Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-428-

землях, но и среди мордовского населения. Об этом говорит находка «узких и тонких медных полосок, служивших для изготовления мордовских накосников» 1).
При раскопках обнаружены были главным образом землянки и полуземлянки ремесленников. Но существовали и наземные постройки гораздо большего размера. Одна постройка, вскрытая раскопками, занимала относительно большую площадь; в ней была глинобитная печь. К северу от постройки стоял амбар, где найдены были ржаные зёрна. Центральная и юго-восточная части Старой Рязани были заселены менее густо, чем северная, судя по тонкому культурному слою. Вероятно, здесь жили более зажиточные круги старорязанского населения, усадьбы которых были окружены садами и огородами. Старая Рязань в период своего расцвета являлась типичным средневековым городом. Дома тут перемежались с огородами, садами, пустырями.
Письменные известия также рисуют Рязань крупным центром, где с конца XI в. сидят самостоятельные князья. Крупнейшей фигурой среди них был Ярослав Святославич, младший брат знаменитого Олега Черниговского. Утверждение черниговской ветви князей в Рязани указывает на путь заселения Рязани из Северской земли. Этим объясняется та непрерывная непримиримая борьба, которую рязанские князья вели с владимирскими. Различие между Рязанской и Залесской землями заключалось не только в том, что они управлялись разными ветвями князей, но и в том, что рязанцы и соседние владимирцы вели своё происхождение от разных племенных групп восточного славянства: первые - от вятичей и северян, вторые - от кривичей.
В 1195 г. в Рязани уже существовал Борисоглебский собор, служивший усыпальницей рязанских князей. При раскопках найдены фундаменты трёх каменных церквей: Успенского, Спасского и Борисоглебского соборов. Укрепления города были деревянными. Так надо понимать сообщение летописи о сожжении «града» в Рязани в 1208г. по приказанию Всеволода Большое Гнездо. Это же летописное сообщение показывает, что под рязанцами понимались горожане, которые были способны сказать владимирскому князю «буюю речь, по
_________
1) А. Л. Монгайт, Топография Старой Рязани, («Краткие сообщения ИИМК» XLIV, стр. 104-115).

-429-

своему обычаю и непокорству». Сжигая городские укрепления, Всеволод всё-таки пощадил людей и их имущество 1). Неизвестно, когда резиденция епископов была переведена из Мурома в Рязань, но случилось это, во всяком случае, не позднее начала XIII в.
Вторым центром Рязанской земли был Муром - один из древнейших русских городов, сохранивший дославянское название. Начальная летопись ещё помнила о существовании особого народа - «мурома», оставившего свой след в названии города. Предания об упорном сопротивлении местных жителей введению христианства твёрдо держались в памяти муромских жителей ещё в XVI в., как и представление об его былой славе. Составитель сказания о граде Муроме даже пытался осмыслить название города, уверяя, что он имел «стены каменны и мраморяны и тако нарицашася град Муром» 2).
Представления о небывалой славе своих городов весьма типичны для многих бытописателей истории родных городов и нередко встречаются в сочинениях не только XVI в., но даже нашего времени. Гораздо важнее замечания автора о том, что город находился ранее «не на том месте, где ныне есть, но был негде в том же граде, отстояние имея немного от нынешнего града» 3), а этим «нынешним градом» автор считает муромское «Старое городище». Стало быть, древний, дославянский Муром лежал где-то поблизости.
Изучая положение Мурома, мы сталкиваемся с вопросом, почему именно в этом месте бассейна Оки возник крупный город. Может быть, это объясняется близостью Мурома к соседним мордовским землям, с которыми он был связан течением Теши, а также Мокши с Цной. Первоначальный Муром мог вырасти как пункт по торговле ближайших мордовских земель с Великими Болгарами, подобно Белоозеру с окружающей его страной «Вису». Наша догадка подтверждается известием 1088 г.: «взяша болгаре Муром». Это известие припод-
_________
1) «И повеле великий князь всем людей найти из града и с товаром, и яко изидоша вси, повеле зажещи град» (Лаврент. лет., стр. 412-413).
2) А. Л. Монгайт ошибочно принимает народ («мурома») за название города (А. Монгайт, Муром, М. 1947, стр. 5).
3) Н. Серебрянский, Древнерусские княжеские жития («Чтения в Обществе истории и древностей Российских», 1915 г., кн. 3, приложение, стр. 100-101).

