Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

127 Husluck F. W. Dieudonne de Gozon and the dragon of Rhodes // Annual of
the British School at Athens. 1914. Vol. 20. P. 70—79. Чудовище, с которым сра
жается де Гозон, традиционно изображается в образе огромного крокодила:
Lacroix L. Isles de la Grece. Paris: Didot, 1853. P. 21. Легенду о рыцаре де Гозоне
Мирча Элиаде приводил как образцовый пример архетипа — мифической био
графии героя , обязывающей его к исключительному подвигу (Eliade M. Cosmos
and History: The Myth of the Eternal Return. N. Y: Harper and Row, 1959. P. 39).

128 DrakeM., Drake W. Saints and their emblems. London, 1916. P. 59, 125, 163. См. здесь же длинный перечень святых, чьим иконографическим символом мог выступать усмиренный дракон (Р. 172—173). Подвиг святой Феодоры, умерт вившей заклятием крокодила, пожиравшего людей и скот на озере близ Александрии, станет известным русскоязычному читателю в составленных Ди митрием Ростовским «Житиях святых» (Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих миней Св. Димитрия Ростовского. М., 1903. Кн. 1. С. 243—244. Первое издание: 1705 г.). Схожие изображения есть в «Иконологии» Жана Бодуана (первое издание — 1636): Bar V ., Brame D. Dictionnaire iconologique. Les allegories et les symboles de Cesare Ripa et Jean Baudoine. Dijon: Faton, 1999. P.176 (s.v. Crocodile).

129 Цит. по: Русские повести XV — XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль; Ред.
текстов, статей и примеч. Б. А. Ларин. Л., 1958. С. 128.

130 Там же. С. 109.

131 Там же. С. 448-449.

132 Помимо вышеуказанных текстов см. также легенду о змее, известную
по старообрядческому «Цветнику»: «При сем поступаю объявити некий нече
стивый град. И жили они при мори такой обширностию и многолюдный. И
вверовали они в змия. И в том граде был нечестивый царь богоотчужденный».
Далее рассказывается о человеческих жертвоприношениях змию и новой уго-


Примечания _____________________ 307

тованной для него жертве — дочери самого богоотчужденного царя. В скорби по дочери царь «милостию божию посылает своего <...> храброго воина, вели комученика и победоносца Георгия». Георгий приводит дочь и змия «к царским полатам. И показует им своим перстом: Что есть у вас оное. Ани купно вси царь и синклит: Бог наш. Тогда храбрый воин непобедимой оружием сокрушил ему кости и лопатки и повелел дров и огня. И развети пепел его лопатою. И тогда повелел им веровати, кто сотворил небо и землю, и всю тварь. Тогда угодно бысть царю и синклиту, и крестилися по закону христианскому, и бысть християне » (рукопись конца XVIII века - цит. по публ.: Гурьянова Н. С. Кресть янский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 138). Из пе риферийных, но важных для русской культуры текстов напомним также о легенде, включенной в составленную в 1564—1565 годах и многократно переписывавшуюся позднее «Казанскую историю» о змее на Зилантовой горе: этот «змий велик и страшен о дву главу: едину имея змиеву, а другую главу волову; единою пожираше человеки и скоты и звери, а другою главою траву ядяше». Победителем змея в этой истории выступает не христианин, но волхв, очертивший чудище чертою и «бесовским действом умори» (Казанская история / Под- гот. текста, вступ. ст. и примеч. Г. Н. Моисеевой. М.; Л., 1954. С. 47).

133 Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л.,
1951. Ч. 1.С. 80.

134 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 ( XI — первая
половина XIV в.). Л., 1987. С. 245-247, 338-339.

135 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.,
1950. С. 159.

136 Клейн Л. С. Похороны бога и святочные игры с умруном // Конферен
ция «Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погре
бальный обряд». Тезисы докладов. М., 1985. С. 48—49; Васильев М. А, Языче
ство восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое
взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. М.,
1999. С. 229-234.

137 Якушкин П. И. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний.
СПб., 1860. С. 118-119.

138 Седов В. В. Древнерусское языческое святилище в Перыне // Краткие
сообщения Института истории материальной культуры. М., 1953. Вып. L. С. 92;
Янин В. Л., Алешковский М. X . Происхождение Новгорода (К постановке про
блемы) // История СССР. 1971. № 2. С. 38; Рыбаков Б. А. Язычество древней
Руси. С. 253.

139 М.А.Васильев считает, что рассказ информанта Якушкина непосред
ственно восходит к летописному тексту «Повести о Словене» ( Васильев М. А.
Язычество восточных славян накануне крещения Руси. С. 312—313). Мне та
кое возведение кажется излишне прямолинейным; осторожнее предположить,
что достаточным стимулом для сложения фольклорной легенды в данном слу
чае могли послужить летописные тексты о сплавляемом по Волхову и не нахо
дящем пристанища на берегу языческом кумире.

140 Цит. по публ. И. Сахарова: Список хождения в Палестинских местах убо
гого Василия, по прозвищу Гогары // Сказания русского народа, собр. И. Саха
ровым. СПб., 1849. Т. 2. С. 117). Текст путешествия Гогары переписывался еще
в XVIII веке (о списках путешествия см. примеч. Сахарова к публикации сочи
нения: С. 121—122. См. также: Морозов А. А. Заметки о «Хождении» Василия


308 Константин А. Богданов. О крокодилах в России

Гагара // Ceskoslovenska Rusistika. 1969. T. XIV. № 5. S. 145—150). Занятно, что в это же время слово «коркодил» терминологизируется в качестве обозначения пищали — длинноствольной пушки с прикрепленными сверху ручками для ее транспортировки и, в общем, действительно напоминающей крокодила: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей <...> пищал(ь) Коркодил ядром такова ж длиною 2 аршина весом 7 пуд 5 гривенок без станка» (Акты Московского уезда XVII века — цит. по: Словарь русского языка XI-XVII вв. М, 1980. Вып. 7. С. 315.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ходила крокодила
Историко этимологический словарь современ ного русского языка
Богданов К. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов лингвистики 10 народность
Проявившихся в усилении взаимных антипатий русских терминологии истории
Русские пословицы

сайт копирайтеров Евгений