышления учащихся, а также проблемы методики физики как науки. Им разработана ориг. методика преподавания вопросов динамики, аэро- и гидродинамики, газовых законов, строения атома и др. разделов шк. курса физики.
Соч.: Методика преподавания физики в ср. школе, т. 1—2, М., 1958-<Ю (соавт.); Строение атома в шк. курсе физики, M., 19562 (соавт.); Политехн. обучение в преподавании физики, M., 19573 (соавт.); Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики ср. школы, М., 1963; О теоретич. основах методики физики, СП, 1964, № 3; Основы методики преподавания физики, М., 1965 (соавт.).

Я

ЯБЛОНСКИС (Jablonskis) Йонас [18(30). 12.1860, Кубилеляй, ныне в Ша-кяйском р-не Литвы, – 23.2.1930, Каунас], литов. языковед, просветитель, педагог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та по специальности «классич. филология». Ученик Ф. Е. Корша (канд. унта, 1888). С 1890 преподавал в гимназиях в Митаве (Елгава), Ревеле (Таллин) и др., в учительской семинарии в Паневе-жисе и в Воронежском учительском ин-те. В 1902—03 за причастность к литов. заграничной печати был выслан в Псков. Проф. в Каунасском ун-те (1922—26). Своими лингвистич. трудами, написанными под влиянием рус. филол. школы (Ф. Ф. Фортунатов и др.), способствовал становлению норм литов. лит. языка. «Грамматика литов. языка» Я. (1901) была обобщением этого процесса и после офиц. разрешения преподавать родной язык (1905) стала первым руководством для обучения по этому предмету в литов. школах. Автор первой программы (1906) и ряда уч. пособий по литов. языку. Упорядочил орфографию литов. яз., принятую в 20-х гг. Составил одну из первых шк. хрестоматий литов. лит-ры (ч. 1—2, 1916—35). Был автором метод, пособий для учителей. Содействовал разработке уч. терминологии по ряду предметов шк. курса: химии, математике, географии и др., а также по лингвистике. Перевёл на литов. яз. нек-рые худож. произведения И. А. Крылова и др. рус. авторов, книги Ж. Санд и др.; уч. пособия по арифметике А. П. Киселёва, по географии С. П. Меча и др. Впервые издал под своей редакцией соч. Жемайте.
Соч. на литов. яз.: Собр. соч., т. 1—5, Каунас, 1932—36; Избр. соч., т. 1—2, Вильнюс, 1957—59; Письма, Вильнюс, 1985; Статьи и письма, Вильнюс, 1990.
Лит. на литов. яз.: Пирочкинас А. М., У истоков лит. языка, Вильнюс, 1977; его же, И. Яблонские и литов. лит. язык, Вильнюс, 1978. А. М. Пирочкинас.

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, – 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, обществ, деятель; дер искусствоведения (1941), проф. Киевской (1916) и Моск. (1938) консерваторий. Окончил Моск. консерваторию (1903) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 принимал участие в организации и преподавал в первой в России Моск. нар. консерватории, готовил для неё уч. планы, программы, метод, материалы. Организатор «Муз. выставок». Рассматривал нар. консерваторию как школу, к-рая способна приобщить к муз.
культуре широкие слои населения. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке муз. педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп муз. воспитания – детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 дет. муз. школ и классов в образоват. учреждениях для больных детей, в т. ч., напр., в «Доме слепых».
С 1921 по приглашению A. B. Луначарского заведовал муз. отделом Нарком-проса. Под руководством Я. проведена реорганизация муз. образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый уч. план. В 1921—31 преподавал в 1-м Моск. муз. техникуме. В 1922 открыта первая дет. муз школа, работавшая по системе Я. как первая ступень проф. муз. образования.
Способствовал созданию основ массового муз. воспитания в стране. Целью муз. воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию худож. и муз. мышления. Я. считал, что внутр. худож. потенции ребёнка пробуждает «вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества – нар. песню во всём её объёме...». Придавая значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, Я. уже в ранних работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитат. работы. Согласно Я., муз. иск-во выступает в триединстве: композитор – исполнитель – слушатель. Восприятие, или, по Я., слушание музыки, наиб, активная форма муз. деятельности.
Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Я. на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Муз. образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки разл. видов худож. деятельности, Я. стремился че-оез них стимулировать муз. творчество. Процесс его формирования охватывал, но мнению Я., накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание ориг. композиций.
В основе системы обучения Я. – «метод расширения», преследовавший цели раскрытия и развития худож.-муз. дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Я. связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.
Соч.: Избр. труды, т. 2, ч. 1, под ред. Д. Д. Шостаковича, M, 1987.
Лит. Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т. l, M, 19722; Морозова С., Из истории массового муз. воспитания. Б. Л. Яворский, «Муз. воспитание в школе», 1977, в. 12; с е ж е, Далекое-близкое. (Б. Л. Яворский о муз. воспитании детей), там же, 1985, в. 16.
С. Н Морозова.

ЯГАВА ТОКУМИЦУ (1900, Нагасаки, – 14.7.1983, Токио), япон. педагог. Окончил ун-т Киото. Проф. ряда ун-тов Японии. В 30-х гг. публиковал в журн. «Новая педагогика» статьи о сов. школе и педагогике. После 2-й мировой войны в работах «Критика нового воспитания» (1950), «Кризис япон. образования» (1953), «Нар. педагогика» (1957) противопоставил идеи нар. педагогики новому воспитанию. В кн. «Развитие сов. педагогики» (1950), «Совр. сов. педагогика» (1955) Я. Т. осветил осн. идеи сов. педагогики, теорию и практику А. С. Макаренко, дал трактовку политехн. обучения в сов. школе. Я. Т. был членом Об-ва за демократизацию нар. образования, с 1960 пред. Об-ва по изучению сов. педагогики, созданного по его инициативе. Перевёл на япон. яз. пед. соч. Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, ряд учебников и монографий сов. педагогов.
В работах «О методологич. значении детерминизма в сов. педагогике» (1961), «Поиски нар. образования» (1962), «Что такое воспитание» (1970) и др. Я. Т. сформулировал собственную концепцию личности, рассматривая ребёнка как «объект-субъект» воспитания.
M Л Родионов.

ЯГОДИН Геннадий Алексеевич (р. 3.6.1927, с. Большой Вьяс, ныне в Пензенской обл.), деятель образования, учёный-химик, педагог, ч.-к. РАН (ч.-к. АН СССР с 1976), акад. РАО (1992), дер хим. наук (1967), проф. (1967). Окончил Моск. хим.-технол. ин-т им. Д. И. Менделеева (МХТИ, 1950), впоследствии преподавал там же (с 1966 декан ф-та; в 1974—86 ректор). Автор трудов и изобретений по химии и технологии неорганич. материалов ядерной техники. Гос. пр. СССР (1985). В 1963- 1965 зам. ген. директора МАГАТЭ (Вена).
С 1985 мин. высшего и ср. спец. образования СССР, в 1987—91 пред. Гос. к-та СССР по нар. образованию. Один из инициаторов первого в СССР съезда работников образования (1988), на к-ром получил обществ, поддержку курс на гуманизацию уч.-воспитат. процесса и демокра-
654
тизацию управления уч. заведениями. Гл. путями реформ считал выдвижение личности учащегося в центр пед. работы образоват. учреждения, превращение школы из учреждения сугубо государственного в управляемое при широком участии общественности, родителей и самих учащихся, восстановление принципов внутр. автономии и экон. самостоятельности вузов (кн. «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», 1988). С 1991 ректор Между нар. ун-та (Москва), одного из первых в Рос. Федерации негос. ун-тов.
В сфере науч. интересов Я. – проблемы экологич. образования. В МХТИ организовал кафедру пром. экологии (1966), впервые начавшую выпускать инженеров этого профиля. Руководитель (с 1988) Центра экологич. образования в Москве. Автор и соавтор мн. книг по этой проблематике, в т. ч. обращённых к шк. учителям («Проблемы экологич. образования», Каз., 1990). Под ред. Я. опубликован рус. перевод учебника Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде» (1993—95).
Соч.: Непрерывная экологич. подготовка студентов, М., 1984 (соавт.); Об экологич. подготовке инженеров-технологов, М., 1985 (соавт.); Нар. образование в СССР на пороге XXI в.: курсом перестройки и обновления, М., 1988; Нек-рые рекомендации по созданию системы непрерывного экологич. образования, М., 1995.

