<<< ΛΛΛ >>>
затрагивая злободневные философские проблемы; "мой отец был первым, кто ввел
Эволюцию в поэзию", - писал его сын и биограф X. Теннисон. Философские
претензии Теннисона как поэта основываются на том, что он пытался сочетать
позитивистское "наукообразие" с традиционным христианским благочестием,
столь характерным для поэзии английского реакционного романтизма. Это
сказывается, например, в обширной дидактической поэме Теннисона "In
memoriam" (1850), написанной на смерть его друга, сына историка Халлама.
Основной лейтмотив этой поэмы - утверждение веры в загробную жизнь,
примиряющей поэта с безвременной утратой близких, - сопровождается слабыми
отзвуками сомнений и недоумений в духе позитивистского агностицизма.
Особенное значение придавали Теннисон и его почитатели двум его программным
стихотворениям - "Локсли Холл" и "Локсли Холл шестьдесят лет спустя". Первое
появилось в 1842 г., второе - сорок четыре года спустя, в 1886 г.
Написанные в форме "драматического монолога", как определял ее сам
поэт, эти стихотворения осмысляют разочарования и утраты, понесенные героем,
от лица которого идет рассказ, в свете общих перспектив "прогресса"
цивилизации. В первом стихотворении рассказчик, потрясенный неверностью
возлюбленной, которая предпочла ему более состоятельного жениха, уже готов
покинуть Англию и, в порыве романтического отчаяния, искать прибежище на
Востоке, в Индии, среди "варваров", вдали от пароходов и железных дорог...
Но вера в преимущества буржуазного прогресса успокаивает его; он остается в
Англии, объявляя, что "пятьдесят лет в Европе лучше, чем целый цикл веков в
<<< ΛΛΛ >>>
Так поражали в это время каждого иностранца Будто он сам повинен в своей бедности Джонс делает ряд переводов Может примириться с второстепенной ролью в церковной округе
|