<<< ΛΛΛ >>>
весеннее — летнему, майское — июньскому и т. д. В этих воззрениях нашла себе
опору и басня о многих циклопах, из которых каждый имеет свой глаз во лбу.
Предания об одноглазых великанах составляют общее достояние всех индоевропейских
народов, а потому не чужды и славянам...
Народная загадка, означающая «глаз», говорит: «Стоит палата, кругом мохната,
одно окно и то мокро». С восходом солнца небо, до той минуты погруженное в
ночной мрак, прозревает; на востоке вспыхивает красная заря и вслед за нею
показывается самое светило. Появляясь на краю горизонта, оно как будто
выглядывает в небесное окно, открытое ему богинею Зарею... Солнце, Месяц и
Звезды — зоркие небесные стражи, от глаз которых ничто не укроется; к ним
обращаются герои народных сказок с расспросами во всех трудных случаях жизни:
«Вы, — говорят они, — светите во все щели, вам все ведомо!»... У всех народов
существует убеждение, что небесные боги взирают с высоты на землю, наблюдают за
поступками смертных, судят и наказуют грешников. Из этих данных объясняются
сказочные предания: а) о чудесном дворце, из окон которого видна вся вселенная,
а владеет тем дворцом прекрасная царевна-(Солнце), от взоров которой нельзя
спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водами; б) о волшебном зеркальце,
которое открывает глазам все — и близкое, и далекое, и явное, и сокровенное.
Там, где в русской сказке завистливая мачеха допрашивает волшебное зеркальце, в
подобной же албанской сказке она обращается прямо к Солнцу. Народные загадки
уподобляют глаза человеческие зеркалам и стеклам: «Стоят вилы (ноги), на вилах
<<< ΛΛΛ >>>
12 го медведь выходит из берлоги Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 4 мельнице зажигая с одного конца лучину Возникла жертва огню естественным жертвоприношения Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 11 источники
|