Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С была разработана в кон 1950-х - нач 60-х гг амер психологом У Гордоном на основе опыта применения метода групповой генерации идей, получившего назв «мозговая атака» или «мозговой штурм» (Bramstormmg) С развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез (т и сумасшедших идей) и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем пром-сти и управления

В 60-е гг на основе «пром » образца С в США стали проводиться эксперименты по разработке ее уч варианта в начальной, средней и высш школе Главным для соответствующих дидактич поисков стало стимулирование поисковой уч деятельности на основе эмоционально-образного, метафорич мышления При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер

Организация уч работы в С включает след осн моменты 1) Первоначальная постановка проблемы 2) Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации Роль эксперта, компетентного лица, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладаю-

щий определенной подготовкой При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают разл источники информации На этой ступени сбор фактов имеет сугубо подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы 3) Выяснение возможностей решения проблемы (учащиеся предлагают всевозможные решения, учитель и эксперт подробно комментируют их, поясняют, почему предложенные решения не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже на этом этапе) 4) Переформулирование проблемы (каждый самостоятельно переформулирует проблему в своем собственном понимании, тем самым как бы приближая проблему к себе) 5) Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается) 6) Выдвижение образных аналогий (учитель побуждает группу к поиску ярких, метафорич аналогий, заложенных в проблемной ситуации явлений, этап - ключевой для С)

При поиске аналогий наряду с прямым сопоставлением предметов и явлений учитель побуждает учащихся к привлечению «личностных» и «символических» аналогий, играющих ведущую роль в групповом творческом процессе

«Личностные» аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением Напр, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?»

«Символическая» аналогия сводится к краткой фразе из 2—3 слов, выражающей в образной форме суть проблемы Такие фразы представляют собой сочетания контрастных понятий Напр, физич проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горящий лед», а суть биол проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как «безопасная атака»

В ходе поисковой деятельности привлекаются также т и фантастич аналогии, к-рые могут строиться на воображаемом изменении законов природы, создании особого гипотетич мира, где «возможно все, что угодно» Напр, в проблеме, где требуется найти способ подачи воды на вершину горы, в качестве одной из «фантастич » аналогий может выступать гипотетич мир, в к-ром «изменен» закон гравитации и вода течет вверх

7) «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы Наряду с учителем в руководстве «подгонкой», как правило, участвует и эксперт Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых ана-

логий Если подход к проблеме (или готовое решение) приемлем, он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке На этом завершающем этапе группа определяет, решена ли поставленная проблема или следует избрать новый подход к поиску решения (а возможно, и отложить решение на нек-рое время)

В основе С лежит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях ее целенаправленного построения в уч процессе использование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности, ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска, их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой в сочетании с последующим рационально-логич анализом и отбором найденных решений, взвешенным, аналитич осмыслением полученных результатов В качестве субъекта познания в С выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа Специфич чертой данного метода является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорич аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия

С используется в двух оси вариантах выработка, создание новых представлений (от известного - к неизвестному) и овладение новыми представлениями (от неизвестного - к известному)

С направлена на углубленное осмысление изучаемого материала, может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом Она обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся Дидактич особенности С связаны с формированием опыта поисковой деятельности, развитием видения проблемы, включением нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся Важная черта С - формирование у учащихся положит опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений

Значит упорядоченность, отработанность процедур С делают ее «совместимой» с уч процессом В это же время работа по этому методу требует от учителя определенной психолого-пед квалификации и высокой отдачи Опыт применения С пока довольно ограничен - она используется в уч процессе нач, ср и высш школы США, в практике образования взрослых др стран в качестве своего рода «авангардного» дидактич средства

Лит GordonW J J, Synectics The development of creative capacity, L, 1968, GordonW J J, The metaphoncal way of learnmg and knowmg, Camb (Mass), 1970, Wilson

327

S H, Greer J F, JohnsonR M, Synectics a creative problem solving technique for the gifted, «The Gifted Child Quarterly», 1973, v 17, № 4, JoyceB, WellM, Models of teachmg, № V, 19863 M В Кларин

 

СИНТЕЗ (от греч synthesis - сочетание, составление), соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практич деятельности, так и в процессе познания С - одна из оси мыслительных операций Целостность - характерная особенность восприятия, понятие формируется путем синтезирования отд существенных признаков предметов и явлений, С включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи), на основе С происходит объединение компонентов в процессе формирования двигат навыка

С неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, синтетич знание об объекте основывается на выделении его составных частей или частных особенностей С тесно связан с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с к-рыми составляет логич аппарат мышления.

В ходе умственного развития ребенка С в форме отвлеченных понятий предшествует С на уровне практич и игровых действии в форме реальных преобразований объектов Разбирая и собирая игрушечные пирамидки, составляя из отд элементов мозаики определенную фигуру и т и, ребенок практически совершает наглядно-действенный С От С в плане действий ребенок переходит к С в плане конкретных образов и представлений, к-рый развивается в процессе изобразит и продуктивной деятельности Формируясь сначала в практич деятельности, С становится затем операцией или стороной понятийного мышления и опосредствования им новых действий Все эти формы С выступают необходимым основанием для систематич усвоения знаний в процессе обучения и совершенствуются в этом процессе

Соединенный с анализом в единую ана-литико-синтетич структуру, С на разных этапах решения к -л мыслительной задачи может занимать разл место Он может предшествовать анализу С дает общую направляющую идею аналитич работе над материалом, позволяет углубить и осмыслить его Напр, чтобы написать сочинение, учащийся должен иметь нек-рое общее представление, оси идею, в соответствии с к-рой он производит отбор фактич материала В др случаях С может иметь место после анализа как его результат Напр, выделив все буквы в слове, соединив их в слоги, учащиеся воспринимают целое слово Роль С здесь состоит в получении нового объекта из отд элементов

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обучения гл недостаток уч работы школ филантрописты усматривали в господстве зубрежки

Образования
Преобразование содержания образования за счёт разработки новых программно-метод

сайт копирайтеров Евгений