ЯГОДОВСКИЙ Константин Павлович [23.5(4.6). 1877, с. Комаровка, ныне в Харьковской обл. Украины, – 23.12.1943, Москва], методист-естественник. Окончил Петерб. ун-т (1901), преподавал естествознание в школах Оренбурга, Петербурга. С 1916 возглавлял учительский ин-т в Глухове (ныне в Сумской обл. Украины). После 1919 Я. открыл в Глухове уч. заведение нового типа, в к-ром проводил на практике идеи трудовой школы. В 1923—43 работал в пед. вузах и н.-и, учреждениях Ленинграда, Москвы, Свердловска. Труды по методике естествознания в нач. школе, в к-рых осн. внимание уделялось руководству процессом формирования и развития понятий. Разрабатывал содержание и методику практич. и лабораторных работ по естествознанию, ботанике, анатомии и физиологии, стремился придать им исследовательский характер, учитывая интересы и возможности учащихся. Автор мн. наглядных пособий.
С о ч.: Уроки по естествознанию в нач. школе, ч. 1—2, П., 1916; то же, ч. 1—2, [М.], 1921; Живой уголок в школе и дома. Растения, М.-Л., 1927; Вопросы общей методики естествознания. Вступ. статья М. Н. Скаткина, М.,1936;М.,19542.
Лит.. Райков Б. Е., Пути и методы натуралистич. просвещения, М., I960.
3. А. Клепинина.

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ, язык, на к-ром осуществляется образоват. процесс в данном образоват. учреждении (т.е. язык общения учителя с учениками на уроке, язык программ и учебников и т. д.). В ряде
правовых документов (напр., в Законе «О языках народов РСФСР») употребляется также понятие «язык воспитания и обучения», чётко не определённое.
В мононац. гос-вах Я. о., как правило, служит государственный, являющийся одновременно и родным языком для большинства учащихся.
Значительно более сложна проблема Я. о. в многонац. гос-вах, где наряду с мажоритарными (т.е. преобладающими) существуют т. н. миноритарные языки (языки меньшинств). Свободный выбор учащимся (или его родителями) того или иного Я. о. является одним из основополагающих языковых прав человека (наряду с правом выбора родного языка). Право на такой выбор закреплено рядом междунар., регион, правовых документов. Так, в Европ. Хартии по регион, языкам и языкам меньшинств, принятой Советом Европы 5 нояб. 1992, предусмотрены обязательства сторон «делать доступным» дошк., нач., ср., техн. и проф., университетское и др. высшее образование на регион, языках и языках меньшинств «в соответствии с положением каждого из этих языков и без ущерба для преподавания официального языка», а также принимать меры по обеспечению курсов для взрослых и курсов непрерывного образования, где преподавание ведётся гл. обр. или целиком на регион, языках или языках меньшинств.
Принятая ООН Декларация о правах лиц, принадлежащих к нац. или этнич., религ. и языковым меньшинствам (18 дек. 1992), содержит более осторожные формулировки: «Государства принимают соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке» (ст. 4.4).
В этом отношении законодательство РФ соответствует мировому и европ. уровню. В действующем Законе о языках народов РСФСР (окт. 1991) в ст. 8 предусмотрено право свободного выбора языка воспитания и обучения, гос. обеспечение создания системы образоват. учреждений на языках народов России, право выбора родителями образоват. учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения, а также содействие гос-ва «в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке» для граждан России, проживающих за пределами своих нац.-гос. и нац.-терр. образований, а также не имеющих таковых, для представителей малочисленных народов и этнических групп. В Законе РФ об образовании право выбора Я. о. дано учредителю образоват. учреждения. Эти права на практике ограничены объективными условиями, напр, недостатком или отсутствием подготовленных преподавателей, учебников и др. уч. материалов, отсутствием у языка письмен-
ной формы, неразработанностью науч. и социально-политич. терминологии и т. д.
В большинстве законов о языках республик в составе РФ скопирована структура и воспроизведены формулировки федерального закона. Одним из исключений является закон о языках, действующий в Туве, где подчёркивается, в частности, важность «преемственности и непрерывности воспитания и обучения на родном языке».
