Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Можно предположить, что в 30-40-е годы XIX века значительно изменилось качество чтения. Толстые журналы "Отечественные записки", "Современник", речь о которых пойдет ниже, повысили требовательность читателя к литературе, учили тому, как следует воспринимать литературное произведение, совершенствовали вкусы и предпочтения читающей публики. Выросшая публика отказалась от "Библиотеки для чтения", рассчитанной на весьма незатейливые и примитивные интересы.

С точки зрения развития редактирования, опыт журналов весьма и весьма интересен, так как дает основания для некоторых общих выводов. Очевидно, такой тип издания, как журнал, в большей мере, чем альманах, оказывает влияние на восприятие произведения, что обеспечивается за счет структуры издания и отбора сочинений. Кроме того, в журнале активно развиваются литературные жанры.

В журнале, по сравнению с альманахом, роль редактора усиливается. Видимо, не случайно именно в журнальном издании разделяются функции редактора и издателя. Причем редактор начинает осознавать необходимость учета запросов читателя.

§4 Редакторская подготовка книжных изданий

В рассматриваемый период значительный объем в потоке изданий приходится на книжные издания. В начале XIX века сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом XVIII века. Но постепенно книгоиздание расширяется. На первом месте по количеству изданий стоит художественная литература, книги исторического и религиозно-богословского содержания. На втором месте - научная литература.

В это время издание литературы осуществляли и сами авторы, и владельцы типографий, и книгопродавцы. Кроме того, издательской деятельностью занималась Академия наук (на государственные средства), а также научные общества, которые на собственные деньги выпускали свои труды.

Начало века характерно дальнейшим развитием изданий. Значительно изменились поэтические вкусы читающей публики. Утрачивается интерес к одам, надписям, эпистолам и другим жанрам поэзии классицизма и усиливается интерес к лирике - интимной, сентиментальной, романтической .

Видоизменяется облик изданий. Теперь уже на титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, как это делалось раньше ("Притчи" Александра Сумарокова, "Элегии" Федора Козельского и т.п.). Заботой автора и издателя сборники получают самостоятельные названия. Назовем несколько таких сборников. "Минуты муз" В. Попугаева - 1801; "Цветы граций" П. Шаликова - 1802 год; "Пустынная лира забвенного сына природы" И. Варакина - 1807; "Сумерки моей жизни" И. Долгорукова - 1806; "Венок для милых" - 1809; "Печальные, веселые и унылые тоны моего сердца" Ф. Рындовского - 1809.

Усиливается дифференциация видов изданий, формируется их облик, который определяет оформление издания, принципы расположения произведений.

Изменяется традиционное расположение стихотворений в соответствии с требованиями иерархии жанров. Поэты решают этот вопрос в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. В то же время антологии русской поэзии все еще создаются по привычным правилам. В.А. Жуковский опубликовал "Собрание русских стихотворений" (1810-1815), расположив произведения по жанровому признаку.

Привычной формы придерживается и Г.Р. Державин, подготовивший свое собрание сочинений со строгим соблюдением жанрового принципа и принципа иерархии жанров. После его смерти этот принцип использовался при издании его произведений. Например, в четырехтомном издании "Сочинений" Державина (издатель - А.Ф. Смирдин), которое вышло в свет в 1831 году.

Уже в первой трети XIX постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий.

Публикуя литературно-художественные произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий другой литературы работа над текстом проводилась.

В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, автору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал и в приведении оного в порядок..." . Напомним, что "редактирование" в буквальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок".

Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В рассматриваемый период композиция издания становится предметом литературно-критического анализа. Так, по поводу упомянутого издания Державина Н.А. Полевой писал: "Новое издание сочинений его великолепно, но порядок, в каком они расположены, нам не нравится... Хронологический порядок был бы лучше, ибо сочинения Державина нельзя делить на роды" .

Полевой выступает против жанрового принципа расположения материалов. По поводу издания произведений Державина он пишет: "...Вернее всего принять порядок хронологический. Тогда получили бы мы поэтическую летопись внутренней жизни его и могли видеть, как и что делало впечатление на пламенную душу поэта..." .

Полевой поднимает вопрос и о полноте издания, отборе произведений, подготовке примечаний. Он пишет: "Жаль, что нет вариянтов; жаль, что не все собрано. Не говорим о примечаниях, которых, говорят, оставил Державин две большие тетради... Проза его также остается неизвестною. Державин описал, говорят, подробно бунт Пугачева - как это любопытно. И почему этого не издать" .

Таким образом, Полевой рассматривает подробно технику подготовки собрания сочинений.

Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Не случайно Белинский называет тридцатые годы XIX века "смирдинским периодом".

Изменилось "лицо" книжного дела. Из любительства по преимуществу оно превращается постепенно в строго профессиональную отрасль. Редактор в этой отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Причем личность редактора, его редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятельность. Именно негодных редакторов О.И. Сенковского и Н.И. Греча, которым издатель доверил редакторскую часть своих изданий, современники обвиняют в том, что содержание этих изданий не всегда отвечало тем целям, которые ставил Смирдин, и даже в том, что этот блестящий издатель разорился.

Важным условием высокого уровня первых изданий Смирдина стало то, что издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке первой из двух книжек альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед в книжной лавке Смирдина". Здесь в числе гостей Пушкин, Крылов, Вяземский и другие известные литераторы.

Книжная лавка Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами, за новостями, для того чтобы друг с другом увидеться. Опыт Смирдина убедительно доказывает, что редактор и издатель современной литературы должен опираться на неформальный авторский актив. Тогда среда, окружение издателя и редактора станут для него источником определения направления изданий, позволит сформировать их состав, учитывая отношение к произведениям профессиональных опытных писателей.

Большим вкладом в развитие российской культуры явилось издание серии "Собрание сочинений русских писателей". Было напечатано около 70 выпусков. В те времена, когда читающая публика увлекалась, в основном, французским чтением, такое предприятие несло в себе черты просветительства, открывало русскому читателю русскую же литературу.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из вступительной статьи при начале издания
Характер изданных в xvii веке книг
Главное в которой формирование образа будущего издания на основе системного анализа всех элементов
Работает над текстами произведений
Быть редактором сборника

сайт копирайтеров Евгений