Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

б) Ильин И.П. Эксплицитный читатель. С. 165-166.

"Э. ч. - фр. lecteur explicite, англ. explicit reader - реципиент, выступающий в виде персонажа, например, калиф в "Тысяче и одной ночи", слушающий сказки Шахразады, или Э. ч., зафиксированный в тексте в виде прямого обращения эксплицитного автора к своему читателю, - прием, наиболее часто встречающийся в просветительской лит-ре ХVIII в. (например, постоянные обращения к читателю в романе Филдинга "Том Джонс")".

5) Кржижановский С. Читатель // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.2.

"Ч. - адресат книги". "Читателем, в подлинном смысле этого слова, может быть назван человек с установившейся потребностью книги, - с глубоко вкоренившейся потребностью книги, - с глубоко вкоренившейся привычкой к каждодневныму восприятию определенного количества книжных знаков" (c. 1094).

6) Прозоров В.В. Читатель и писатель // ЛЭС. С. 496-497.

"Ч. и п. (взаимодействие Ч. и п., их взаимовлияние). <...> Читатель - одновременно и объект воздействия лит-ры, и субъект лит. процесса, "подстрекающее" начало иск-ва слова. <...> В освоении проблемы "Ч. и п." принимают участие представители разных наук: литературоведов интересуют характер и степень участия читателя в общественно-лит. и индивидуально-творч. процессе; социологи исследуют статистику читат. спроса, роль лит-ры в жизни разл. социально-демографич. групп <...>".

Время и пространство

1) Sierotwi?ski S. S?ownik termin?w literackich. S. 55, 214.

"Время в литературном произведении. Конструктивная категория в литературном произведении, которая может быть обсуждена с разных точек зрения и выступать с неодинаковой степенью важности. Категория времени связана с литературным родом. Лирика, которая представляет, якобы, актуальное переживание, и драма, разыгрывающаяся на глазах зрителей, показывающая происшествие в момент его свершения, используют обычно настоящее время, тогда как эпика в основном - рассказ о том, что прошло, а следовательно, в прошедшем времени. Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (напр., охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени (напр., в фантастических произведениях хронологический аспект изображения может быть целиком безразличен либо действие разыгрывается в будущем). В эпических произведениях различаются время повествования, связанное с ситуацией рамки и личностью повествователя, а также время фабулы, т. е. период, замкнутый между самым ранним и наипозднейшим происшествием, в общем родственное времени реальной действительности, показанной в литературном отражении".

"Пространство. Конструктивная категория в литературном отражении действительности, служит изображению фона событий. Может выступать <проявлять-ся> разными способами, быть обозначенным или не обозначенным, подробно охарактеризованным или подразумеваемым, ограниченным до единственного места или <представленным> в широком диапазоне охвата и взаимоотношений между выделенными частями, что связано так же с литературным родом или разновидностью, как и с постулатами поэтики".

2) Wilpert G. von. Sachw?rtebuch der Literatur.

