Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Я настоятельно не советую делать следующее: сначала показать картины, а потом делать доклад. Должно быть все наоборот. После того, как показаны картины, самый хороший доклад воспринимается тяжело. Слово — плохой конкурент зримому образу.

Еще последнее указание: мы говорим так громко и четко, что нас слышит каждый. Часто бывает, что комментатор, увлеченный картиной, адресуется только к полотну экрана, то есть обращает свою речь в неправильном направлении. Задние ряды не понимают ни слова или же, когда оратор быстро оборачивается, понимают только половину предложения.

234

• Готовьте доклад с диапозитивами так, чтобы не возникало сбоев в их подаче и речь не прерывалась.

Желательно тщательно продумать технические детали. Это выявит необходимость мелких работ. Технические сбои всех видов нарушают атмосферу и разрушают коммуникацию. Мы знаем такие случаи: только хотят показать диафильмы, как выясняется, что соединительный шнур электрического подключения слишком короток; проекционный аппарат установлен слишком далеко, изображение не соответствует экрану; три диапозитива вставлены неправильно, и различить изображение можно лишь стоя на голове; нельзя отыскать выключатель света и так далее. Любая, даже кажущаяся незначительной, техническая ошибка оказывается возмутителем спокойствия.

Некоторые ораторы начинают обстоятельно заниматься наладкой аппаратуры уже после приветствия. Следует все обдумать заранее! Необходимо также провести пробу: как действует договоренность с демонстратором диапозитивов о последовательности показа диапозитивов. Эта договоренность предусматривает подачу слайдов малозаметными сигналами. Лучше всего договориться о кратких сигналах постукиванием (или световыми знаками) , которые означали бы «следующий диапозитив». Возможно, Вы возразите: «Да ведь это все мелочи.» Мелочи — да, незначительные — нет. Успех оратора очень часто зависит от незаметных привходящих обстоятельств.

4.3.11 Критика речи

В одной южно-немецкой деревенской церкви кандидат теологии обычно читал свою пробную проповедь. Потом церковный служка объявлял, как прошла проповедь. И этот «глас народа» имел наготове три оценки. Если духовная речь удавалась, то служка говорил: «Гос-

235

подь был милостив!» При посредственном результате служка отзывался: «Ведь был очень тяжелый текст!» Если же кандидат терпел полную неудачу, то служка утешал его словами: «Но Вы так хорошо подобрали псалмы!» Перед нами надежная форма передачи информации путем косвенного высказывания. Не сказано ничего — и тем не менее сказано все.

Мы даем себе отчет о действии нашей речи на слушателей. Мы просим друзей сообщить критические замечания, разбираемся в причинах осечки. Мы никогда не должны падать духом из-за неудачи вначале. И у великих ораторов случались плохие старты.

Однако «неприятности такого рода возбуждают силы разума» (Буш).

Назовем главные критерии критики речи: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение накала речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.

Опытный оратор постоянно оттачивает технику речи. Никакая речь не является хорошей настолько, чтобы ее нельзя было улучшить.

Тот, кто проработал все главы этой книги, возможно, вздохнет: «... И нужно думать обо всем этом? Да я за деревьями не вижу леса!» Конечно, все продумать невозможно. На практике многое можно упростить; опытные ораторы некоторые вопросы решают иначе, чем рекомендуется здесь.

Каждый должен обрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других.

Начинающий оратор спросит: «Что применить мне сегодня или завтра в моих «риторических буднях»?» Упражнения, продуманные упражнения; после каждого ораторского выступления продуманный отчет самому себе: это простое основное правило, которое ведет к прогрессу в обучении.

Польский пианист Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, это замечает публика.» Может быть, это преувеличение. Но то, что хочет этим сказать Падеревский, справедливо и для оратора: постоянное упражнение — секрет успеха.

237

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прямая техника Четвертой возможностью формирования введения является прямая техника
Аплодисменты ободряют оратора
Анализируйте эти речи с помощью средств риторики упражнение ораторов
Не следует говорить Я перехожу к заключению слушателей слушать
Целью заключения становится действие

сайт копирайтеров Евгений