Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В нач. школах при обучении грамоте использовался буквослагательный метод: для обучения письму применялись навощённые дощечки; затем ученики переходили к письму на бересте с помощью особых приспособлений — «писал» (найдены писалы, датируемые 12 в.) Для обучения счёту использовалась алфавитная цифровая система (буквенная нумерация). В круг нач. обучения входило и пение. С 11 в. развивалась учительная литература. Граффити (надписи на стенах церк. зданий), берестяные грамоты (11—13 вв., найденные при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове и др. городах), памятники деловой письменности и древнерус. летописания свидетельствуют о значит, распространении грамотности среди разл. слоев населения Др. Руси.

Православные монастыри сыграли значит, роль в сохранении и поддержании традиций отеч. духовной культуры в период монголо-татарского нашествия (13—15 вв.) и агрессии Тевтонского ордена, когда мн. земли и города были разорены, мн. придворные княжеские школы перестали существовать. Земли нек-рых политически ослабленных древнерус. княжеств (Галицкого, Волынского и др.) были захвачены (13 в.) Великим княжеством Литовским и союзным с ним Польским королевством; часть рус. населения оказалась на территории, где офиц. религией считался католицизм. Здесь рус. монастыри и их школы стали оплотом православия и самобытной рус. культуры. Нек-рые сев.-рус. монастыри в трудных условиях развернули освоение новых территорий. С 14 в. оживилась миссионерская деятельность монастырей; были предприняты первые попытки создания на основе старослав. алфавита письменности для народов Р., не знавших графич. письма.

В 14—15 вв. формирование рус. централизованного гос-ва, территориальным ядром к-рого стало Моск. великое княжество, создало более благоприятные условия для развития просвещения. Во мн. рус. городах возникали приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг нек-рых городских приходов объединялись проф. братства ремесленников, купцов, нанимавшие грамотных причетников для обучения подростков чтению, счету; частные нач. школы открывали мастера грамоты. Вместе с тем централизация сопровождалась жестоким воен. подчинением Моск. гос-ву Новгородской и Псковской республик, что нанесло ущерб старейшим отеч. центрам книжности и ремёсел.

Активность римско-католич. церкви на зап.-рус. землях, попытка заключения церк. унии на Ферраро-Флорентийском соборе (1439) создавали атмосферу релит, противостояния и вызывали на Руси стремление к идейной защите православия. Эта задача воспринималась как наиболее насущная после покорения Византии турками (1453), когда на время прервались традиц. связи с центрами вост. христианства. Важнейшая роль в решении этой задачи отводилась образованию.

Постановления Стоглавого собора (1551) создали систему православного образования: под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для подготовки священнослужителей. В

274

организации обучения наметились определённые ступени: начальная (овладение грамотой, чтение Псалтыри и Часослова), профессионализованная (чтение Апостола, что позволяло вести большинство церк. служб), высшая (чтение Библии и овладение христ. книжной ученостью). Ключом к такой учёности было знание древних языков, поэтому образование приобрело грамматич. уклон. В каждом из рус. княжеств долгое время сохранялись свои особенности в языке и письме. В преодолении областнических тенденций и создании общерус. языка особую роль сыграли «Четьи Минеи». Образоват. значение стало придаваться летописям. Крупнейший лицевой летописный свод, утверждавший идеи единства гос-ва под властью «царя Всея Руси», был создан в 70-х гг. 16 в. — при Иване Грозном. Появление книгопечатания в Москве способствовало распространению православной уч. лит-ры Поддержку православ. образованию оказывали центры зап.-рус. учёности: Острожская школа, Львовская и Луцкая братские школы создали продуманные системы обучения, опиравшиеся на греко-визант. и зап.-европ. образоват. традиции. Крупным центром просвещения стала Киевская братская школа (оси в 1615).

С сер. 17 в. в Москве открылись школы, сходные по программам с зап.-европ. грамматическими или учёными: греко-латинская Ртищевского братства (1648), Чудова монастыря (под руководством Епифания Славинецкого; 1653), Заико-носпасская (под руководством Симеона Полоцкого; 1665), Типографская при Печатном дворе (1680). Они подготовили открытие (1687) эллино-греческой школы (впоследствии Славяно-греко-латинской академии), дававшей богословское и широкое светское образование (находилась в ведении Патриарха).

17 в. ознаменован переменами в организации нач. обучения: буквослагат. метод сменился звуковым. Расширилась уч. роль букваря; в него стали включать христ. заповеди, псалмы, иногда толкования непонятных слов. В уч. практику широко вошли азбуковники. С 17 в. в шк. обучении стали использоваться арабские цифры.

Реформы Петра I положили начало светскому направлению в образовании россиян. Это направление отчётливо выразилось прежде всего в организации (с 1701) навигацкой, пушкарской, госпитальной, приказной и др. школ проф. типа, находившихся в ведении соответствующих органов гос. управления (с 1717 — коллегий). Проф. образование тесно связывалось с сословным положением родителей учащихся. В 1714 провозглашена обязательность обучения детей дворян, духовенства, посадских людей, охпдат. Для их нач. подготовки создавались цифирные школы. В 1701 введён гражд. шрифт, упростивший обучение грамоте. Статус гос. уч. заведений получили моек. Славяно-греко-латинская академия и Киево-Могилянская академия, к-рые с 18 в. готовили также специалистов для гос. службы. Духовным регламентом 1721 учреждена система право-слав, школ (в епархиях), семинарий и академий. Центрами науч. образования стали Петерб. АН (осн. в 1724) и Московский университет; при них открыты в начестве подготовит, общеобразоват. уч.»ведений гимназии.

