Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

•  После Адрианополя далеко не вся везеготская знать была солидарна
с Фритигерном. На это указывает история Эриульфа, причем на стороне
Эриульфа было большинство вождей. Тем не менее Феодосии, который,
видимо, знал, что делает, поставил своей целью привлечь на свою сторо
ну «тех вождей племени, которые выделялись положением и знатностью»,
а среди них Эриульфа и Фравитту. Осыпая их щедрыми дарами, он наме
ренно увеличивал ту пропасть, которая уже существовала между ними и
их соплеменниками. Феодосии полагал, что класс собственников будет
более отзывчив к вниманию со стороны Рима, нежели рядовые везегот-
ские воины. Но почему вожди так охотно принимали эти предложения?
На чем основывалось их непреходящее стремление жить в мире с Римом?

•  Атаульф, Сегерих и Валия так же легко откликались на внимание со
стороны римлян, как и Фравитта со своими сторонниками. Атаульф сам
объяснил причину этого: его люди не хотят повиноваться «законам», а без
этого не может быть «государства». У везеготов не существовало средств
общественного принуждения, адекватных способов защиты имуществен
ного и социального статуса вождей, таких средств, которыми меньшин
ство могло бы диктовать свою волю большинству. И когда Атаульф пы
тался установить мир с Римом, он тем самым пытался интегрировать своих
воинов в социальную структуру Империи. В этом он видел единственный
способ заменить прежнее эгалитарное общество новой формой социаль
ной организации, которая больше бы соответствовала новым социальным
отношениям внутри племени. Из этого можно сделать вывод, что в тех
случаях, когда везеготские воины убивали своих вождей, для того чтобы

не позволить им заключить мир с Римом, они тем самым не только сопротивлялись Риму, но и защищали свой традиционный общественный строй.

5. У нас есть все основания считать, что действия Атаульфа были вызва ны теми же причинами, что и действия других вождей в годы, предшество вавшие расселению в Тулузе в 418 году. Когда Атаульф говорил о своих мотивах, он говорил и от имени других вождей. Сколько бы они ни спорили о том, кто из них возглавит новое везеготское государство, они сходились в одном: такое государство должно быть создано. И если в первые годы прав ления Феодосия эта политика пользовалась поддержкой лишь нескольких вождей, то во втором десятилетии V века уже большинство из них были на стороне этой идеи. В конце IV века везеготы не могли найти лидера для борьбы с Римом, но у нас нет свидетельств того, что в 410-418 годы многие из вождей были настроены так же, как Эриульф за тридцать лет до этого или как Атаульф в первые годы своего правления.

Таким образом, мы наблюдаем плавный, а затем и стремительный распад изжившего себя племенного строя и ряд попыток заменить этот строй новой формой общественной организации. Чем мог народ отве тить на политику своих вождей? Согласно клятве 376 года, он должен был продолжать борьбу с Римом до тех пор, пока не овладеет Империей. Но такая политика в конце концов привела бы везеготов к самоуничто жению. У везеготов не хватало военной мощи для того, чтобы сокру шить римлян, даже если бы вожди действительно этого хотели. В тече ние нескольких веков римской истории многие племена варваров стояли перед подобной дилеммой, и вплоть до 476 года не существовало ни одного северного народа, который бы мог в одиночку справиться с Ри мом 51 . Даже если бы везеготам удалось отвоевать у римлян часть земель и удержать их за собой навсегда, они уже не смогли бы вернуться к той жизни, которую вели до 376 года. Сложные социально-экономические условия, в которых они оказались бы, не позволили бы им вернуться к прошлому. Такого человека, каким был Атаульф, никогда бы не устроило то положение, какое занимал в свое время Атанарих. А у рядовых везеготских воинов, по сути дела, не было да и не могло быть своей политики, которую они могли бы противопоставить политике вождей. Как только везеготы вступили в Римскую империю, у них уже не было альтернативы честолюбивым планам Атаульфа.

