Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-278-

отмеченная в литературе, привлекает наше внимание, а вопрос о том, в каких кругах возникло подобное повествование. Автор его не мог быть представителем духовенства, так как рассказ лишён почти всякого намёка на церковность, за исключением обычных слов о победе Изяслава «пособьем божиим». Наряду с этим известие о разграблении домов и монастырей в Киеве оставлено без всяких замечаний о неприкосновенности церковных имуществ 1). М. Д. Присёлков считал, что выделяющееся «талантом изложения, живостью и жизнерадостностью описание времени Изяслава Мстиславовича» было составлено «весьма близким к князю лицом, едва ли не дружинником князя». В этом высказывании ярко выразилась тенденция Присёлкова приписывать памятники летописания лишь духовенству и феодалам. Между тем в тексте Ипатьевской летописи очень мало говорится о самом Изяславе, по крайней мере нет ничего похожего на те похвальные отзывы, которые помещает о владимирских князьях Лаврентьевская летопись. Зато некоторые другие черты заставляют предполагать в авторах рассматриваемых летописных известий горожан.
Главное действующее лицо повествования Ипатьевской летописи о междоусобных распрях князей в середине XII в. - это киевские горожане. «Кияне» (киевляне) ведут переговоры с Игорем Ольговичем, жалуясь на княжеских тиунов, «вси кияне» приносят присягу Игорю и потом изменнически переходят на сторону его противника Изяслава. Во всём рассказе нет и намёка на обычные рассуждения о нарушении крестного целования, имеется только ссылка на слова черниговского епископа о клятвопреступлениях.
Ещё интереснее рассказ Ипатьевской летописи об убийстве Игоря Ольговича. Тема рассказа о насильственной смерти князя от разъярённой толпы давала простор для церковных рассуждений о мученических кончинах и пр. Действительно, в летописном тексте помещены предсмертная молитва Игоря и другие отступления церковного характера, но трудно оспаривать их вставное происхождение 2). Первоначальный рассказ об убийстве
_________
1) Ипат. лет., стр. 233.
2) Там же, стр. 228-232. Рассказ о низвержении Игоря с княжеского стола написан с определённой симпатией к Игорю, а не к Изяславу. Вставка начинается от слов «Игорь же, услышав» и кон-

-279-

Игоря лишён налёта церковности. В нём «кияне вси» сходятся на вече во дворе Софийского собора, «от мала и до велика», подробно переданы переговоры между киевлянами и послом Изяслава Мстиславича. Та социальная среда, в которой возникла мысль о необходимости убить Игоря, выясняется из речей, произнесённых на вече. «Един человек» напоминает о восстании 1068 г., поднятом киевскими ремесленниками и торговцами. В убийстве Игоря принимает участие «народ», тогда как митрополит и тысяцкие выступают против решения киевлян, что щл «не кончати добром» с Ольговичами.
В рассказе об убиении Игоря нет прямых или косвенных указаний на то, что он написан дружинником, на первом месте в нём стоят не феодалы, а «вси кияне». Автор рассказа даже не считает нужным порицать киевлян. Он приписывает приближённым Изяслава фразу, складывающую вину за убийство на самого Игоря и его родичей: «не ты его убил, но убили суть братия его» 1).
Если нельзя настаивать на том, что автором рассказа о смерти Игоря был безусловно горожанин, средневековый торговец или ремесленник, то нельзя и отрицать такой возможности. Во всяком случае, такое предположение легче объясняет происхождение рассказа о смерти Игоря из городской среды, чем домыслы о княжеском дружиннике Изяслава как авторе летописного текста. Выражение «бог за нашим князем и святая Софья» 2) напоминает соответствующие выражения новгородских летописей.
Историки литературы, обращавшие внимание главным образом на церковную окраску летописных известий, почти игнорировали гражданские повести, включённые в летописные своды в виде особых повествований. Впрочем, за некоторыми из них утвердилось название «воинские повести», которое заставляет думать, что такие повести вышли из феодально-военной среды, в частности из среды княжеских дружинников. Но это
_________
чается фразой «и то ему глаголющю». Восклицание Игоря «ох брате, камо мя ведуть» осталось несогласованным со вставкой о славах Игоря, что он будет «мученик» (стр. 247-248). В Лаврентьевской летописи, где первоначальный рассказ об убийстве Игоря подвергся сокращению, вставим церковного характера отсутствуют.
1) Ипат. лет., стр. 250.
2) Лаврент. лет., стр. 302.