При преемниках Петра I выросло число закрытых воен. и др. сословных училищ, учреждены кадетские корпуса, жен. институты благородных девиц и др. Однако проблема общеобразоват. школы в общерос. масштабе оставалась нерешённой почти до кон. 18 в. По инициативе Екатерины II изучались разл. варианты организации нар. просвещения в странах Европы. Среди советников императрицы были Д. Дидро и др. просветители. В 80-х гг. Ф. И. Янкович де Мириево и группа рус. педагогов разработали общие принципы создания системы нар. просвещения. В её основу был положен австр. образец, приспособленный к условиям Р. После неск. лет испытания проекта в Петербурге и Москве утверждён «Устав народных училищ» (1786), согласно к-рому организовывалась сеть гор. нач. школ — малых народных училищ и главных народных училищ, подведомственных местным приказам обществ, призрения, но с общим пед. руководством, сосредоточенным в спец. Комиссии уч-щ во главе с Янковичем де Мириево. Создание сел. школ не предусматривалось. Действенная система уч. заведений не сформировалась гл. обр. из-за отсутствия финанс. средств и подготовленных учителей. К нач. 19 в. на терр. Рос. империи насчитывалось св. 300 школ и пансионов. Общее число учащихся не превышало 20 тыс., а число учителей — 720.

Первая фундаментальная реформа просвещения в Р. была подготовлена в нач. 19 в. ближайшим окружением Александра I (M. M. Сперанский, H. H. Новосильцев, В. Н. Каразин и др.) как часть общих преобразований в гос. и адм. сферах. Создавалась иерархичная шк. система, распределённая по учебным округам, руководящая роль в к-рых отводилась унтам, а на общегос. уровне подчинённая

18 *

Министерству народного просвещения. «Предварительные правила народного просвещения» (1803) определяли его цель как «нравственное образование граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния». «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» (1804) предусматривал 3 типа общеобразоват. школ — преемственно связанные приходские училища, уездные училища и гимназии. Формально система считалась бессословной, но лишь первые 2 типа школ были бесплатными для населения. Сел. приходские уч-ща вверялись «благонамеренной попечительности» помещиков, уездные уч-ща и губерн. гимназии финансировались из гос. средств. Из ведения МНП исключались нек-рые направления образования и достаточно многочисл. уч. заведения Св. Синода, Ведомства учреждений императрицы Марии, воен. мин-ва и др. Особую категорию привилегиров. уч. заведений для дворян должны были составить Царскосельский и др. лицеи, а также благородные пансионы. На особых условиях управлялись школы Виленского и Дерпт-ского уч. округов, охватывавших территории, лишь недавно вошедшие в состав Рос. гос-ва.

После Отеч. войны 1812 в деятельности МНП проявились охранительные тенденции. Так самодержавие отреагировало на последствия Франц. революции и идеи Просвещения 18 в. В 1817—24 гл. образоват. ведомство Р. именовалось Мин-вом духовных дел и нар. просвещения. Ревизии подверглись ун-ты — адм. центры уч. округов. Из программ гимназий и лицеев исключены мифология, всеобщая грамматика, нач. курс философии, начала экономики и др., усилено преподавание древних языков, географии и истории; введены уроки Закона Божьего. Внимание властей привлекала прежде всего система ср. образования. Были открыты лицеи — Ришельевский в Одессе (1817), Кременецкий (1819), Нежинский (1820). В системе нач. образования была предпринята попытка широко ввести метод взаимного обучения, для чего в Англию направлена группа стажёров, а в МНП разработаны особые уч. пособия.

По «Уставу гимназий...» (1828) уч. заведениям каждого типа предлагалось давать законченное образование; вместе с тем за низшими уч. заведениями сохранялась функция подготовительных к вышестоящим. Курс гимназий увеличен до 7 лет. Приоритет отдан классическому образованию. Как дополнительные в гимназиях разрешалось преподавать т. н. реальные предметы. В ряде губерний благородные пансионы реорганизованы в гимназии. Устав предусматривал открытие и частных уч. заведений, но их уч. планы подлежали обязат. согласованию с уже установленными МНП для соотв. типа школ. В 1829 утверждено «Положение о закавказских уч-щах», в соответствии с к-рым создавались особые гимназии с преподаванием арм., груз., азерб.

275

языков (вместо древних), а также уездные уч-ща с особой программой.

В 30-х гг. министр нар. просвещения С. С. Уваров заявил о намерении «приспособить общее всемирное просвещение к нашему нар. быту, нашему нар. духу»; этот курс выразился в известной формуле «православие, самодержавие, народность», в усилении классицизма как фундамента ср. образования, в разграничении профилей ср. образования, усилении контроля за частной образоват. деятельностью.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Геометрия
Реальные уч заведения предназначались гл обр для детей купцов
Выходцы из знатных семей имели возможность получать образование в ун-тах зап
Историк m
Педагогики

сайт копирайтеров Евгений