Я. о. в многонац. (многоязычных) гос-вах нередко меняется при переходе от одной ступени образования к другой. Так, в РФ наряду с языками, используемыми на всех ступенях образования от начальной до высшей (напр., башк., тат., рус.), есть языки, являющиеся Я. о. только для нач. и ср. образования, или Я. о. только для нач. школы (аварский, даргинский, коми-зырянский и др.) или даже только в 1—2 кл. (калмыцкий, карельский). В дальнейшем данный язык обычно продолжает изучаться уже как предмет, а в качестве Я. о. используется рус. яз. Я. о. в высшей школе чаще всего является русский, др. языки используются как Я. о. только при подготовке специалистов по данному языку, лит-ре и культуре; так башкирский является Я. о. только на ф-те башк. филологии и журналистики Башк. ун-та, ф-тах башк. филологии и нач. классов Башк. пед. ин-та и на аналогичных ф-тах Стер-литамакского пед. ин-та.
Среди «миноритарных» языков РФ есть много бесписьменных или имеющих письменность, но ограниченных в своих социальных функциях в основном бытовым общением и не используемых в системе образования. В этих случаях с самого начала Я. о. служит язык меж-нац. общения. Необходимым условием для этого является массовое двуязычие, имеющее место, напр., у хан-тов, кетов (с рус. языком), у ряда малочисленных народов Дагестана (с аварским языком). Однако на практике далеко не все дети с родным бесписьменным языком в достаточной мере владеют языком межнац. общения, что резко снижает эффективность обучения на нём.
По декрету «О школах для нац. меньшинств», принятому Наркомпросом РСФСР в 1918, все народы России имели право организовывать шк. обучение на своих родных языках; это право активно реализовалось в 20-х гг. Отсюда и повышенное внимание властей к обучению
655
именно на родном языке. Так, в 1922 якут, язык был введён в якут, школы как Я. о., а с 1929 стал обязательным в якут, нац. школах. В 1926 в СССР было ок. 86 тыс. школ с одним Я. о. (в 57,5 тыс. из них это был русский), ок. 2,6 тыс. – с двумя и примерно столько же «смешанных» школ с русским Я. о. и изучением др. языков как предметов. В кон. 90-х гг. в РФ школ с русским Я. о. ок. 58 тыс., с др. Я. о. – ок. 6,2 тыс., двуязычных – ок. 4,3 тыс., смешанных примерно 1,5 тыс. В двуязычных школах нередко использовались языки, на к-рых не было одноязычного преподавания, напр, абазинский, карельский, вепсский, карачаевский, телеутский, хакасский.
В 1934 в СССР было 104 Я. о., в 1988 – 44. В школах РСФСР к сер. 80-х гг. использовалось 23 Я. о. На сокращение их числа в предшествовавший период влияли объективные факторы, связанные с вовлечением значит, масс нерусского населения в хоз. и политич. процессы, где преобладал русский яз. В СССР в 50—70-х гг. оформилась тенденция на превращение русского во второй родной язык для мн. этносов. Это приводило к вытеснению собственно родного языка из разл. сфер его функционирования, в т. ч. и из образования. На индивид, мотивации в выборе Я. о. воздействовали качество образоват. подготовки, более высокое у учащихся школ с русским Я. о., и возможности продолжить образование в русскоязычных техникумах и вузах (следовательно, и более широкие перспективы проф. и социальной мобильности).
Число Я. о. в рос. школах в сер. 90-х гг. составило св. 50. Гармонизация индивид., этнич. и общенац. интересов в решении проблем Я. о. зависит от последовательности нац. политики и дальнейших реформ образования.
Лит.: Нац. культуры в Рос. Федерации. Информац. бюлл., в. 1—3, М., 1992—93; Дьячков М. В., Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования, М., 1991; его ж е, Социальная роль языков в многоэтнич. обществах, М., 1993; Б а ц ы и В. К., Кузьмин М. Н., Нац. проблемы образования в Рос. Федерации, М., 1994; X p у с л о в Г. В. (сост.), Языковые права этнич. меньшинств в сфере образования, М., 1994; Ле-онтьевА. А., Языковые права человека. Обозреватель, 1994, № 1; Красная книга языков народов России, М., 1944; Гос. языки в Рос. Федерации, М., 1995; Skutnabb-Kan-g a s Т, Language and literacy rights minorities, L., 1990; Linguistic Human Rights, B.-N. Y., 1994; Multilingualism for all, Lisse, 1995.