"Время, существ. структурный элемент словесного искусства. Вследствие связи литературы с языком как некот. врем. континуумом, В., его переживание и его воплощение приобретает основополагающее значение для литературы особенно в прагматич. жанрах драмы и прежде всего в повествовательном искусстве. Осмысление понятия В. как несущего каркаса эпики, внесенное уже <начиная> с лессинговского "Лаокоона", Филдинга и Стерна, достигает в ХХ в. повышенного значения и становится отчасти даже основным элементом образности. В то время как драма в идеальном случае сценического осуществления покоится на одновременности события, слова и переживания и может быть структурирована только через врем. скачки вперед или назад во В., для повествовательного искусства, события которого возникают только в языке, создаются разнообр. возможности. Следует различать прежде всего - повествовательное время как длительность рассказа (соотв. чтения) и рассказанное время как длительность процесса, о котором идет рассказ. Оба могут в чем-то совпадать как при технике - stream of consciousness <потока сознания> ("Улисс" Дж. Джойса), так что чтение книги занимает то же самое время, что и протекание действия, или они могут расходиться как в традиционном романе, который благодаря концентрации на "ядерных" сценах, сосредоточению времени и временным скачкам чаще захватывает большее рассказанное время в меньшем времени рассказывания, напр., в "романе развития", или наоборот, при - симультанной технике, которая из-за необходимой языковой последовательности многих одновременных событий часто растягивает время повествования по отношению к рассказанному времени ("Манхеттен" Дос Пассоса). Дальнейшие выразительные возможности проистекают из расслоения времени на разл. временные плоскости, преимущественно "наплыв" вспоминаемого из прошедшего В. в некоторое настоящее, который появляется эпизодически или может стать центральным принципом воплощения ("В поисках утраченного времени" М. Пруста), но также через - предварительное объяснение всезнающим повествователем некот. В., лежащего вне данной ситуации. Врем. дистанция некот. фиктивного рассказчика по отношению к рассказываемому событию может стать структурным элементом благодаря промежуточным изменяющим сознание событиям ("Доктор Фаустус" Т. Манна). Также при однослойном протекании В. оно может быть динамизировано через сосредоточение и растягивание изображения в зависимости от плотности переживания, будучи воплощено не как механическое, но как переживаемое В." (S. 1043-1044).

3) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.

"Пространственное расположение - один из наиболее общепринятых способов организации композиции литературного произведения. Используя пространственное расположение, писатель выбирает стороны света и т. п." (p. 353).

4) Драгомирецкая Н.В. Время в литературе // Словарь литературоведческих терминов. С. 51-53.

"В. в лит. - категория поэтики художественного произведения. В. - одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления; изображается словом в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр.

<В былине> "В. измеряется скачками богатырского коня, к-рые раз от разу становятся все чудесней, победоносно сжимают пространство <...> В фольклорных жанрах В. "замкнутое", но связанное переходами с другими эпохами".

"Изображение В. - важная идейно-художественная проблема для писателя и тогда, когда В. не выделено в произведении <...> и тогда, когда автор настойчиво напоминает о В."

"Эксперименты с В. в словесном произведении очень многообразны". "Писатель иногда заставляет В. длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое состояние героя (рассказ Чехова "Спать хочется"), иногда останавливает, "выключает" (философские экскурсы Л. Толстого в "Войне и мире"), порой заставляет В. двигаться вспять (Стерн. "Жизнь и мнения Тристрама Шенди")".

5) Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // ЛЭС. С. 487-489.

"Х. в. и Х. п., важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие худож. действительности и организующие композицию произведения. Иск-во слова принадлежит к группе динамических, временных иск-в <...> Но лит.-поэтич. образ, формально развертываясь во времени (как последовательность текста), своим содержанием воспроизводит пространственно-временн?ю картину мира, притом в ее символико-идеологич., ценностном аспекте. Такие традиц. пространств. ориентиры, как "дом" (образ замкнутого пространства), "простор" (образ открытого пространства), "порог", окно, дверь (граница между тем и другим), издавна являются точкой приложения осмысляющих сил в лит.-худож. (и шире - культурных) моделях мира <...> Символична и худож. хронология (напр., движение от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти, характерное для мира тургеневской прозы). Вообще древние типы ценностных ситуаций, реализованные в пространственно-временных образах (хронотопах, по М.М. Бахтину), - напр., "идиллич. время" в отчем доме, "авантюрное время" испытаний на чужбине, "мистерийное время" схождения в преисподнюю бедствий - так или иначе сохранены в редуцированном виде классич. лит-рой нового времени и совр. лит-рой (напр., "вокзал" или "аэропорт" как места решающих встреч и разминовений, выбора пути, внезапных узнаваний и пр. соответствуют старинному "перекрестку дорог" или придорожной корчме).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сравните три типа определений метафоры такие
Участниками диалога
Конфликта
Иное содержание поэтическим представление вселенная
Письмо стихотворение

сайт копирайтеров Евгений