Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Алигьери «О монархии» (1310—11) Она определила визант идеологию священной державы и отчасти нек-рые традиции правосл ветви христианства (ср на Руси идею Третьего Рима), в зап части Рим империи слабость, а затем и крушение государственности привели к усилению власти рим епископа (папы), перенявшей также и светские функции, но и там имперский принцип (на время оживленный Карлом Великим и его наследниками) сохранял, как видно на примере того же Данте, идеологическую значимость На фоне сакрализации трона реальность вновь и вновь создавала конфликты между христ совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианства идеалы мученичества и исповедничества, морального сопротивления власти Неоднозначно также отношение христианства к греко-рим культурной традиции Христ авторы в резких выражениях критиковали самоцельные дискуссии фи досовских школ, внешний лоск риторич образованности, гедонизм поэзии, музыки, театра и пластич иск-в, а также исконную связь всего этого с языч культом «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие'», - спрашивает апостол Павел (1-е Послание к коринфянам 1,20) С др стороны, универсалистское устремление христ миссионерства делало неизбежным усвоение языка греко-рим культуры

Важной вехой в истории христ образования явилось создание во 2 в катехе-тич школы в Александрии, где наряду с основами вероучения преподавались светские дисциплины, ее известнейшими преподавателями были Климент Александрийский (ок 150 - ок 215), акцентировавший значение знания для христианина, и Ориген (ок 185 - ок 254) - первый христианский религ философ (в строгом смысле этого слова), немало сделавший также и для усвоения христ библейской экзегезой навыков филол культуры Хотя определенные тезисы Ори-гена были осуждены как еретические, исходивший от него импульс христ рецепции платонизма оказал широкое воздействие на авторитетнейших представителей патристики (т и отцов церкви) Красноречиво уже то обстоятельство, что в центре важнейших богословских споров 4 в стоял вошедший в т и Символ веры термин «единосущный» (греч homoousios), взят он не из Библии, а из проф обихода филос школ Это только один пример систематич перевода христ вероучения на язык греч интеллектуальной культуры Мыслители церкви одновременно были озабочены тем, чтобы специфика христианства не оказалась растворенной в навыках секу-лярного мышления Поэтому у одних и тех же христ авторитетов (в эту эпоху и позднее) мы встречаем различные, по-видимому, противоречащие друг другу, даже контрастные оценки языч филос наследия Суждения, к-рые могут показаться совр читателю проявлением крайнего фанатизма и обскурантизма, неожи-

547

данно соседствуют с глубокой и серьезной заинтересованностью в антич культуре Это не простая непоследовательность, это выражение реальной сложности ситуации На исходе античности формализуется двух ярусная система светской образованности низший ярус - тривиум (букв -три пути), т с грамматика, риторика и «диалектика» (логика), умение корректно говорить, писать и мыслить, второй ярус - квадривиум (букв - четыре пути), т с матем дисциплины музыка, арифметика, геометрия, астрономия

X к эпохи расцвета патристики (4—5 вв) развивалась на фоне соперничества христ и языч школ, причем ведущие богословы и проповедники получали языч филос и риторич образование Положение стало меняться на переходе к средним векам На Западе крушение Рим империи и новые варварские нашествия создали ситуацию всеобщего хаоса, единственными оазисами цивилизации остаются бенедиктинские монастыри Книжная культура становится монополией клира, хранящего для литургич нужд традицию грамотности и лат речевой культуры (так латынь становится для католич Запада единств сакральным языком вплоть до реформ 2-го Ватиканского собора уже в наши времена) Не приходится удивляться, что в обстановке разрухи древние тексты нередко стирали с пергамента, чтобы вписывать молитвы или поучения Когда мы читаем авторов языческого Рима, в т ч и тех, к-рые не очень хорошо согласуются с идеями X к, - скептич Лукреция, легкомысленного Овидия, циничного Петрония, мы не должны забывать, что они нам доступны только потому, что поколения монахов из века в век простирали свою заботу о сохранении культуры так далеко, что прилежно их переписывали На визант Востоке (см Византия) ситуация была неск другой Империя в трудной борьбе выстояла, постепенно сокращаясь в размерах и оскудевая, вплоть до 1453, когда Константинополь был взят турками-османами Отношение к культуре однозначно языческой постепенно становится репрессивным в 529 имп Юстиниан I закрыл знаменитую Афинскую школу - оплот языч неоплатонизма, но система светского образования остается параллельно с церковной Отсюда проходящее через всю историю Византии противостояние двух культур - столичной, допускавшей светские и даже оккультные интересы, особенно предосудительные с т зр христианства, и монашеско-аске-тической Народы, получавшие православную традицию от Византии, в частности южные и воет славяне, оказались знакомы почти исключительно со второй Мистико-аскетич тенденция победила в самой Византии в сер 14 в с торжеством исихазма, представители секу-лярного направления часто направлялись на Запад, где распространяли значение греч языка

