<<< ΛΛΛ >>>
Народные русские сказки упоминают о старинном обычае: произнося клятву, есть
землю, чтобы таким действием еще тверже скрепить нерушимость произносимого обета
или справедливость даваемого показания-Хроника Титмара говорит, что славяне при
утверждении мирных договоров подавали пучок сорванной травы или клок обрезанных
волос; трава, как волосы матери-земли, и волоса, как метафора травы,
употреблялись здесь за символические знамения самой богини — в удостоверение
того, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся
неприкосновенными. В старину на Руси вместо обыкновенной присяги долгое время в
спорных делах о земле и межах употреблялся юридиче-
59
ски признанный обряд хождения по меже с глыбою земли: один из тяжущихся клал
себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с растущею на ней травою на самом
спорном поле, и шел с ним по тому направлению, где должна была проходить
законная граница; показание это принималось за полное доказательство...
Взятая с поля глыба и дерн были символами матери-земли, а с тем вместе и
поземельной собственности; по всему вероятию, как было у других народов, так и у
нас — при уступке и продаже полей и пашен кусок земли или дерн передавался из
рук в руки от продавца покупщику, как видимый знак перехода права владения от
одного лица к другому. На это указывает старинное выражение: продать в дерн или
одеренъ, т. е. продать в полную и вечную собственность. У римлян в случае тяжбы
о поземельном владении противники отправлялись на спорное поле, брали из него
<<< ΛΛΛ >>>
Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 2 явлений Народные духовные песни русским принадлежит Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 4 больной Старичок рвался рвался
|