Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Культура Византии XIII — первая половина XV в.

Введение ..... 5
I. Византийская культура в период политической раздробленности и латинского завоевания
1. Особенности социально-экономического и политического развития греческих земель в эпоху политической раздробленности и латинского владычества .. 12 С. П. Карпов, П. И. Жаворонков
2. Культура Никейской империи . 46 П. И. Жаворонков
3. Культура Трапезундской империи. . . . 86 С. П. Карпов
4. Культура Эпирского царства . 120 П. И. Жаворонков
5. Культура Латинской Романии . . . . . 138 С. П. Карпов
6. Право в эпоху латинского владычества . . 188 И. П. Медведев

II. Культура Византии в эпоху Палеологов

7. Византия во второй половине XIII — середине XV вв. .... 202 Г. Л. Курбатов
8. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры .. 224 И. П. Медведев
9. Особенности философской мысли в Византии XIV—XV вв. ... 242 И. П. Медведев
10. Развитие политических идей в поздней Византии ..... 255 M. А. Поляковская, И. П. Медведев
11. Некоторые особенности исторической мысли поздней Византии ... 280 M. В. Бибиков, С. Л. Красавина
12. Византийское право на заключительном этапе своего развития . 298 И. П. Медведев
13. Византийская народноязычная литература XIII—XV вв. ... 313 А. Д. Алексидзе
14. Дипломатия поздней Византии (XIII— XV вв.) . 341 Г. Г. Литаврин, И. П. Медведев
15. Естественнонаучные знания в палеологовский период ... 361 С. Н. Гукова
16. Развитие географии в поздней Византии 376 О. Р. Бородин
17. Школа и образование в поздней Византии 395 С. Н. Гукова
18. Византийская эстетика в XIII—XV вв. . . 412 В. В. Бычков
19. Изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологов .. 447 В. Д. Лихачева
20. Византийское зодчество эпохи Палеологов 484 А. Л. Якобсон
21. Прикладное искусство Византии XIII— XV ВВ. . 509 В. Г. Пуцко
22. Музыкальная культура поздней Византии 528 ?. Герцман
23. Быт и нравы поздневизантийского общества 551 M. A. Поляковская

Заключение. Основные черты культуры поздней Византии (XIII — первая половина XV в.) . . 585 Г. Г. Литаврин
Основная библиография ... 60S
Список сокращений .. 616
Указатель имен ... 620

Предлагаемая вниманию читателей книга — заключительная в ряду опубликованных несколько лет назад коллективных трудов, посвященных истории византийской культуры '. Книга охватывает время с 1204 по 1453 г., т. е. последнюю, наиболее драматическую эпоху в тысячелетней судьбе Византийской империи. История распорядилась так, что империя оказалась расположенной на стыке между Европой и Азией, в той географической зоне, которая стала своеобразным буфером, прикрывающим с востока европейские страны. На этот барьер из века в век обрушивались волны кочевых народов, периодически выталкиваемых из глубин Азии,— гуннов, протоболгар, аваров, арабов, печенегов, узов, половцев. В XIII—XV вв. настала очередь турок-сельджуков, а затем османов, ставших могильщиками империи. (Упомянутая географическая зона начиная с IX столетия простерлась далее, на север, от Черного моря до Балтики. Здесь сходную, спасительную для стран Центральной и Западной Европы роль играла Древняя Русь.)

В начале XIII в., однако, роли в этой исторической драме временно переменились: турки-сельджуки остановили натиск и роковой удар на Византию обрушился в 1.204 г. не с востока, а с запада и сделали это не кочевники, язычники и мусульмане, а отборные силы западноевропейских христианских стран. Внезапный и сокрушительный удар был нанесен по сердцу империи, по ее столице Константинополю. Империя развалилась на части. Большинство ее владений на Балканах и на островах Эгейского моря оказалось в руках латинян — рыцарей Четвертого крестового похода, создавших здесь несколько государств, иерархически соподчиненных через систему вассальных связей и составивших так называемую Латинскую Романию (или — в большей ее части — Латинскую империю).