А. А. Леонтьев.

ЯКОБСОН (Jakobson) Карл Роберт [14(26).7.1841, Тарту, – 7(19).3.1882, пос. Вяндра, ныне в Пярнуском р-не Эстонии], эст. педагог, писатель, обществ, деятель. Окончил Валгаскую учительскую семинарию (1859). Работал учителем нар. школы в Торма (1859—62) и Ямбурге (1862—63), домашним учителем и преподавателем гимназии в Петербурге (1864—71). С 1878 редактор газ. «Сакала» («Sakala»), к-рая ста-
ла ведущим органом эст. нац. движения 70—80-х гг. 19 в. Один из инициаторов создания и с 1881 през. Об-ва эст. литераторов, развернувшего активную деятельность по изданию учебников для школ. В публицистике выступал против сословных привилегий при-балт.-нем. помещиков в области образования, за создание системы нар. школ, подведомственных гос. органам, а не приходам и церк. властям, за перевод обучения на родной язык эст. крестьян.
Автор шк. учебников для эст. нар. школы. Его «Новая азбука» («Uus Aabit-saraamat», 1867) утвердила звуковой метод обучения грамоте и новую орфографию. В «Книге для шк. чтения» («Ко-oli lugemise raamat», ч. 1—3; 1867—76) наряду с произведениями эст. лит-ры широко использовал сведения по естествознанию и истории; применил поурочное планирование, материал излагался систематично, с выделением фрагментов для повторения; в приложении ко 2-й части дал краткую грамматику эст. языка. «Книга...» Я. за 40 лет выдержала 15 изданий и была самой популярной эст. книгой своего времени. Составил и издал шк. учебники географии (1868; впервые разработал эст. уч. терминологию этого курса) и нем. языка (1878), шк. геогр. атлас (1873), хрестоматию для обучения девочек «Бусы» («Helmed», 1880), неск. науч.-популярных книг. Деятельность Я. способствовала созданию орга-низац.-пед. основ массовой эст. нар. школы.
Как писатель Я. известен стихотворениями и пьесой «Артур и Анна» (1872).
С о ч.: Valitud teosed, kd. 1—2, Tallinn, 1959.
Лит.: Jansen E., Poldmae R., C. R. Jakobson, Tallinn, 1968. А. Ю. Эланго.

ЯКОВЛЕВ Иван Яковлевич [13(25).4.1848, дер. Кошки-Новотимбае-во, ныне в Тетюшском р-не Татарии, – 23.10.1930, Москва], чуваш, просветитель, педагог-демократ, писатель. Род. в крестьянской семье. Получил проф. образование. В 1867 поступил в гимназию и организовал в Симбирске (1868) школу для чувашей, к-рая при поддержке И. Н. Ульянова была принята на гос. содержание. Св. 50 лет преподавал в этой школе, ставшей центром нац. чуваш, культуры. После окончания Казанско-о ун-та (1875) возглавлял организован—1 ую им школу, был одновременно инспектором чуваш, школ Казанского уч. округа (до 1903). Содействовал распространению просвещения среди нерус. народов Поволжья: при его участии открыто св. 1200 школ. Расширил подготовку учителей из чуваш, юношей и девушек.
Под руководством Н. И. Илеминского усовершенствовал (совм. со студентом-филологом И. И. Белилиным) чуваш, алфавит на рус. графич. основе, к-рый стал использоваться для издания разл. книг на чуваш, яз. Подготовил и издал
первый двуязычный «Букварь для чуваш...» (1872). При участии Я. были составлены книги для чтения в нач. школе, содержавшие его ориг. рассказы из нар. быта, творчески переработанные образцы фольклора. В этих уч. пособиях Я. применил дидактич. идеи К. Д. Ушин-ского. Для уч. целей перевёл на чуваш, яз. книги для чтения и «Новую азбуку» Л. Н. Толстого. Перевёл произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др. Книги Я. способствовали формированию совр. чуваш, яз. и становлению самобытной чуваш, лит-ры. Написал «Первоначальный учебник рус. яз. для чуваш» (1892). Добился значит, успехов в распространении рус. яз. среди нерус. учащихся. В методике нач. обучения особое внимание уделял формированию активного двуязычия. Содействовал внедрению шк. обучения чуваш, девочек, создавал приюты для сирот. Оказывал метод, помощь учителям, организовывал учительские съезды и курсы.
