|
<<< ΛΛΛ >>>
Итак, перейдем к материям совсем несхожим.
Апостол Павел говорит о женщине: “она будет спасена через деторождение”; он заканчивает фразу, говоря об обоих супругах: “...если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием” [1 Тим. 2, 15]. Стоит отметить, что в греческом подлиннике (как и в других древних языках — еврейском и латинском) слово, переводимое как вера, означает также и “верность” (hnvma, pistij, fides). До сих пор в некоторых контекстах употребительно церковнославянское обозначение верующих — “верные” (“литургия верных”). Едва ли благоразумно было бы сказать, что у одного и того же слова — два альтернативных перевода: или “вера”, или “верность”. Что называется, омоним, как “лук” — растение и “лук” — оружие. Вот уж нет: в том-то все и дело, что для Библии Ветхого и Нового Завета — вера и есть верность, верующий и есть верный. Но это — сюжет настолько важный, что к нему еще будет необходимо вернуться. Пока продолжим обзор приведенных слов апостола Павла.
“Спасена через деторождение”: апостол имел основания особенно акцентировать этот момент для женщины. Материнство естественным образом занимает в ее жизни гораздо более существенное место, чем отцовство — в жизни самого чадолюбивого, доброго и ответственного мужчины. Каждый из нас, кто был в младенчестве вскормлен материнской грудью и утешен материнской лаской, получил первоначальное посвящение в высокие таинства; мы не в меру легко это забываем и начинаем ни во что не ценить — но Вяч. Иванов, знавший толк в посвящениях, сумел воспеть эту инициацию в сонетах своей “Нежной тайны”.
Всем посвящения венцы
Нам были розданы — и свиток
Прочитан всем, — и всем напиток
Летейский поднесли жрецы...
Мать, кормящая и, по чудному русскому народному выражению, жалеющая свое дитя, есть недостойный, но подлинный образ — чего? Конечно, пренепорочного Материнства Пресвятой Девы; но осмелимся и возьмем еще выше. Слово, означающее в Ветхом Завете милость Божью, образовано от корня, означающего, собственно, материнскую утробу; память об этом сохранена в диковинном славянском словообразовании “благоутробие”. Пророк Исаия, между всех пророков пророк милости, вновь и вновь прибегает для описания Божьей ласки к метафорам материнства:
“Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,
и восклицайте, горы, в ликовании:
ибо утешил Господь народ Cвой
и помиловал страдальцев Своих.
А Сион говорил: “Оставил меня Господь,
и Бог мой забыл меня! “
Забудет ли женщина младенца своего,
Не пожалеет ли сына чрева своего?
Но если бы и она забыла,
то Я не забуду тебя”.
[49, 13-15]
“На руках будут носить вас
<<< ΛΛΛ >>>
Есть над чем задуматься в глазах свидетеля правды божией каждый другой именно в силу своей символом единства Природа человека испорчена грехом много основательно
|
|