Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;
может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, "ноу-хау";
структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, то, что было средством, позднее может стать условием и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведениях несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.
Профессионалом можно считать человека, который:

овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям;
изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии;
стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности;
способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Становление названных качеств профессионала проходит ряд уровней, этапов, ступеней. Мы выделили выше эти вехи на пути к профессионализму. Подчеркнем еще раз, что их названия условны, они могут быть заменены. Главное, что мы хотели подчеркнуть, - это качественные изменения профессионализма на отдельных этапах, которые можно изучать, формировать, шлифовать у себя и у другого человека, учитывать при аттестации.
Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того - профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным (экстремальные и неопределенные условия, шумы, вибрации, а также стрессы в отношениях, социальные роли, провоцирующие человека к неблаговидным поступкам, например, у специалистов, имеющих власть над другими людьми и могущих злоупотреблять ею), вызывающим негативные сдвиги в психике, деформации и личности человека. Происходит выпадение положительных психологических качеств, утрированное развитие негативных качеств человека-специалиста. Психологи уже изучали и им предстоит далее выявлять, какие положительные психические качества являются наиболее развиваемыми, упражняемыми в данной профессии, а какие - наиболее поражаемыми, как это происходит в разных профессиях. Близкую задачу для своего самоанализа может поставить и каждый человек, задумываясь над тем, какие изменения произошли в его личности под влиянием профессиональной среды и как можно противостоять негативным воздействиям среды, если они есть.
Возрастное становление профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития, которое описано выше. Так, каждый возрастной этап профессионального развития отличается качественным своеобразием:

"профессиональный" возраст (зрелость человека как профессионала) может не совпадать с хронологическим, а также с психологическим возрастом;
становление профессионала на возрастной шкале характеризуется неравномерностью его отдельных сторон; отдельные возрасты сензитивны, наиболее чувствительны к разным видам профессиональной деятельности;
существует возможность появления кризисов профессиональной деятельности в переходные периоды возрастного развития (от молодости к зрелости, от зрелости к пожилому возрасту);
с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсаторности в ходе развития профессионала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Каждому человеку желательно знать специфику профессиональной деятельности и общения в отдельных "взрослых" возрастах и тщательно готовить себя к решению профессиональных задач предстоящего возраста.
Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности. Каждый из шагов продвижения к профессионализму разные люди проживают различно: по-разному приспосабливаются к профессии, неодинаково выражают себя в профессии, в разной степени стремятся и готовы к профессиональному мастерству и творчеству. Соответственно отличаются сочетания профессионально важных качеств (мотивационных побуждений, техник профессионального мышления, видов способностей), образуя неповторимые индивидуальные личностные профили ПВК. Индивидуальность может возрастать по мере роста профессионализма, особенно на этапах творческого освоения профессии. Индивидуализация профессиональной деятельности и профессионального общения может иметь характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей и, наконец, подниматься до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.
Практическое освоение профессии (профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный тренинг), несомненно, требует целостного видения труда в профессии во взаимосвязи его задач, средств, результатов и др. Вместе с тем профессиональное обучение может:

использовать позадачный (помодульный) подход, когда поэтапно формируются разные виды профессиональной деятельности и общения в зависимости от их задач;
применять поситуационный подход с отработкой различных типов профессиональных ситуаций, вариантов профессионального поведения при изменении профессиональных ситуаций; непременно учитывать личностный подход с последовательной отработкой необходимых ПВК для данной профессии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Продуктивны индивидуализированные программы профессионального обучения с учетом индивидуальной траектории продвижения специалиста к профессионализму.

Проблемы для обсуждения:
1. Психологическое становление профессионала.
2. Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала.

Список рекомендуемой литературы
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.; Питер, 2001.
Поваренков Ю.П., Психология становления профессионала. Курск, 1991.
Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
11.6. Философские и психологические концепции образования
11.7. Проблема таксономии образовательных целей
11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
Список рекомендуемой литературы

11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования

Измерения человеческого существования
Проблема смысла человеческого существования
Представления о ценности образования и базовых ценностях общества
Ценности образования в российской педагогической школе
Измерения человеческого существования
Существование человека имеет особый статус - оно не внеприродное, но и не только природно-телесное существование. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специфика человеческого бытия состоит в пересечении, взаимодействии трех относительно разных измерений его существования:

Реально существует отдельный человек, - прежде всего мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое измерение человеческого существования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира - это второе измерение бытия человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Человек существует и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве, - исходные характеристики существования человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и не универсальной детерминации жизни человека со стороны его тела. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Характер бытия конкретного индивида является преходящим, но поскольку жизнь его связана с жизнью рода, то для каждого из индивидов, живущих сейчас на Земле, есть место на едином "генеалогическом древе" человечества, идущем от самых первых человеческих существ, а через них - от животных предков человека и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Каждое преходящее существование включено в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия. Эта включенность в общее развития человечества обеспечивается благодаря образованию человека, его обучению как способу обеспечить связь поколений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблема смысла человеческого существования

Каково значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос, определяющий ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Среди многих подходов к решению этого сложного вопроса можно выделить три главных:

смысл жизни изначально присущ в ее глубинных основаниях;
смысл жизни - за пределами самой жизни;
смысл жизни создается, созидается самим человеком. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Постановка вопроса о смысле жизни является, по сути, признанием, что жизнь, как она есть, бессмысленна. Такой вопрос о смысле жизни человека, вопрос "Зачем живет человек?" есть отражение сомнения в смысле человеческого существования. Однако попытка найти ответ на этот вопрос позволяет человеку более глубоко задумываться о том мире, в котором он живет, о тех целях, которые он перед собой ставит. Ответ на этот вопрос тесно связан с его пониманием своего места и в человеческой истории. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как "краткий" эпизод в безграничной длительности мира. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Но сегодня все энергичнее актуализируются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества - важные "мгновения", ибо они включены в уникальный "человеческий эксперимент". Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за "судьбу бытия", выражающуюся, в том числе, и в поисках смысла жизни. Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Представления о ценности образования базовых ценностях общества
В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

это ценности образования как ценности государственной;
как ценности общественной;
как ценности личностной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Ценности образования в российской педагогической школе

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности) (См. дополнительный иллюстративный материал.), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

Проблемы для обсуждения:
1. Специфика человеческого бытия.
2. Проблема смысла жизни человека.
3. Связь культуры полезности и культуры достоинства с ролью образования в обществе.
4. Размышления педагогических школ прошлого о ценностях образования.

11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества

Связь образования и культуры
Образование как система
Тенденции развития современного образования
Связь образования и культуры
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

постфигуративную;
кофигуративную;
префигуративную. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми - это "схема будущего для их детей". (См. дополнительный иллюстративный материал.) Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Образование как система
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Контролирующая часть отслеживает ход выполнения действия
Богданов И. и др. Психология и педагогика педагогики 12 педагогика
Его типы соотношение сознания
Дополнительный иллюстративный материал
Дополнительный иллюстративный материал

сайт копирайтеров Евгений