С о ч: Дет. рассказы, [Чебоксары, 1968]; Воспоминания, Чебоксары, 19832; Письма, Чебоксары, 1985.
Лит.: Спиридонов С. С., Мировоззрение И. Я. Яковлева, М., 1965; И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников, [Чебоксары, 1968]; Волков Г. Н., Идеи межнационального содружества в обществ.-пед. деятельности И. Я. Яковлева, СП, 1973, № 6; Краснов Н. Г., И. Я. Яковлев. Жизнь. Деятельность. Пед. идеи. Очерки, Чебоксары, 1976; Чернова Г. М., Гольцман Ю. П. [сост.], И. Я. Яковлев – выдающийся просветитель чуваш, народа (1848—1930). Указатель лит-ры, ЧебЭксары, 1960. Г. Я. Волков

ЯКУТИЯ, Республика Саха, входит в Рос. Федерацию. Пл. 3103,2 тыс. км2. Нас. св. 1 млн. чел. (1994), в т. ч. якуты (ок. 34%), русские (ок. 50%), украинцы (ок. 7%). Столица – Якутск.
На 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше в 1994 приходилось 911 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 – 792 чел.). В отраслях экономики было занято св. 170 тыс. специалистов, в т. ч. св. 70 тыс. с высшим и св. 71 тыс. со ср. спец. образованием.
Первые рус. школы (гарнизонные) открыты в 1730; в 1739 они преобразованы в навигацкие; после разл. реорганизаций Якутская школа работала до 1783, Охотская – до 1870. С 1735 появились уч-ща Ведомства православного вероисповедания. С 1808 открывались уездные (первое – в Якутске), с 1812 – приходские уч-ща МНП. Работали нач. казачьи школы. Просветит, деятель-
656
ностью занимались ссыльные декабристы М. И. Муравьёв-Апостол (с 1828 в Вилюйске; составил неск. рукописных уч. пособий), А. А. Бестужев-Марлин-ский.
Первая краткая грамматика якут. яз. издана в 1858 в Москве Д. В. Хитровым (алфавит на рус. графич. основе). В 70-х гг. 19 в. стали открываться рус. нач. школы в улусах и селениях, появилось неск. частных школ. Обучению якутов содействовали мн. рус. полит, ссыльные. Домашнюю школу в 1882 открыл в с. Амга писатель В. Г. Короленко, использовавший в учительской практике метод, приёмы К. Д. Ушинского и Н. Ф. Бунакова. В 1869 на базе уездного уч-ща в Якутске основана прогимназия, реорганизованная в 1890 в гимназию. В 1882 открылась жен. прогимназия (с 1900 гимназия). В 1912 организована учительская семинария. К 1917 имелось 173 уч. заведения, в т. ч. 164 одноклассных уч-ща (всего 4,6 тыс. учащихся), 5 уч-щ повышенного типа и 4 ср. уч. заведения. Охват населения школами не достигал 10%. Грамотность среди якутов к 1917 составляла 2%. Преподавание во всех уч. заведениях велось на рус. яз.
С 1920 началось создание сов. школ. В Якут. АССР (с 1922) был введён якут, алфавит на лат. графич. основе и издан букварь, составленный С. А. Новгородо-вым (один из руководителей якут. губ. ОНО), а также первая книга для чтения в школе. В 1923/24 уч. г. насчитывалось 132 школы (6,4 тыс. учащихся). Появились первые дет. сады. Развернулась работа по ликвидации неграмотности. Уже в 1921 работало св. 100 пунктов ликбеза. Было организовано об-во «Ырас олох» («Долой неграмотность!»). Ликвидация массовой неграмотности завершена в 40-х гг.
С 1923/24 уч. г. в школах с преобладающим контингентом учащихся-якутов введено обучение на родном языке. В практику стало входить и интернатное воспитание детей, с течением времени ставшее массовым и нарушившее преемственность семейных традиций сев. народов. С 1926 Якут. гос. изд-во развернуло выпуск якут. уч. лит-ры. Учителей с 1920 готовили пед. курсы (3 года обучения), позже – пед. техникум.