-280-

определение содержания повестей чрезмерно сужает их значение и может быть применено далеко не ко всем произведениям гражданского характера, включённым в летопись. Да и само военное дело было знакомо средневековым купцам и ремесленникам. Поэтому, например, авторство повести о взятии Царьграда латинянами, вставленной в Новгородскую летопись под 1204 г., с равным успехом может быть приписано как дружиннику, так и новгородскому купцу.
В повести о взятии Царьграда, в частности, проявляется особый интерес к междоусобной борьбе за византийский престол, употребляются выражения, характерные для новгородской действительности XIII в. По смерти императора Исаакия, читаем в повести, «людие на сына его восстали за поджог города и ограбление монастырей; и собралася чернь и влекли («волочаху») добрых мужей, обсуждая с ними, кого поставить в цесари». «Вси люди» не дали Мурчуфлу оставить царский венец, «люди» собрались в св. Софии, цесарь Мурчуфл «много жаловался на бояр и на всех людей». Повесть лишена типично церковных терминов и даёт суммарное описание богатств св. Софии, измеряя их количественно (40 кубков великих, 40 кадий чистого золота и т. д.). Крайне показательны заключительные слова повести о гибели земли Греческой «в сваде» (в распрях) цесарей 1).
Почти уже прямое указание на автора, вышедшего из среды торговых людей, имеем в сказании об убийстве Андрея Боголюбского, помещённом в Ипатьевской летописи. Сказание это сложное по составу. Начало его представляет церковную похвалу Андрею, изображённому в виде мученика. В сущности, рассказ о самом убийстве вводится словами: «се же бысть в пятницу». Этот рассказ написан лицом, хорошо знакомым с описываемыми им событиями. Единственным человеком, позаботившимся о теле убитого князя, изображён некий Кузьмище Киянин. Имя его говорит о происхождении из Киева, на его социальное положение указывает припоминание об убитом князе, который показывал богатства церкви в Боголюбове «гостям» (купцам), приходившим из Царьграда и из иных стран. Кузьмище Киянин - это заезжий
_________
1) Новгород. лет., стр. 47-49.

-281-

киевский гость, свидетель трагических событий в Боголюбове 1).
И приведённые примеры показывают вероятность участия городских кругов в создании русской литературы XI-XIII вв. При более внимательном изучении это положение получит ещё большее подтверждение, чем раньше. Например, сказание о Липецкой битве 1216 г. при беглом взгляде может быть отнесено к воинским повестям. Но такое заключение будет очень поспешным. В краткой и подробной редакции этого сказания главными героями являются новгородцы и смольняне, предпочитающие сражаться пешими, а не конными. Воины слезают с коней, сбрасывают с себя верхнюю одежду и сапоги. В отличие от них «сами князи и вси вой поидоша по них на коних» 2). Пешие воины не профессионалы-дружинники, а ополченцы; между тем они показаны главными героями победы на Липецком поле, а о подвигах дружинников нет ни слова. Особый интерес проявляется автором сказания к судьбе новгородцев и смольнян, «которые зашли гостьбою» в земли враждебных князей.
При более детальном изучении древнерусской литературы выявится немалое количество произведений, возникших в городской среде - среди городских ремесленников, купцов, приходского духовенства. Городская письменность и литература - немаловажный фактор древнерусской культуры; им должно быть отведено достойное место и в нашей исторической литературе.
_________
1) Ипат. лет, стр. 397-401.
2) ПСРЛ, т. XXV, стр. 113.

-282-

Обширная и богатая Киевская земля, бывшая в X-XI вв. центром Древней Руси, занимала пространство по правому берегу Днепра с его притоками Росью и Тетеревом, а также по нижнему течению Припяти. Название «Киевская земля» условное, оно не употреблялось в источниках, так как Киевская земля именовалась в древности «Русью» или Русской землёй. Отсюда, а не от мифической скандинавской Руси получила своё название и вся Русская земля.
Летописи упоминают в Киевской земле несколько десятков населённых мест, в том числе городов. Наиболее крупные города, за исключением Вручего (Овруча), стояли поблизости от Киева (Вышгород, Белгород,
_________
1) Общее количество городов в Киевской Руси ко времени монгольского завоевания измеряется сотнями, но нетрудно заметить, что словом «город» одинаково называется и большое поселение, подобное Переяславлю или Чернигову, и небольшой укреплённый замок. В обзоре городов в дальнейшем будет приниматься во внимание только первый вид поселения: город, состоявший из детинца и примыкавшего к нему посада. Только в таком городе мы находим постоянное население, занятое ремеслом и торговлей; следовательно, только в таких поселениях могли возникнуть условия для создания городских порядков, «городского строя», с вечевыми традициями и участием горожан в политической жизни.
Обзор городов удобнее всего вести по отдельным землям Киевской Руси, как они сложились в IX-XIII вв., начиная от центра Руси - Киевской земли. На картах предполагаемое местонахождение городов обозначено квадратом, а не кружком.