Последние два с половиной века истории Византии можно условно разделить на три периода: первый, самый непродолжительный, охватывает время существования «империи в изгнании», т. е. 1204—1261 гг. Византийцы не прекращали борьбу с латинянами с первых дней иноземного "нашествия. Ни Трапезундской империи, ни Эпирскому царству, несмотря \\а его временные успехи, не суждено было сыграть ведущую роль в этом историческом противоборстве. Лидером в борьбе с латинянами постепенно стала Никейская империя, которой и удалось утвердить свои права на «византийское наследство». После падения Константинополя прошло едва полстолетия, и Византийская империя сумела возродиться (хотя и

' См.: Культура Византии: IV—первая половина VII в. М., 1984; Культура Византии: Вторая половина VII—XII в. М., 1989.

не в прежних территориальных пределах): в 1261 -г, Константинополь снова стал столицей восстановленной империи.

Принимая во внимание и внутренние и внешнеполитические факторы, можно выделить в качестве второго периода время от возвращения Константинополя (1261 г.) до основания османами своих первых владений на отнятых у империи землях на Балканском полуострове (1354 г.). Примерно до 30-х годов XIV в. византийцы не теряли надежд на возвращение всех ранее (до 1204 г.) принадлежавших империи территорий. Однако на пути к этой цели стояло несколько серьезных препятствий. Латинские княжества оказывали серьезное сопротивление, находя неизменную поддержку у правителей западноевропейских стран и у папства. Трапезундская империя, хотя и отказалась почти через десять лет после своего основания от каких бы то ни было притязаний на соседние (бывшие византийские) земли, была полна решимости отстаивать свою независимость и осталась, в сущности, до конца вне активной внешней политики как Никейской империи, так и возрожденной впоследствии Византии. Правящая элита Эпирского царства также не изъявляла готовности добровольно признать суверенитет константинопольского императора. Главное, однако, состояло в том, что постепенно слабел сам наступательный порыв Константинополя — его силы иссякали: усиливалась феодальная раздробленность, росло засилье итальянского купечества в столице, обострялись социальные противоречия в городе и деревне, династическая борьба выливалась в настоящие гражданские войны (в 1320— 1328 и 1341—1349 гг.), окончательно надорвавшие воинский потенциал Византии.

Третий период — это последнее столетие существования империи, время ее затянувшейся агонии. Принципиальное значение имел захват османами в 1354 г. Галлипольского полуострова. Османы ступили твердой ногой на Балканы, переправа их полчищ через Дарданеллы была обеспечена. Пожалуй, впервые за всю историю Византии господствующая верхушка отчетливо осознала горькую истину — отстоять свое существование собственными силами империя не в состоянии. Это было ясно и ближайшим единоверным соседям империи — болгарам и сербам, также познавшим турецкую агрессию. Понимали это и правители стран Западной Европы и само папство. Общее осознание надвигающейся смертельной. опасности не смягчило, однако, глубоких противоречий, расколовших христианский мир. Папство, монополизировавшее право решать от имени всех государств католической Европы вопрос о возможности, времени и размерах военной помощи Византии против мусульман, неизменно выдвигало единственное, но совершенно неприемлемое для византийцев условие — отказ от ряда важнейших догматов восточного православия, (признание католического символа веры) и подчинение византийской церкви престолу св. Петра. В империи слишком хорошо помнили время латинского владычества, слишком беспеременно вели себя в самом Константинополе итальянские торговцы, захватившие в свои руки экономику столицы империи. Союз с латинянами ради спасения казался рядовому византийцу менее привлекательным, чем соглашение с мусульманами, отодвигавшее гибель ценой унижения.

Союз не состоялся даже с такими же православными, как и византийцы, болгарами и сербами, несмотря на неоднократные попытки, - -

слишком огромен был груз многовековых взаимных претензий, слишком велик соблазн извлечь выгоду для себя из затруднений соседа, подвергшегося очередной атаке османов. Турки громили балканские государства поодиночке.