В 1931/32 уч. г. началось введение обя-зат. нач. обучения. В его реализацию видный вклад внесли гос. деятель, учёный и писатель П. А. Ойунский и организатор нар. образования С. Н. Донской. В 1931/32 уч. г. насчитывалось св. 480 школ (38,2 тыс. учащихся). Началось создание проф. уч. заведений (в 1934 работало 17 техникумов и уч-щ). При техникуме связи открылись первые курсы ФЗО для подготовки мотористов, монтёров и др. В 1934 открыт Якут. пед. ин-т. С 1934/35 уч. г. началось шк. обучение на эвенкийском яз., был издан первый эвенкийский букварь (автор – Г. М. Василевич). В кон. 30-х гг. якут, и эвенкийская письменность переведены на рус. графич. основу.
С 1949/50 уч. г. вводилось обязат. 7-летнее обучение. В 1950/51 работало св. 630 школ, в т. ч. 37 средних (всего 65,5 тыс. учащихся; св. половины из них учились в 7-летних школах). В 1961/62 уч. г. осуществлён 8-летний всеобуч. В 685 общеобразоват. школах занималось св. 108 тыс. учащихся, работало св. 6,2 тыс. учителей. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Вместе с тем сфера обучения коренных народов Севера на родном яз. сокращалась. В результате выявились тенденции отрыва значит, массы детей от нац. традиций, утраты знаний родного языка, культуры, истории.
В 1996 в 911 дошк. учреждениях воспитывалось св. 67 тыс. детей. Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составил св. 68%. Св. 500 учреждений вели воспитат. работу на якут., эвенском, эвенкийском и др. языках сев. народов (ок. 30 тыс. чел.).
В 1996 работало св. 700 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. в ведении мин-ва образования – 380 средних, 114 основных, св. 80 начальных (всего ок. 200 тыс. учащихся). В кон. 80-х гг. развёрнута работа по возрождению якут. яз. в школе, по расширению преподавания эвенкийского и др. языков. Разрабатываются разл. варианты развития нац. системы образования. В 1992 введён респ. базовый уч. план (16 вариантов), в к-ром реализуются принципы дифференциации и индивидуализации обучения, развития двуязычия. Создано 9 гимназий (св. 2 тыс. учащихся). Имеются 4 негос. ср. школы. В 19 вечерних школах получало рбразование св. 4 тыс. чел. Св. 80 внешк. учреждений охватывало св. 30 тыс. учащихся. В школах и др. общеобразоват. учреждениях занято св. 18 тыс. учителей и воспитателей, в т. ч. св. 70% с высшим образованием. Повышение квалификации осуществляет Якут. респ. ИУУ (осн. в 1939). Работает филиал (осн. в 1961) моек. Ин-та нац. проблем образования.
Профессионально-техническое образование дают 30 ПТУ (св. 8 тыс. учащихся). Среднее специальное образование обеспечивают 19 уч. заведений (всего 10,5 тыс. учащихся). Имеются 4 пед., культ.-просвет., муз. и худож. уч-ща. В Якутском ун-те (осн. в 1956 на базе пед. ин-та; 10 ф-тов – в 1992) учится ок. 7 тыс. студентов. В 1987 осн. Якут. с.-х. ин-т (ныне академия). В 3 вузах – ок. 10 тыс. студентов.
С 1992 издаются на рус. и якут, языках журн. «Нар. образование Якутии», газ. «Учительский вестник». Выпускается дет. периодика, в т. ч. журн. «Чуоран-чик» («Колокольчик», с 1987).
Лит.: Афанасьев В. Ф., Школа и развитие пед. мысли в Якутии, Якутск, 1966; С о с и и A. A., Расцвет культуры в Якутии, [Якутск, 1972]; Жирков Е. П., Как возродить нац. школу. Шаги Республики Саха (Якутия), М., 1992.
С. П. Васильева, H. H. Винокурова.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Федерации было создано 24 школы фзу со сроком обучения 34 года
Обучения о
Исходя из идеи воспитывающего обучения
Большую роль в просвещении народов севера
Слова распределяются по смысловым

сайт копирайтеров Евгений