-430-

нимает завесу над прошлым города, обнаруживая связь Мурома с камскими болгарами и претензии их на этот город.
Из текста летописи можно понять, что Муром уже существовал в IX в., во всяком случае, в конце X - начале XI в. в нём видим самостоятельного князя Глеба Владимировича 1), убитого по приказанию Святополка Окаянного.
Сказание о граде Муроме уверяет, что Глеб не одолел «неверных» людей и два года жил в 12 верстах от города, что, может быть, является отражением какого-либо действительного факта. В XI-XII вв. князья Борис и Глеб считались уже покровителями Мурома, что вызвало посвящение городского собора их имени.
Вопрос о времени утверждения христианства в Муроме не безразличен для историка, так как с ним связан вопрос об окончательном установлении власти русских князей на Оке. Что Ярослав Мудрый уже владел Муромом, об этом мы знаем из сообщения об убийстве в Муроме опального новгородского посадника Константина 2). Тем не менее внедрение христианства в Муроме многие историки относят к позднему времени на основании сказания о граде Муроме, по которому апостолом христианства в нём был князь Константин с сыновьями Михаилом и Фёдором. При всей путанности сказания в его различных редакциях под него пытаются подвести историческую основу, что получается у разных авторов довольно несогласованно.
Д. И. Иловайский обращение жителей Мурома в христианство относит к началу XII в., принимая за Константина жития Ярослава Святославича, хотя известно, что христианским именем его было Панкратий 3). Авторы описания муромских древностей уже прямо говорят, что Константин скончался в 1205 г. 4) Н. Серебрянский отмечает, что житийная дата кончины князей - начало XIII в. - может оказаться правильной, ибо в XVI в., когда писалось житие муромских князей (сказание о граде Муроме), единственным руководством служили
_________
1) Лаврент. лет., стр. 201, 118.
2) ПСРЛ, т. XV, стр. 142.
3) Д. Иловайский, История Рязанского княжества, стр. 33-34; см. также в «Христианском месяцеслове», М. 1900, под 21 мая.
4) «Спутник по Владимиру», стр. 322.

-431-

надгробные доски над их могилами, а имя Константин и воспоминание о трудности обращения муромцев в христианство повели к легенде о том, что именно князь Константин обратил муромцев в христианство.
На наш взгляд, даты, указанные в житии муромских князей, - 1224 и 1232 гг. (6731 и 6740) - имеют полное основание считаться достоверными, ибо сам автор жития говорит о каменных досках, найденных на гробах князей, где могли быть вырезаны их имена и даты их кончины 1). Крещение Мурома к этому времени было фактом состоявшимся, и Константин был сделан муромским апостолом по аналогии с Константином Великим, вследствие чего и празднование его было положено на 21 мая, когда праздновались равноапостольные Константин и Елена.
В конце XI в. уже говорится о муромцах и о Муроме, как о значительном «граде» на Оке. В это время муромским князем становится Ярослав Святославич, которого так и называет муромским князем в своём послании митрополит Никифор. Муром этого времени, несомненно, был христианским городом, а в 1174г. в нём указана церковь «Христова», которую создал князь Георгий Муромский 2).
Первоначальный город XI в. находился на Старом городище, где была поставлена церковь Благовещения (впоследствии Благовещенский монастырь), которую в XVI в. считали «первоначальной». Здесь-то и найдены были «каменные доски велики» на гробах усопших князей. На значительность Мурома в XI в. указывает существование особой муромской епископии. Перенос епископии в Рязань означал начавшееся захирение Мурома.
Интересный материал для суждения о древнем Муроме дают предметы из Муромского могильника. Они найдены были на территории, находящейся в полкилометре от Муромского кремля. Предметы, найденные в могильнике, датируют его VII-XI вв.
Инвентарь могильника характерен для муромских могильников, в особенности инвентарь женских погребений с их «шумящими» привесками, различного рода перстнями, спиральными запястьями, браслетами и пр. Пови-
_________
1) Н. Серебрянский, Древнерусские княжеские жития («Чтения в Обществе истории и древностей Российских», 1915 г., кн. 3, стр. 238-239).
2) Лаврент. лет., стр. 347.

-432-

 

^ Рис. 6
Крупнейшие города XII - первой половины XIII вв.