-285-

Василев, Канев). Они окружали столицу Древней Руси кольцом непрерывных укреплений. Но названные пункты не были только замками. Перед нами явно развивающиеся городские центры, из которых особенно крупные размеры имели Вышгород и Белгород. Вообще ни в одной части Руси XI-XIII вв. мы не видим такой насыщенности городами, как в Киевской земле.
В Киевской земле мы встречаемся и с другим любопытным явлением - существованием городов, процветание которых продолжалось сравнительно недолго и на смену которым пришли новые города, возникшие по соседству. Таким был Витичев, известный ещё Константину Багрянородному, а в XI в. запустевший, Родня на устье Роси, на смену которой пришёл соседний Канев. Некоторые города Киевской земли так и не выросли за пределы укреплённых замков, хотя часто упоминаются в летописях. Таковы Юрьев и Торческ. Юрьев так запустел, что его местонахождение в районе Белой Церкви устанавливается только гадательно. Степь близко подходила к южным границам Киевской земли, начинаясь тотчас же к югу от Роси. Здесь подступы к Киеву защищала система укреплённых городов, причём «основной линией обороны были города, расположенные на левом берегу Стугны» 1). Архиепископ Бруно, бывший в Киеве в самом начале XI в., действительно сообщает, что пределы Киевской земли для безопасности от неприятеля были на большом пространстве обведены валами (sepes) примерно в двух днях пути от Киева.
По-иному располагались города в районе нижнего течения Припяти и её притоков. Важнейшими из них были Вручий и Туров, сделавшиеся центрами отдельных княжений. Этот лесной болотистый район был мало удобен для поселений, поэтому городская жизнь в нём заметно отставала от других, более оживлённых и благоприятных для жизни областей.
Центр земли Киев был одновременно величайшим и красивейшим русским городом. Киев стоит несколько южнее впадения в Днепр его последнего большого притока - Десны. Могучий Днепр с Березиной, Припятью, Сожем и Десной образует обширный водный бассейн,
_________
1) П. А. Раппопорт, К вопросу о системе обороны Киевской земли («Краткие сообщения Института археологии», вып. 3, Киев 1954, стр. 21-26).

-286-

ключ к которому находился в Киеве. Этот город как бы господствует над обширными территориями, прилегающими к названным рекам. Недаром же летописец на своём образном языке называет Киев «матерью русских городов».
Начало поселений на месте Киева восходит к ранним временам, как об этом говорят находки монет в разных районах города, главным образом времени поздних римских императоров начала нашей эры. Во всяком случае, Киев - один из самых древних русских городов, если не древнейший. Название города выводится из славянского слова «кый» или «кий» - палка, молот. Слово это могло служить и личным именем. В таком случае Киев - это город Кия, как и объяснял происхождение названия древнерусской столицы ещё древний летописец. Поэтому предание о Кие, как об основателе города, представляется довольно обоснованным.
Киев уже в IX-X вв. был крупнейшим древнерусским центром, вокруг которого стали объединяться восточнославянские племена. Он продолжал оставаться большим городом вплоть до разрушения его полчищами Батыя. По мнению одного из ранних исследователей киевской топографии, «древнейший город Киев начинался там, где Андреевская гора отделяется небольшим оврагом от монастыря Михайловского». Город помещался «на так называемом Андреевском отделении Старокиевской горы». Более поздний исследователь также считал, что «Андреевское отделение старого города есть самое древнее» 1). Это представление подтверждается новейшими археологическими исследованиями на территории Киева. Поблизости от Десятинной церкви найдены были остатки древнего рва, который «представляет остаток более древней оборонительной линии Киевского городища, расположенного на западной оконечности Андреевской горы, защищённой с запада и с севера крутым обрывом. Этот ров и, очевидно, находившийся за ним земляной вал ограждали Киев VIII-IX вв.» 2). Незначительные размеры первоначального Киева только
_________
1) М. А. Максимович, Собрание сочинений, т. II, Киев 1877, стр. 97, 101; Н. И. Петров, Историко-топографические очерки древнего Киева, Киев 1897, стр. 100.
2) М. К. Каргер, К вопросу о Киеве в VIII-IX вв. («Краткие сообщения ИИМК», VI, стр. 65).

