<<< ΛΛΛ >>>
состарился, и за ним явилась Смерть. На упрек, что она не исполнила своего
обещания, Смерть отвечала: «Как, я не посылала к тебе моих послов? Разве не
трясла тебя лихорадка, разве ты не чувствовал головокружения, лома в костях,
зубной боли, ослабления зрения и глухоты?»...
Далее, мы имеем положительные свидетельства языка, что болезни причислялись
некогда к сонму нечистых духов. Областной словарь представляет тому обильные
примеры: стрел — черт и стрелы — колотье: «Пострел бы тебя побрал!»; чё-мор —
дьявол («Поди ты к чёмору!») и чемер — спазмы в жи-
333
воте или боль в пояснице, а чемерь — головокружение, страдание живота и болезнь
у лошади; игрец — истерический припадок, кликушество и дьявол; худоба —
сухотка, истощенность, худо-бищё — конвульсия в тяжкой болезни, худая боль —
сифилис, сибирск. «в худых душах» — при смерти и худой — злой бес; черная немочь
(немощь — недуг; мощный и дюжий — сильный, здоровый) — паралич, черна — скотская
чума, черная смерть ~~ мор, опустошавший русскую землю в 1352 году (при Симеоне
Гордом5), и черный — эпитет нечистого духа, черный шут — дьявол; лядетъ — долго
хворать, лядйтъ — томиться, изнывать, хиреть, лядащий — бессильный, больной,
негодный и ляд — черт: «Ну те к ляду!» У белорусов лядашцик — дух, причиняющий
людям порчу. Входя в человека или животное, демон порождает в нем болезненные
припадки и безумную ярость. Во-рогуша — лихорадка и враг (ворог) — дьявол;
лихой — злой дух и болезнь у лошадей, старинное лихновьць (в Святославовом
<<< ΛΛΛ >>>
Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 9 красоты Мальчик семилеток такой силач топором высокие Становясь посреди избы комнаты вылетит Водяной нередко сидит на берегу Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 2 белорусов
|