Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый трап. За рукой, которая легко «вспрыгивает» па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.
Упражнение «Этажи». Поднимайтесь по этажам, отсчитывая пройденные:
и шестой этаж...       
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж,                                    
и второй этаж,                                                              
И первый этаж,

Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Теперь спускайтесь вниз:
И шестой этаж,
и пятый этаж,
и четвертый этаж,                                     
и третий этаж,                               
и второй этаж,
и первый этаж.
Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
Упражнение «Чудо-лесенка». Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко но слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:

-  Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,          (низкий тон)
-  Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:                 (выше)
-  Шаг-на-го-ры,                                   (выше)
-  Шаг-на-ту-чи...                               (еще выше)
-  А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...   (еще)
-  Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,                    (еще)
-  Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!          (самый высокий тон голоса)

 
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!
98                                                                                                        
Постепенность повышения и понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение «Авиамоделист». Кисть руки — это сконструированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком АААА... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе.
У п р а ж н е н и е «Прыгун». Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем экране» — в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.
Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
голосовой «загиб»
И вот лечу...                                    кручу.
Прыжок...
Разбег...
Теперь мне надо опуститься
Чтоб ставить точку
научиться.

На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опускайте его вниз и положите на «дно».
Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
А теперь убыстрите темп речи, легко «взбегая на вышку» с таким текстом:
Вот оборот! взлетаю! Как птица я... Прыжок! взбегаю я легко На вышку
99
И вниз
стрелой
Скрываюсь быстро
под водой.

Упражнение   «Ворона»

Ворона каркнула и
вверх взлетела —                   быстрый «взлет» голоса.
Так удивил ее Сороки глас!
Потом                                                   понижение большими интервалами до грудного регистра
спустилась,
мягко села,
С укором поглядев на нас:
Ведь по-сорочьи «тр!тр!» мы трещали.                         Средний регистр
Подвижность диафрагмы развивали.

Упражнение   «В лесу».
Диапазон чтоб свой развить,
Люблю с утра я в лес ходить.
Регистры средний, и грудной
Я разовью, и головной.
Вокруг себя лишь посмотрю
И радостно заговорю: —
Грудной регистр мой
ниже пня -
Такой есть голос у меня.
А средний — словно тот дубок:
Не низок он и не высок. А головной —                   
как та сосна
Стоит стройна и зелена!

Упражнение   «Новогодняя елка».

Ай да елка! Красота!
Широта и высота!
Снизу вверх гляжу, гляжу...
Глаз от ней не отвожу!
Вот гирлянды,
Фонари
И шары,
шары,
шары...
Поглядите-ка туда:
Что там светится?
Звезда!
100

         Ай да елка! Красота!   
Я любуюсь неспроста.
Тренируюсь заодно:                                                           
Проверяю «верх» и «дно».            

Упражнение «Колокола».
Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.
В грудном регистре ,        
Что за гром?                                
Бум! Бом!                                                                          
Бум! Бом!
А в среднем гул На целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном Чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И все звенит, Гудит им в тон:
Динь-дон!
Бум-бом!                                           быстрое переключение с грудного в головной регистр.

Динь-дон!
Бум-бом!
Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.

Упражнение «Регистры».
Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.
Головной регистр                                                     (голос звучит высоко)
И средний регистр                                          (голос звучит на «центре»)
И грудной регистр я стремлюсь развивать         (звучит ниже «центра»)
Чтоб здесь говорить                            (показываете рукой на диафрагму)
И тут говорить                                                      (показываете на грудь)
И там говорить                                                            (рука выше головы)
И здесь говорить!                     (на диафрагме)

101

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания.
Упражнение «Спор». Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и в понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую «рабочую» ноту («потолок») и самую низкую («дно»).
Первый:   Чем шире наш диапазон,      
Тем больше выразит нам он. Давай поспорим. Заодно                                                    
Проверим «потолок» и «дно».
Второй:    Широк ли твой диапазон?         
Первый:   Широк ли? В две октавы он.
Мой!..                                   (первый)
Мой шире!                                            (второй)
Мой!                                                              (первый)
Второй:   Мой шире!                 (Спорят, постепенно повышая тон голоса)

Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходя от «стона» к «лаю») говорит:
Твой шире! Вот мой «потолок»,    Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!

Второй:  Мой шире!                 (Спорят, постепенно понижая тон голоса)
Мой!                              
Мой шире!
Мой!..
Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:
Твой шире! Вот мое и «дно».
Второй:   И я закончу заодно.
Не забывайте о сонорном согласном М в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире» как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «подлаивании». Оно позволяет проверить «рабочие» высокие и низкие тона голоса.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи
чувств
Такие стилистические средства выразительности
Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания
Умением подчинять все средства выразительности звучащего слова сверхзадаче своею выступления

сайт копирайтеров Евгений