Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Трагедия, зародившаяся в античной Греции, находится у самых истоков театра. <...> Греческая трагедия выводила на сцену не только богов; иначе драма была бы лишена трагичности, поскольку боги невозмутимы или, по крайней мере, бессмертны. Трагедия воссоздавала персонажей, человеческих по своей природе или полубогов, предков, героев или их двойников. Эти персонажи тщетно сражались с превосходящими их силами, которые одерживали над ними победу, против мрачной неизбежности и непобедимого рока. <...> У истоков трагического чувства лежит правовой конфликт" (p. 215-216).

"Чувство трагичного заложено глубоко в сердце человека и всегда вызывается благодаря таинственному конфликту предопределенности и свободы" (p. 224).

5) Пави П. Словарь театра.

"Трагедия <...>. Пьеса о каком-либо роковом человеческом действии, часто заканчивающемся гибелью главного героя. <...> Трагическое произведение характеризуют несколько существенных элементов: катарсис, то есть очищение страстей посредством страха и сострадания; гамартия, или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели; гибрис, гордость или упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается изменить ей; пафос, страдания героя, которые трагедия передает зрителям. <...> трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла" (с. 382).

6) Волькенштейн В. Трагедия // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 959-965.

"Трагедия. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи - в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины - или не сознавать ее долгое время - действуя либо по предначертаниям свыше (напр., античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр., Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом - его переоценка при неизбежном торжестве - вызывает в нас духовное просветление".

7) Диев В. Трагедия // Словарь литературоведческих терминов. С. 416-421.

"Трагедия. <...> один из видов драмы, в основе к-рого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой Т. оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Т. отличается своеобразием природы конфликтов и характеров. Содержание Т. определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества".

8) Михайлов А.В. Трагедия // ЛЭС. С. 441-442.

"Трагедия <...> драматургический жанр, осн. на трагич. коллизии героич. персонажей, трагич. ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение худож. символа; не случайно большинство трагедий написано стихами. Исторически Т. существовала в разл. проявлениях, но сама суть Т., как и эстетич. категория трагического, была задана европ. лит-рам древнегреческой Т. и поэтикой".

Драма как жанр

1) Sierotwi?ski S. S?ownik termin?w literackich.

"Драма. Наименование, которое в период развития театра в первой половине ХIХ века было присвоено сценическим произведениям в противоположность классическим и псевдоклассическим трагедии и комедии. В драмах <...> не имело силы правило единства действия, времени и места, герои из самой различной среды имели право на трагизм и могли быть одинаково осмеяны, сочетались пафос и сентиментальность с шутовством и тривиальностью. Спектакли имели прежде всего способность трогать и притягивали зрителей всякого рода яркими эффектами в самом тексте, а также в инсценировке (декорации, костюмы, музыкальный аккомпанемент, танцы, гиперболизация в актерской игре и т. п.). Драма имела множество тематических разновидностей, могла быть, напр., семейной, исторической, рыцарской, фантастической, восточной и т. п." (S. 63).

2) Wilpert G. von. Sachw?rterbuch der Literatur.

"Драма, пьеса (Schauspiel) <...> 2. В узком смысле промежуточная форма между трагедией и комедией, которая при сохранении серьезного основного настроения ведет к мирн. преодолению конфликта благодаря своевременному размышлению героя и к победе добра (драма решения), к форме, близкой трагедии, однако не достигающей высоты трагического и отличающейся от него <достигаемым> через нетрагич. развитие серьезным, но счастливым - и все же никогда не выраженном комически - исходом, приближаясь к трагикомедии. Праформы были уже в греч. драме <...>, у Шекспира, <...> современная Д., как это впервые осознано в "genre s?rios" Дидро, была буржуазн. драмой. Типичные Д., в которых трагическое содержится, но преодолевается, знает немецкая классика ("Натан" Лессинга, "Гец" и "Ифигения" Гете, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Принц фон Гомбург" Клейста <...> (S. 819-820).

3) Couty D. Le drame // Litt?rature et genre litt?raires / Par J. Bessi?re et al.

"Изначально по-гречески драма означает просто "действие". Драма - это сценическое представление действующих лиц, и Электра, как и Лисистрата, - персонажи драматические. <...> (Далее о том, что как новый литературный жанр, драма рождается в XVIII веке - Е. П.) Следуя за трагедией, она (драма XVIII века - Е. П.) определяется, в первую очередь, как нечто ей противопоставленное. <...> Будучи реалистической, драма противостоит ей прежде всего в выборе сюжета: на сцене одни находят удовольствие в том, чтобы изучать скромные перипетии домашней жизни, людей, занятых своей профессией, абстрактное уступает место конкретному" (p. 239-242).

4) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory.

"Драма. В общем смысле - любое произведение, рассчитанное на представление актерами на сцене. В более узком понимании означает серьезную пьесу; не обязательно трагедию" (p. 259).

5) Dictionnaire de la th?orie et de l'histoire litt?raires du XIX siecle a nos jours / Sous la direction de L.Armentier.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сам субъект речи с его наивным пафосом
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика понятия и определения 12 позиция
Литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика понятия и определения 9 баллада
Столь же большое значение имеют экспрессивные языковые формы

сайт копирайтеров Евгений