Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С о ч.: Избр. произв., т. 1—8, М., 1963—68.

Лит.: С. Г. Струмилин, М.. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.

М. В. Богуславский.

 

СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич [1(13).1.1880, с. Кошаринцы, ныне в Винницкой обл. Украины, - 18.7.1967, Москва], теоретик и историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер пед. наук (1961), проф. (1926). По окончании ист. отделения Моск. духовной академии (1903) преподавал в Перми - в духовной семинарии и жен. гимназии; в Оренбурге (с 1907) - в духовной семинарии, Учительском ин-те, Ин-те нар. образования (в 1919—26 ректор), в Казани (с 1926) - в Вост. пед. ин-те. Затем был на науч. работе в Программно-метод. ин-те (1932—37), Центр. НИИ педагогики при ВКИПе (1933—37), НИИ школ НКП РСФСР (1938—44), Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР (1944—67).

В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории и практики единой трудовой школы II ступени, в т. ч. вопросы содержания образования в рамках комплексной системы обучения, а также политехнизма, дифференциации образования и др.

В 30-х гг. обратился к проблематике истории педагогики. Предложил классификацию пед. течений, основанную на взаимосвязи их социальных и пед. характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно-преобразующей роли педагогики; при этом считал социально-классовые факторы в её развитии доминирующими. По С., пед. процесс должен быть активным, основанным на «взаимодействии между воспитателями и воспитанниками», к-рое направлялось бы на развитие личности учащегося.

С сер. 30-х гг. занимался историей рус. школы и пед. мысли. Изучая период Киевской Руси, пришёл к выводу, что отеч. пед. знание формировалось не только под византийским и зап.-европ. влиянием (как было принято считать), но и на основе нар. педагогики.

Важнейшая науч. заслуга С. - публикация пед. наследия В. Ф. Одоевского, П. Г. Редкина, Н. X. Весселя и др. В цикле статей о педагогах-гуманистах, а также по истории нач. образования в России в 19 - нач. 20 вв. показал развитие демокр. идей в отеч. педагогике, противопоставленных офиц. школе (обществ.-пед. движение 70—80-х гг. 19 в., деятельность земских учреждений, обществ нар. образования и др.). Исследовал жизненный путь и пед. творчество К. Д. Ушин-ского. Провёл большую текстологич. работу над его произведениями, открыл ряд неизвестных рукописей. С. подготовил к печати наиб, полное и систематичное собр. соч. Ушинского в 11 тт. (1948- 52), ввёл в науч. обращение архив Ушинского в 4 тт. (195?—62). Показал вклад Ушинского в разработку психол. и теоре-тико-познават. основ обучения, в особенности вопросов построения содержания образования.

Особое внимание в науч. работе уделял источниковедч. и историографич. аспектам, публикации материалов с развёрнутыми комментариями.

С о ч.: Настольная книга для работника просвещения трудовой школы, Оренбург, 1922—23; Психология. Опыт систематич. изложения осн. вопросов науч. психологии с точки зрения диалектич. материализма, Оренбург, 1923; Теоретич. дискуссия в сов. педагогике. Критич. очерки, М., 1930; Педагогика Киевской Руси как предмет ист. изучения (Обзор основных направлений и работ дорев. эпохи), «УЗ НИИ школ НКП РСФСР», 1940, т. 3, в. 1; Очерки по истории нач. образования в России, M., 19532 (соавт.); Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; Очерки жизни и пед. деятельности К. Д. Ушинского. (Биография)^., 1960.

Лит.: В. Я. Струминский. Биобиблиография, М., 1980. М. В. Богуславский.

 

СТЫД, чувство, выражающее осознание человеком несоответствия своих (а также близких и причастных к нему людей) поведения, поступков, мотивов и моральных качеств принятым в данной среде нормам. С. переживается как в случае действительного несоответствия, так и мнимого. Переживание С. тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, к-рые могут выразить своё осуждение по поводу нарушения норм, принятых в данном обществе. В истории философии высказывалось мнение (напр., B. C. Соловьёвым), что С. является специфич. чувством, указывающим на недостойность природных влечений человека. Способность стыдиться позволяет человеку отделять в своём сознании себя от естественных физиол. потребностей; этим объясняется, напр., стыдливость в половых вопросах. Вместе с тем культурно-ист, опыт свидетельствует, что предмет С. шире; в частности, С. выражает осознанное или неосознанное беспокойство личности о своей репутации. Роль С. как универсального контрольно-императивного механизма самосознания особенно велика в обществах и общностях, где соблюдение обычаев и традиций - обязательное условие жизни каждого человека, а крайне незначительное отступление от принятых стандартов поведения резко порицается. О людях с подорванной репутацией говорится, что они «потеряли лицо». Развитое на этой основе чувство С. имеет чётко выраженные внеш. проявления: «покраснеть от стеснения», «потупить взор» и т. д. В этом плане С. включается в др. механизмы самоконтроля личности, отражаемые в понятиях чести, вины, совести, к-рые вносят в чувство С. соответствующее им содержание.

Р. Г. Апресян, А. Ю. Согомонов.

 

СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).

Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленное™ С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни её носителей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Образованием
Образованием
Под влиянием этой традиции обозначение науки об образовании проникло в нек рые страны
Образования с
Самореализации согласно воззрениям представителей гуманистич образования

сайт копирайтеров Евгений