<<< ΛΛΛ >>>
ему песню, предвещающую урожай и богатство; наоборот, если выбор падет на
«бедную Коледу» — это служит предзнаменованием неурожая и бедности... Земные
урожаи зависят от деятельности стихийных духов. Носясь по воздушным
пространствам в буйном полете грозовых туч и ветров, духи эти нисходят на землю
оплодотворяющим семенем дождя, преобразуются в ее материнских недрах в
бесчисленные зародыши и затем нарождаются разновидными и роскошными злаками.
Вообще все растительное царство представлялось древнему человеку воплощением
стихийых духов, которые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарниками и травами
(облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых
или житных гениев. По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи в
летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают
жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех
колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последне срезанными колосьями
он попадается в руки жнеца и в их последнем — дожиночном — снопу приносится на
гумно или в дом земледельца. Вот почему дожи-ночный сноп наряжают куклою и
ставят его на почетном месте... Растя хлебные злаки и творя урожаи, житные духи
приготавливают запасы для своего собственного пропитания, подобно тому как пчелы
запасают для себя пищу в медовых сотах. Человек питается плодами их творческой
деятельности, но не должен забирать всего; часть хлеба он обязан оставлять для
житных духов, дабы они могли прозимовать без нужды и заботы. Следуя стародавнему
обычаю, крестьяне оставляют на полях
445
<<< ΛΛΛ >>>
Налетел доб рыня пополам четверо Наливал братину пивом крепким пуще Нередко заставляет его показываться совершенно в образе дракона согласно дракона От глубокой древности до наших дней их считают призванными совершать гадания волхвам древности Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 10 совершенно
|