Между тем на Западе (разделённом с 11 в. с православным Востоком церк. расколом) панорама X. к. становилась всё более сложной. Клерикальная школа создала схоластику, в букв, смысле слова - философию школы. Классич. схоластика основана на убеждении в принципиальной возможности гармонии между верой и рациональным пониманием, хотя и при примате веры. Она шла от слов Августина (354—430): «Итак, понимай, чтобы веровать, веруй, чтобы понимать». Её суть сформулирована Ансель-мом Кентерберийским: «Вера, стремящаяся понимать». Но понимание для схоластики неразрывно связано с формально-логич. процедурами, с дефинициями и силлогизмами; отсюда особое значение, к-рое приобретает для неё первоучитель логики - Аристотель, к-рого называли «предтечей Христовым в вопросах естественного понимания» (praecursor Christi in naturalibus). Нельзя сказать, что особый интерес к логике был совсем чужд православным богословам Византии; Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 749), важнейший кодификатор православной нормы, предпослал когда-то своему гл. труду «Родник знания» изложение основ логики. Но в зап. схоластике этот интерес достигает уникальных масштабов. При этом схоластич. движение, имевшее благодаря своей латино-язычности между нар. характер, с 13 в. создавало в Зап. Европе сеть ун-тов, функционировавших как клерикальные институции.

13 в. - век расцвета нормативной ка-толич. схоластики. Нормативность эта осуществлялась в рамках характерного для зап. средневековья авторитарного плюрализма: многообразие монашеских орденов обосновывало нюансы вероучит. нормы, и одновременно с доминиканцем Фомой Аквинским выступал с неск. иной доктриной францисканец Бонавентура (ок. 1217—74). В 14 в. наступает кризис; равновесие между мистич. и рациональным элементами перестаёт казаться убедительным. Поднимающаяся тем временем гор. культура ищет свою дорогу, отчасти на путях мистики, к-рая не признаёт диктата схоластич. формализации и требует свободы для непосредств. релит, переживания (что было характерно ещё в 13 в. для раннего францисканства и ряда народных «еретич.» движений), отчасти на путях секулярных. Возрождение открывает заново эстетические и вообще «нешкольные» аспекты антич. культуры, к-рые в ср. века были оттеснены «школьными». При этом получают свободу вольнодумные, гедонистич. и отчасти оккультистские тенденции, враждебные христ. норме. Но это отнюдь не означает, что движение т. н. гуманистов было всецело антихристианским: история знает явление христ. гуманизма, к-рый ищет новых подходов внутри христианства, оживляя интерес к греч. оригиналу Нового Завета и т. п. В этом отношении характерна фигура Эразма Роттердамского, реформатора зап.-европ.

системы образования; широко известна его иронич. «Похвала Глупости», но для него самого, надо полагать, не менее важны были комментарии к Новому Завету, «Оружие христианского воина» и труды по изданию новозаветных и патри-стич. текстов. Критикуя схоластич. парадигму католич. культуры, он не хотел разрывать с традицией; однако более радикально настроенные деятели (Лютер, Меланхтон, Цвингли и Кальвин) выступили инициаторами Реформации, отвергшей папство как реальность и идеологию, разбившей единство зап. христианства и породившей протестант, конфессии и деноминации.