В начале XV в. далекая Морея на Пелопоннесе, ряд островов в Эгейском море, несколько городков на Черноморском побережье и гигантский Константинополь, являвший черты глубокого упадка,— это было все, что осталось от империи. Судьба Константинополя была предопределена, но его падение 29 мая 1453 г. явилось тем не менее событием всемирноисторического значения.

Жестокие перипетии в истории империи в последние два с половиной столетия ее существования обусловили острую напряженность в духовной жизни византийского общества. Неоднократно вставал вопрос о жизни и смерти Византии, и все это не могло не оставлять глубоких следов в сознании и чувствах византийцев, на направлении их мысли, чаяниях и надеждах, в особенности их мыслящего, культурного слоя, остро переживавшего бедствия своего отечества.

Крушение империи в 1204 г. стало одновременно крушением мира привычных представлений византийцев (ромеев) о себе самих, о священной империи, о ее месте и в современном им мире, и «на самих небесах». Давнее, крепнувшее с конца XI в., от одного крестового похода к другому, опасение православных («схизматиков» в глазах западных рыцарей) перед угрозой нападения «коварных латинян» оправдалось. Христиане западной части некогда единой империи, вооружившиеся для борьбы с «врагами Христа», разгромили христиан части восточной. Подданные Византии пережили тяжелое психологическое потрясение. Рухнуло благосостояние, социальное и общественное положение высшей светской и духовной знати. Судьба большинства ее представителей была неразрывно связана с Константинополем: здесь они хранили свои главные богатства, здесь находились их дворцы и подворья, здесь они делали свою карьеру, здесь в основном они творили шедевры высокой культуры. Но именно Константинополь и подвергся в первую очередь разгрому и повальному грабежу. Униженные и ограбленные знатные византийцы, включая их наиболее культурную элиту, бежали в поисках спасения в провинции, особенно в Малую Азию.

Не менее тяжкой стала участь крестьян и рядовых горожан, которым некуда было бежать. Крестьяне из окрестностей Константинополя, по дешевке скупавшие за продукты у знатных столичных беглецов их скарб и последние ценности, бросали им в лицо: «Вот и мы обогатились!» Суть этого заявления состояла, конечно, не в радости овладения крохами нечаянного богатства: восклицание исполнено сарказма, за ним сквозит озлобление людей, обреченных на предстоящее «латинское рабство», угадывается обвинение в адрес еще недавно власть имущих как главных виновников нашествия и разбоя иноземцев.

И сами житейские невзгоды, и глубокий душевный разлад, испытанные византийцами в ходе латинского завоевания и утверждения господства чужеземцев, заставили их задуматься над казавшимися незыблемыми, традиционными догмами официальной доктрины о праве империи на «первородство» среди христианских держав, об «избранном» народе,

о василевсе — помазаннике божьем, всемогущем повелителе ойкумены, о неоспоримом преимуществе пргшпславия.

Но беспримерный политический кризис, военное поражение, распад государства, потеря Константинополя, впервые со времени его основания оказавшегося в руках завоевателей, не привели тем не менее к кризису духовному. Переосмысление упомянутых выше догм имело своим результатом не отказ от них как от несостоятельных, а более трезвую оценку ситуации и собственных сил для нового, повторного претворения в действительность прежних имперских идеалов, неотделимых от самой натуры ромея. Вернуться из «изгнания», отвоевать Константинополь и тем самым доказать преимущество ортодоксии перед «латинской ересью» стало сверхценной идеей, главной целью, вдохновляющей государственных, церковных и культурных деятелей во всех тех регионах рухнувшей империи, которые сохранили свою независимость от западных рыцарей и постепенно консолидировались и окрепли как новые государственные образования.

Пережитая византийцами в начале XIII в. трагедия сопровождалась огромными материальными потерями, разрывом устоявшихся экономических связей, дезорганизацией общественно-политической жизни, крупными миграциями населения, падением роли церкви и монастырей в их общественной и нравственно-учительской деятельности, утратой множества памятников культуры и искусства, включая библиотеки, бесчисленное количество ценнейших рукописей по всем областям знания.

 ΛΛΛ     >>>   

Культур
Виппер Р. История древнего мира электронная античности

сайт копирайтеров Евгений