3. Соглашение 418 года

После того как везеготы в 416 году сдались Констанцию, они воевали против варваров — врагов Рима в Испании. Но в 418 году, несмотря на то что они еще не одержали окончательной победы, Констанций их отозвал и поселил в провинции Аквитания II на западном побережье Галлии меж ду устьями рек Гаронны и Луары. Этот странный поступок, по моему

48

49

мнению, можно объяснить следующими причинами (сразу оговорюсь, что моя версия оспаривалась другими исследователями):

Еще до появления везеготов в западных провинциях там уже разгора лись мятежи. В 417 году имперские войска подавляли восстание армори- ков. По примеру восставших жителей Британии арморики изгнали римских чиновников, землевладельцев превратили в рабов и пытались утвердить ся как независимое государство вне Римской империи. Это восстание пред ставляло такую опасность, что римские власти, возможно, предпочли уступить часть богатой Аквитании везеготам, которых они могли контро лировать, нежели вовсе ее потерять в борьбе с арморикацами 52 . Плодородная долина Гаронны сделала некоторых местных землевладельцев бо гатейшими людьми и обеспечивала продовольствием рейнскую армию. Римлянам необходимо было во что бы то ни стало сохранить этот район под своим контролем. Однако Констанций не пытался использовать везеготов для подавления армориков, так как в этом случае они могли присоединиться к врагу, вместо того чтобы бороться с ним; у везеготов была давняя, уходящая корнями в III век традиция сотрудничества с угнетен ными слоями римского населения. Но как только римская армия сокру шила армориков, Констанций поселил в Аквитании везеготов. Условия выделения земель были таковы, что везеготы, защищая собственные ин тересы, тем самым вынуждены были бы защищать интересы местных землевладельцев-римлян. Констанций выделил каждому везеготскому вождю часть ( sors ) земельного владения римского сенатора (более мелкие поместья не были затронуты), причем sors состояла мз двух третей пахот ной земли и половины пастбищ и лесов, принадлежавших сенатору. Та ким образом, каждое поместье теперь кормило двух consortes , или совладельцев, одним из которых был римлянин, а другим — варвар. В 443 году Аэций на таких же условиях поселил бургундов в Савойе, к югу от Же невского озера, а позже эта система была перенесена везеготами в Испа нию, где они в конце концов и осели. Такой способ расселения варваров назывался hospitalitas ".

Если верить политическому заявлению Атаульфа, сделанному в Нар- бонне, то вожди варварских племен не собирались после завоевания какой-либо римской провинции наделять землей своих менее состоятель ных соплеменников. Маловероятно также, что в Аквитании хватало сенаторских поместий для оказания «гостеприимства» каждому из варва ров. Но хотя землевладелец-сенатор делил свою землю только с одним «совладельцем» ( consors ), нам известно, что на самом деле в поместье жил не один варвар, а больше 54 . Какие отношения были между варваром- consors и теми варварами, которые также жили в поместье, но не были consortes ? Безусловно, права собственности на «варварскую» часть поме стья передавались римлянами одному варъару- consors , а не целой группе варваров, живших в этом поместье 55 . Таким образом, можно предположить (хотя вопрос этот не вполне ясен), что варвары-поселенцы жили на

