Пиши и продавай! |
* 10 заповедей дважды воспроизводятся (но не дословно) в Ветхом Завете (Исх 20, 1-17; Втор 5, 2-21). Этот важнейший в иудео-христианской традиции текст имеет также однословные обозначения: грецизм декалог , церковнославянизм десятословие ). ** Согласно Талмуду, Десять заповедей были начертаны перстом Бога. Скрижаль (старославянское слово, по-видимому, родственное сербскому и хорватскому крИжати 'резать') – каменная доска, плита с письменами (обычно священными, культовыми); переносно скрижаль – это то, куда заносят важнейшие установления, памятные события, имена, даты. Десять заповедей Откровения составляют о с н о в у иудейской религии, а также основу иудейской этики и права. Десять заповедей были дополнены разнообразными мирскими (семейными, социальными, экономическими, судебными) и культовыми предписаниями, а также моральными поучениями и в совокупности составили З а в е т Бога своему народу и одновременно 3 а к о н, по которому жил древний Израиль. Тесная связь иудейского Закона с Откровением подчеркивается тем, что "все законодательные тексты вложены в уста Моисею в рамках повествования о пребывания у Синая" (Словарь, 1990, 372). Десять заповедей составляют ядро "Торы"*. Завет Бога (Десять заповедей) и Закон Моисея (более 600 предписаний), в сочетании с рассказом о предыстории Откровения Бога на горе Синай, и образуют первые пять книг Танaxa (Ветхого Завета), его наиболее авторитетную часть. Это "центральный документ иудаизма" и "основа всего позднейшего еврейского права" (Телушкин, 1992, 11). * В древнееврейском языке Тора означает 'закон, учение'; этим словом в иудейской традиции называют само Откровение Яхве (Десять заповедей), а также первые пять книг Танаха, поскольку Откровение составляет их главный смысл. По преданию, "Тора" была написана Моисеем. В церковнославянско-русской традиции "Тора" называется Пятикнижие Моисеево . В Библии книги Моисея называются Книгой Закона Яхве, Книгой Закона Моисеева, Законом . Не только Моисей, но и остальные библейские пророки обладают даром постигать Откровение Бога и сообщать людям открывшееся знание. Согласно библейскому богословию, "отблеск существа Божия" (Прем. 7, 15-20) лежит на всем Писании. Мудрость Писания – "не от людей; она сама является одним из способов Откровения, продолжающим способ пророческий, ибо Премудрость Божия, ее направляющая, как и Дух, – трансцендентная реальность" (Словарь, 1990, 734). 49. У истоков зороастризма. "Авеста"*Между X и VI вв. до н.э. Заратуштра, древнеиранский жрец и легендарный пророк Бога Мазды, десятилетия провел в горах, в уединенных молитвах и размышлениях**. По-видимому, он первым в истории человечества пришел к новому, эсхатологическому, видению мира, т.е. к восприятию бытия человечества как о ж и д а н и я к о н ц а с в е т а, Последнего Суда и вечной жизни в раю или аду, в зависимости от праведности или греховности жизни каждого. В лице древнего Бога света и правды Ахура Мазды он открыл е д и н о г о Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожия. Заратуштра проповедовал нравственную свободу человека и ответственность его выбора в тотальном противостоянии мировых сил Добра и Зла. Это "высокое учение" (слова академика В.В. Бартольда о зороастризме) оказало воздействие на ряд религиозных традиций Ближнего и Среднего Востока (прежде всего в распространении идей монотеизма – верности и служения единому Богу Добра, а также эсхатологических представлений). Близость зороастрийской религии к монотеизму настолько велика, что А.В. Мень готов был "признать в Заратустре брата и единомышленника израильских пророков, языческую предтечу Христа на иранской земле" (Мень, 1994, 122). * Название зороастризм связано с именем Заратуштры (в греческой передаче – Зороастра ), пророка бога Мазды и основателя религии; эту же религию иногда называют маздаизм – по имени главного бога Агура Мазды ('Владыка Всеведущий'); встречается также термин огнепоклонничество , поскольку огонь считался главной очищающей стихией и занимал центральное место в ритуалах зороастрийцев (в том числе и их современных последователей). Название священной книги зороастризма "Авеста" появилось не во времена Заратуштры, но значительно позже, когда велась кодификация текстов учения. На среднеперсидском языке авеста означает 'уложение'. ** Несмотря на поразительную разноголосицу мнений о годах жизни Заратуштры (диапазон датировок достигает пяти столетий!), большинство исследователей считают его реальным лицом. Зороастрийские тексты хранят одно из, возможно, древнейших письменных свидетельств того, как представляли люди триаду "мысль – слово – дело". Согласно Заратуштре, слово занимает центральное, ключевое положение в этой цепочке (или, точнее, в кольце): "оно воплощает мысль (дух) и, обладая магической силой, сливается, отождествляется с делом" (Брагинский, 1983, 257). Высшие боги – и Добра, и Зла – это боги, обладающие властью Слова. Вот фрагмент из "Ясны", 28 [Моление о Слове] в переводе И.С. Брагинского: Maзда, Заратуштре дай Maзда, помоги певцу Ср. строфы из "Гимна Ахура-Мазде" (I яшт) в переводе И.М. Стеблина-Каменского:
Спросил Ахура-Мазду По-видимому, в истории зороастризма существовали какие-то силы и обстоятельства, которые долго не позволяли закрепить и сохранить учение Заратуштры на письме (притом, что у древних персов уже в VI в. до н. э. имелась клинопись). Если в большинстве мифолого-религиозных традиций создание письма осмыслено как благодеяние и ценный дар людям, то древние иранцы считали письмо изобретением злого духа и поэтому непригодным для записи священных слов пророка (Стеблин-Каменский, 1993, 3). Проповеди, молитвы и изречения Заратуштры почти тысячу лет заучивались наизусть и передавались по памяти на уже мертвом языке*, и только в IV-VI вв. был специально создан новый алфавит (фонетический) для их записи, и учение Заратуштры было наконец закреплено на письме**. Таким образом, между проповедью Заратуштры и первыми записями священных текстов лежат по меньшей мере две тысячи лет! При этом, однако, самые ранние из сохранившихся текстов относятся к еще более позднему времени: Д.И. Эдельман датирует их XIII- XIV вв. * Тем не менее о Заратуштре как о великом "маге и философе", а также о "писаниях восточных магов" еще в III в. до н.э. – I в. н.э. знали греческие и римские авторы (см.: Брагинский, 1983, 263). ** В среднеперсидском источнике IX в. есть указания на то, что первая кодификация "Авесты" происходила двумя столетиями раньше – в I-III вв. н.э. (Брагинский, 1983, 263). Литургические ритмизованные тексты, непосредственно связанные с именем Заратуштры, составили "Гаты" (буквально 'песни, песнопения'). Это самая древняя часть священной книги зороастризма. Тысячелетие устного существования "Авесты" обусловило то, что сохранилось не более четверти ее предполагаемого объема. Вот почему в истории культуры "Авеста" относится к тем сравнительно редким памятникам, которые невероятно трудно понимать и невозможно понять до конца. 50. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирванеЧто касается загадывательно-разгадывательной структуры мифов творения |
|
|
|