-287-

подтверждают приведённое выше предположение М. К. Кaprepa, из исследования которого приводятся эти строки. Повидимому, здесь и помещался маленький городок, положивший начало Киеву. (Княжеский город в дальнейшем располагался по горам, как по наиболее защищённой от нападений территории города, тогда как ремесленно-торговая часть Киева возникла под холмами.
Пожалуй, самое интересное в развитии Киева то, что рост города можно проследить довольно точно. Он происходил, можно сказать, на глазах нескольких поколений киевлян. Поэтому уже неизвестный нам автор 70-х годов XI столетия сделал несколько замечаний о топографии родного города в более ранние времена, при княгине Ольге. По его словам, люди жили тогда только на Горе, а на Подоле «не седяхуть». Киевский замок, «город», стоял там, где «ныне двор Гордятин и Никифоров». Место княжеской охоты, «перевесище», находилось за городом, а княжеский двор стоял в городе. Вне города были и два теремных двора, на одном из них стоял каменный терем. Помнить эти подробности середины X в., спустя столетие, даже при помощи детских воспоминаний было невозможно. Автор этих записей, видимо, произвёл какие-то изыскания: спрашивал старожилов, может быть, сам видел остатки каменного терема, уже не существовавшего к его времени 1)
Каменный княжеский терем и был древнейшей каменной постройкой в Киеве, а вовсе не Десятинная церковь, как иногда ошибочно говорится в сочинениях по истории Древней Руси. Терем был построен при Святославе, вследствие чего для Владимира Святославича был «отцовским теремным двором» («двор теремьны отень») 2). Остатки его найдены советскими археологами поблизости от Десятинной церкви.
«Двор теремный» был центром княжеского Киева в X столетии. «На холме вне двора теремного» Владимир Святославич устроил языческое святилище. Тут стояли деревянный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами и кумиры других богов. Позже именно тут и была поставлена одна из первых киевских церквей - церковь Василия.
_________
1) Ипат. лет., стр. 35. Терем был уже разрушен, судя по фразе: «Был ведь тут терем каменный» («Бе бо ту терем камен»).
2) Там же, стр. 51.

-288-

Старый город сделался тесным к концу X в. Десятинная церковь, оконченная постройкой в 996 г., стояла уже за пределами старого городка, показывая, как расширились укрепления Киева. По замечанию М. К. Кaprepa, «вырос новый центр столицы древнерусского государства».
Десятинная церковь была одной из замечательнейших построек своего времени; для Киева она имела значение городского собора, обладавшего богатой ризницей, с иконами, крестами, церковными сосудами, книгами. Летописи, впрочем, чаще называют эту церковь церковью св. Богородицы; название же Десятинной утвердилось за ней потому, что Владимир Святославич выделил в её пользу «от имения своего и от моих град десятую часть» 1). Из устава новгородского князя Всеволода Мстиславича выясняется особая роль Десятинной церкви; в её заведовании находились киевские торговые меры («мерила, иже на торгу»). Так окончательное утверждение христианства на Руси тотчас же связалось с установлением феодальной регламентации ремесла и торговли.
О Киеве времён Владимира Святославича известно очень мало. Поэтому таким неожиданным представляется отзыв Титмара Мерзебургского о современном ему Киеве, как об обширном городе. Повидимому, за несколько десятилетий конца X - начала XI в. произошли какие-то крупные сдвиги в развитии Киева, расширилась его территория, увеличилось население, появились каменные постройки, группировавшиеся вокруг Десятинной церкви, предположительно - дворцовые строения 2). О том же говорят скудные и смутные летописные известия, рассказывающие о смерти Владимира (1015 г.).
Князь умер в своей загородной резиденции, в Берестове. Отсюда его тело отвезли на санях, согласно древнерусским похоронным обычаям, в Десятинную церковь. «Се же увидевше людье и сошлись без числа и оплакивали его, бояре как заступника земли их, убогие, как заступника и кормителя». В этом известии выступает облик большого города с толпами людей, сошедшимися на последние проводы князя.
_________
1) Ипат. лет., стр. 83, 85. Храмовым праздником Десятинной церкви был Успеньев день (15 августа ст. ст.).
2) М. К. Каргер, Древний Киев («По следам древних культур. Древняя Русь», М. 1953, стр. 48).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Торговище
Летописец приписывает любовь к книжным словесам
Не они придавали основную окраску городской чади
После чего в смоленске до 1060 г
Горожане

сайт копирайтеров Евгений