земле, принадлежавшей одному из их вождей. Скажем, бургундские кла ны еще существовали как таковые в начале VI века, и в одном из бургундских законов упоминается, что члены клана, или faramanni , как их называли, все жили в одном поместье. Правда, faramanni лишь однажды упоминаются в кодексе законов бургундов, однако это не означает, что родство не имело большого значения. Скорее, это означает, что авторы кодекса не хотели это открыто признавать. Если родство не имело значе ния, тогда зачем законодатели вообще о нем упоминают, пусть даже один-единственный раз 56 ? Поэтому многие исследователи убедительно до казывают, что бургундские вожди поселяли родственников в качестве арен даторов в своих новых савойских поместьях 57 . Что касается везеготов, то мы не располагаем свидетельствами о том, что в 418 году родство все еще имело для них большое значение, поэтому вполне возможно, что рядовые поселенцы, жившие на землях везеготской знати, были связаны не кровным родством, а чем-то другим. Кроме того, они, как и бургунды, могли быть арендаторами вождей-землевладельцев 58 . Возможно, конечно, что вождь содержал своих «товарищей» ( comites ) за свой счет или он распре делял между ними доходы с земельных участков четырех или пяти коло нов 59 ; во всяком случае, он вполне мог себе позволить наделить их зем лей 60 . Более того, король мог наградить своих приближенных, передав им часть римских владений, которые теперь ему принадлежали 61 . Но в ос новной своей массе варвары-поселенцы, как представляется, стали арен даторами у своих собственных вождей. Везеготская и бургундская знать, как и их римские партнеры, стала теперь землевладельческой аристократией, и их связь с бывшими родственниками приобрела экономический характер.

Так Констанций и Аэций одним махом разрешили сразу четыре проблемы. Они превратили враждебно настроенных кочевников в оседлых и в целом довольных своим положением земледельцев. В качестве союзни ков-федератов они жили по своим собственным законам и под управлени ем своих вождей, но при этом обязаны были оказывать военную помощь императору по его призыву. Они не могли иметь никакой власти над рим лянами, жившими среди них. Во-вторых, римские власти разорвали возможный союз между захватчиками-варварами и недовольными из местных крестьян. Хотя многие римляне по-прежнему бежали на «свободу» в везеготское королевство в Аквитании 62 , везеготские землевладельцы вряд ли стали бы теперь поддерживать крестьянские мятежи. В-третьих, рим ское правительство получило эффективную военную силу, которая могла защитить южную Галлию от восстаний рабов и их союзников в Арморике и в других местах. В начале V века эти восстания наносили Риму огром ный ущерб. И наконец, если наша гипотеза верна, то сами варвары оказа лись разобщенными. Интересы знати разошлись с интересами их сопле менников. Вожди, которые были людьми, ведущими народ за собой, теперь стали землевладельцами, чей образ жизни будет все больше отличаться

51

от образа жизни их племени. Их взаимоотношения с соплеменниками больше не были взаимоотношениями родственника с родственником или соплеменника с соплеменником, теперь это были взаимоотношения зем левладельца и арендатора. Таким образом, поселившись в качестве парт неров на римских землях в Аквитании, везеготские вожди тем самым воп лотили в жизнь мечты Атаульфа. Атаульф считал, что для достижения целей ему необходимо договориться с Римом. У его преемников цели были те же, и после 418 года они смогли проводить в жизнь законы, не совету ясь со своими соплеменниками. Позже мы подробно поговорим о том, как они это делали, о созданном ими государственном аппарате. Однако вопрос, который мучил везеготское общество начиная с 378 года, а имен но вопрос взаимоотношений с Римом, так и не был решен. Если боль шинство вождей и пришли к компромиссу с Империей, то о народе этого сказать было нельзя.

4. От Теодориха до Евриха

В 418 году Констанций столкнулся с одной неожиданной проблемой. Как только договор с везеготами был подписан и началось распределение земли в Аквитании, Валия умер. Политика Валии к концу его правления свидетельствовала о том, что он будет послушным орудием в руках рим лян, поэтому смерть его наверняка была для Констанция жестоким уда ром. К тому же он, вероятно, почти ничего не знал о преемнике Валии, Теодорихе. Теодорих I царствовал целых тридцать три года (418-451), и сам факт его долголетнего правления говорит о том, что он умел лави ровать между обеими частями народа: так, с одной стороны, он был дос таточно враждебен к Риму, чтобы не разделить участи Атаульфа и Сегери- ха; с другой стороны, ему удалось умиротворять везеготскую знать и упрочить ее положение как земледельческой аристократии и правящего класса. То, что мы знаем о его деятельности, говорит о том, что к Риму он относился с избирательной и осторожной враждебностью.

