<<< ΛΛΛ >>>
нечестивых; а литовцы еще помнят о эвяти силах Перкуна и тридевяти его
названиях. Как божество, посылающее дожди, Перун явился творцом земных урожаев,
109
подателем пищи, установителем и покровителем земледелия. Земля, по народному
русскому поверью, не растворяется (не открывает своих недр на рождение злаков)
до первого весеннего грома, т. е. до выезда на небо Перуна в его громовой
колеснице (облаке); с этим поверьем согласуется другое, что весенние ветры,
дующие из ясени, разбивают почку деревьев; следовательно, и деревья начинают
распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют
весенние ветры, пригоняющие дождевые облака. Поэтому дождь называется
крестьянами кормилец, и при накрапывании первого весеннего дождя к нему
обращаются с таким окликом:
Поливай, дождь! На бабину рожь, На дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром.
Дождь, дождь! припусти, Посильней, поскорей, Нас ребят обогрей.
Когда раздастся удар первого грома — все одешат умыться водою, которая в это
время молодит и красит лицо, дает здоровье и счастье; ту же чудесную силу
приписывают и дождю, и девицы при первой весенней грозе умываются им или водою с
серебра и золота и утираются чем-нибудь красным: серебро и золото — эмблемы
блестящих лучей летнего солнца или золотистых молний, а вода — эмблема дождя,
который обновляет (молодит) землю, украшает ее зеленью и цветами и водворяет на
<<< ΛΛΛ >>>
Удер 306 живая за собой прежние эпитеты лукавых Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 8 песнями Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 12 золотая Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 1 говорит Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 10 умирает
|