Протестантизм создал культуру со своими специфич. чертами, в их числе: особый интерес к Библии, включая Ветхий Завет, библейские чтения вслух в семейном кругу; перенос акцента с церк. таинств и обрядов на проповедь, а с повиновения духовным «предстоятелям» (будь то католич. «director conscientiae», т. е. «руководитель совести», православный «старец» или просто институциональный глава приходской или монашеской общины), с отмененной практики регулярной церк. исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, упорядоченность в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равноудалённая от монашеской аскезы и аристократич. великолепия. Такая культура воспитывала трезвых, грамотных, инициативных, внутренне уединенных людей - человеческий тип, сыгравший очевидную роль в становлении раннего капитализма и вообще новоевроп. цивилизации (ср. концепцию «протестантской этики» у М. Вебера).

Недаром протестант. Север Европы (к к-рому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католич. Юг, не говоря уже о православном Востоке. Однако при всей специфике конфессиональной ориентации, при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16—17 вв. в кровавые религ. войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей X. к. обнаруживаются общие свойства. И Меланхтон вместе с наследниками своего дела в пределах различных направлений протестантизма, и такие убеждённые сторонники Контрреформации, как иезуиты (и пиаристы), объективно общими усилиями разрабатывают и насаждают в Европе новую систему шк. дела (стремление заинтересовать учеников и возбудить в них задор соревнования, а не полагаться лишь на репрессивную дисциплину; внимание к эстетич. воспитанию на памятниках антич. лит-ры), к-рая была бы невозможна без опыта гуманистов Возрождения. Схоластика оттесняется на периферию, хотя не уходит из жизни: для католич. стран, особенно Испании, в 16—17 вв. характерен определённый расцвет «второй» схоластики; в православ-

548

ном ареале Зап. Руси (Киево-Могилян-ская академия) и затем Москвы (Славяно-греко-латинская академия) запоздалый приход «бурсацкой» схоластики в 17—18 вв. был первым ист. шагом к усвоению формализованного филос. мышления; впоследствии этот феномен подвергался понятным, но не вполне адекватным нападкам с противоположных сторон - со стороны приверженцев радикальной секуляризации культуры и со стороны ревнителей идентичности мистико-аскетич. православной традиции (ср. выражение видного православного богослова 20 в. отца Георгия Флоров-ского о латинской «псевдоморфозе» в православной семинарской учёности); характерно, что в России, в отличие от Европы, с самого начала ун-ты не имели богословских ф-тов и были институционально обособлены от системы церк. образования. Даже богословская работа в протестантских ареалах долго сохраняла известное влияние схоластич. моделей. Параллельно ведётся на противоположных полюсах конфессиональной панорамы, куда более регулярная, чем в ср. века, борьба за утверждение христ. морали и элементарных знаний о христ. доктрине в массах мирян (можно отметить сходство в двух течениях, зародившихся в 18 в.: католич. конгрегации редемптористов и методистов, своим крайним протестантизмом отпугнувших от себя даже англикан; методисты с одной стороны, и иезуиты - с другой сыграли решающую роль в насаждении той строгой и одновременно психологически осмотрительной нормы сексуального воспитания юношества, к-рая была обычна для «приличных» семей в 19 в. и оказалась разрушенной лишь «сексуальной революцией» 20 в.).

После драматич. попыток восстановить единство европ. христианства на монокон-фессион. основе новое время приходит к компромиссу по формуле: Cuius regio, eius religio» («Чьё царство, того и вера»); идея вселенской или хотя бы всеевроп. общины христиан уступает место идее гос. регулирования религ. жизни подданных в рамках суверенитета данного режима, а затем, особенно начиная с эпохи Просвещения, - идее свободы совести. Вырабатываются между нар. и межконфессион. типы религ. эмоциональной культуры (напр., мистич. движения интимно-кружкового типа, называвшиеся в лютеранстве пиетизмом, а в католицизме квиетизмом и влиявшие в России на рубеже 18 и 19 вв. не только на конфессионально безразличных членов масонских лож, но и на такого иерарха Православной церкви, как Святой Тихон Задонский).