В годы его царствования везеготы все еще значительно уступали рим лянам в военной силе, и Теодорих никогда не совершал нападений на римскую территорию, не убедившись сначала, что римляне заняты в это время чем-то другим. Когда их руки были связаны борьбой с узурпатором Иоанном в 425 году 63 , с вандалами в начале 30-х годов 64 или с бургундами и багаудами в 436-439 годах 65 , Теодорих сделал попытки захватить доли ну в нижнем течении Роны. Правда, как только римляне смогли уделить ему свое безраздельное внимание, они без труда заставили его вернуться в пределы его королевства. И хотя в 439 году, понеся большие потери, Теодорих одержал победу над гуннами Литория, он тут же оказался ли цом к лицу со свежим войском Аэция и в итоге вынужден был согласить ся на весьма выгодные для римлян условия 66 . Таким образом, в течение

почти всего его царствования договор 418 года, по которому везеготы стали союзниками — федератами Рима, оставался в силе. Вероятно, договор не действовал во время войн 425 года и 436-439 годов, а также какое-то время около 430 года, когда некий везеготский вождь по имени Анаольс действовал в районе Арля. Правда, Анаольс мог быть одним из членов окружения Теодориха, действовавшим без его явного одобрения 67 . Одна ко все остальное время царствования Теодориха везеготы оставались со юзниками — федератами Римской империи, признавали верховную власть императора и подлежали призыву на военную службу Рима. Правда, за все эти тридцать три года они оказывали Риму военную помощь всего три или четыре раза, но это не означает, что решение поселить их в Аквита нии было ошибочным. Римляне никогда не делали попыток пересмотреть это свое решение 68 и никогда не проводили военных операций против везеготов, кроме тех случаев, когда те первыми нападали на города в до лине Роны. Лишь однажды в 439 году Литорий, желая затмить военную славу Аэция, перешел от обороны к наступлению и преследовал везего тов вплоть до городских стен Тулузы. Однако это было его личной акцией, и вряд ли Аэций ее одобрял. Можно сделать вывод, что в планы офи циальной римской политики не входило выселение везеготов из Тулузы и прекращение действия договора 418 года. Напротив, римляне были на столько довольны результатами этого договора, что они продолжали доб ровольно расселять другие варварские племена в других частях Галлии практически на тех же условиях, на которых были расселены везеготы в Аквитании.

События, последовавшие за смертью Теодориха в 451 году, весьма крас норечивы. Сразу после смерти старого короля вопрос, мучивший везего тов со времен Фритигерна, об их взаимоотношениях с Римом встал с прежней остротой. Трон Теодориха унаследовал его старший сын Торисмуд. Еще при жизни отца между ним и его пятью братьями 69 существовало взаимное недоверие. Во всяком случае, Аэций знал об их ссоре уже во время битвы с Аттилой на Каталаунских полях. В этой битве Теодорих I был убит, и Аэций сразу после победы над Аттилой посоветовал Торис- муду поспешить домой в Тулузу, так как его братья Теодорих и Фредерик могли сместить Торисмуда и занять его место 70 . Торисмуд вернулся в Ту лузу и, как ему казалось, прочно утвердился на троне. В 452 году, когда Аэций бился с гуннами в Италии, он напал на аланов, живших в Орлеане, и разгромил их 71 . Это нападение было антиримской акцией по своей сути, так как аланы были римскими федератами, поселенными в Орлеане (как и везеготы в Аквитании). Очевидной целью его было отрезать Арморику от остальной Галлии 72 . Затем Торисмуд заинтересовался Арлем, который занимал важное место и в планах его отца 73 . Казалось, Торисмуд собирается продолжить ту же политику, которую пытался проводить и его отец в первое десятилетие своего правления, — политику, направленную на за хват плодородной долины Роны, принадлежавшей римлянам. Однако То-


Часть первая. ГАЛЛИЯ

III . Везеготы от Фритигерна до Евриха

53

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Использовать его как мощную базу
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 11 заметим
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 2 конечно
Имеются в виду солдаты

сайт копирайтеров Евгений