<<< ΛΛΛ >>>
донеслись до нас значительно искаженными и нередко в жалких, искалеченных
обломках...
Итак, по глубокому убеждению первобытных племен, слово человеческое обладало
чародейною силою: на этой основе возросло верование, доселе живущее у всех
индоевропейских народов, что слово доброго пожелания и приветствий (здравиц, т.
е. пожеланий здоровья при встрече и на пиру при «заздравных» кубках) призывает
на того, кому оно высказывается, счастье, довольство, крепость тела и успех в
делах; наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечет за собою гибель,
болезни и разные беды...
У нас верили в старину, что бывают счастливые и несчастные часы, и доселе
существует поговорка: «В добрый час сказать, в худой помолчать»; рассказывая о
каком-нибудь несча-
108
стли или упоминая о нечистом духе, простолюдины спешат прибавить: «Не тут (не
при нас) будь сказано!» Таким образом, верование в могущество слова сливается с
верою в Судьбу, которая определяет людские доли, смотря по тому, в какой кто час
на свет народился: в счастливый или бесталанный. И на Руси, и у других славян
уцелело много старинных клятв, любопытных по своему эпическому складу и
указаниям на древние мифические представления, все они состоят в призывании на
недруга карающей руки божества, тяжелых болезней и всевозможных бедствий: «О,
чтоб тебя язвило! (пятнало или стреляло)», «Благое тебя побери!» (благой —
безумный; смысл того: «Чтобы ты с ума сошел!», «Колом тебя в зешпо!» (намек на
<<< ΛΛΛ >>>
Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 3 корабль Наши сказки также знают чудесные жерновки Так как вообще облака уподоблялись древле волосам Выходил в виде простого крестьянина возделывать нивы своим золотым плугом пахарем крестьянина Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 7 тетрадки
|