Секуляризаторские тенденции нового времени последовательно выявлялись и пропагандировались антиклерикальным крылом Просвещения (франц. энциклопедисты и всеевропейское «вольтерьянство»). Сомнению подверглась как практика церкви, так и идеал христианства; в противовес ему выдвигается само-

довлеющий концепт земного прогресса Приходит конец т и союзу Трона и Алтаря, к к-рому свелась в абсолютистскую эпоху идея христ теократии (если ранние бурж революции еще прошли под лозунгами Реформации, то во время Франц революции кон 18 в была проведена кампания «дехристианизации», предвосхищающая кровавое «воинствующее безбожие» рос большевизма), миновала «константиновская эра» христианства как гос религии Оспорено само привычное понятие православной, католич или протестант нации, во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а ныне из-за широкого развития миграции рабочей силы - и рядом с ина-коверующими Процессы, продолжающиеся и в наст время, требуют от христиан понимания новых задач Еще с 19 в в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христ традиции социальной доктрины, отвечающей времени (энциклика Льва XIII «Rerum novarum», 1891) Культовая практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962е5) и католицизма начала адаптироваться к новым моделям человеч поведения и самоосознания («мессы для молодежи» и т п) Модернизаторские попытки рус «обновленчества» провалились из-за большой силы православного консерватизма и того, что лидеры «обновленчества» скомпрометировали себя предательским поведением во время антицерк репрессий Вообще, вопрос о границе между законным пересмотром привычных воззрений и обыкновений в свете нового опыта и отказом от тех традиц ценностей, с к-рыми неразрывно связано христианство, о легитимном соотношении «канона» и новаторства в христ образовании является сегодня чрезвычайно острым для всех христ вероисповеданий, его фон - распространение X к за пределами прежнего христ мира, уже не связанное, как еще недавно, с колониальным доминированием «христ » стран и порождающее, как уже было в древности, миссионерские проблемы «инкультурации», введение X к в контекст иных цивилизаций, один из его аспектов - попытки преодолеть конфессиональную рознь, т и экуменизм (ср, напр, взаимное снятие многовековых анафем между православным Константинополем и католич Римом в 1965) и выработать более уважительное и мирное отношение также и к нехрист религиям Во всяком случае, совр христианство - это не религ самооформление однородного социума, не наследие предков, автоматически наследуемое потомками, но прежде всего вера миссионеров и новообращенных в противоречивом и динамичном мире С С Аверинцев Лит Христианство и культура сегодня Итал Ин т культуры, M, 1995, Библиография [работ по христианству] Сост священник А Н Троицкий, в кн Христианство Энциклопедия словарь, т 3, M, 1995, с 489—527

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров) Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб близко его характеру Включенное в образоват процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в - собств художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т д) определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич деятельности Задача X в ребенка в уч процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности) руководить контактом ребенка с миром прекрасного

Воспитат функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации худож знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус пер, т 1—4, 1956—70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч познания от науч -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) - в преподавании иск-ва в школе, в науч -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др

В России попытки систематич X в уч-ся общеобразоват школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл обр в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др На рубеже 19—20 вв в работу по X в включились пед об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч разработке проблемы шк худож образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва

В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918—19) программа худож образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т ч по истории иск-ва.

Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина) Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат эффективности систематич экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Заведений
Способность к различению шумов
Российская педагогическая энциклопедия преподавателя 11 образования
К рый превратился в настоящую пед лабораторию система обучения ф была поддержана федеральным пр вом
Предполагалось раздельное обучение

сайт копирайтеров Евгений