-ВКЛЕЙКА-

димому, могильник занимал большую площадь современного Мурома. Вывод Е. И. Горюновой, автора статьи о Муромском могильнике, что «ещё в X - начале XI в. на территории города Мурома, недалеко от его центра - Кремля, существовал муромский посёлок», согласуется с преданием о князе Глебе, который не мог одолеть язычников-муромцев. Поэтому предположение, что русский город в Муроме возник не в IX, а в конце X или начале XI в., может иметь значительную вероятность, хотя в летописи говорится не о городе, как думает Е. И. Горюнова, а о народе - «мурома» 1).
О характере древнего Мурома дают некоторое представление раскопки, произведённые на берегу Оки, поблизости от церкви Николы Набережного. В слое XI- XII вв. найдены были железные шлаки и медная окись, шиферные пряслица, обломки стеклянных браслетов, пряслица для веретён, рыболовные грузила. Ограниченный характер раскопок не позволяет говорить о ремесленной специализации города, но большое распространение различного рода металлических украшений, найденных в погребениях Муромского могильника, как будто свидетельствует о развитии металлообработки 2).
Третий центр Рязанской земли, Пронск, находился в стороне от Оки, на границе «Половецкого поля».
Название города находит объяснение в названии реки Прони, на которой он стоит. Пронск впервые упоминается в 1186 г. по случаю его осады суздальскими войсками. В это время в Пронске уже существовал крепкий «град», окружённый сёлами. В рассказе о второй осаде Пронска, в 1207 г., подчёркивается надежда горожан «на градную твёрдость». Однако главным недостатком пронского замка было отсутствие воды, что приводило к сдаче города в случае длительной осады: «Излазящи из града не ради битвы, но жажды ради водныя, ибо измирали многие людье в граде» 3).
Пронская крепость стояла там, где находились «присутственные места и две старинные церкви, на узкой и длинной площадке, окружённой с одной стороны крутым
_________
1) Е. И. Горюнова, Муромский могильник («Краткие сообщения ИИМК», 52, стр. 33-42).
2) Там же, стр. 41.
3) Лаврент. лет., стр. 380. «Она же (пронские князья) уведаста, почаста город твердити» (там же, стр. 410).

-433-

скатом горы, а с другой глубокими оврагами» 1). Таким образом, «градная твёрдость» поворачивалась против самих горожан, если к городу приступали со всех сторон. В начале XIII в. в крепость вели трое ворот, из которых одни были «на горе». Из этого сообщения как будто вытекает, что город имел более значительную площадь, чем одна площадка; окружённая с двух сторон оврагами, потому что существование трёх ворот предполагало, что они были обращены в разные стороны.
На относительную значительность города намекает указание на «пронян», сажавших себе на стол князей и отвечавших «буей» речью Всеволоду Большое Гнездо.
В конце XII в., по преданию, был построен Переяславль Рязанский, современная Рязань. Это третий Переяславль, стоящий на реке Трубеже, что объясняется явным подражанием географической номенклатуре Южной Руси. Об основании Переяславля имеем довольно раннее письменное свидетельство. В рукописи следованной псалтыри 1570 г., написанной попом Ильинской церкви Марком и принадлежавшей Рязанской семинарии, читаем: «В лето 6603 (1095) заложен бысть град Преславль Резанский около церкви святого Николы Старого». Ссылаясь на то, что, по Герберштейну, крепость в Рязани называлась Ярославом (т. е. Ярославлем), издатели рязанских достопамятностей делают вывод: «Крепость Ярославль, без сомнения, основана первым рязанским князем, Ярославом Святославичем 1095 г.». Впрочем, для основания города указывается другая дата - 1208 г., когда на Рязани был епископ Арсений, заложивший Переяславль у озера Карасева 2). Обе записи имеют характер позднейших припоминаний, как и ссылки на церковь Николы Старого и Карасево озеро.
_________
1) П. Семёнов, Географическо-статистический словарь Российской империи, т. IV, стр. 219.
2) «Рязанские достопамятности, собр. архимандритом Иеронимом», примеч. И. Добролюбова, Рязань 1889, стр. 2, 10.

-434-

Начало русских городов восходит к отдаленным временам, но их оформление в виде торгово-ремесленных центров падает на определённую эпоху, X-XII вв. Раньше всего посады появляются под стенами таких пунктов, как Киев и Полоцк, позже они становятся принадлежностью всех сколько-нибудь значительных городов. Населённый пункт порой становится «городом», т. е. обносится укреплениями, уже после длительного своего существования в качестве неукреплённого села. Города являются центрами ближайшей земледельческой округи, которая обслуживается городским ремеслом и торговлей. Отделение ремесла от земледелия, усиление обмена между промышленным и сельскохозяйственным производством, развитие земледельческого хозяйства и феодальных отношений, а вовсе не внешняя торговля, являются основной причиной роста русских городов в X-XIII вв.
Конечно, города ещё не порывают тесных связей с окружающей деревней. В них наблюдается господство боярства, опирающегося на свои крупные земельные владения вне города, но рядом с этим неуклонно растёт роль

-435-

собственно горожан. Этот термин начинает пестрить на страницах летописей со второй половины XI в. Он соответствует как по своему внешнему, так и по внутреннему содержанию западноевропейскому «бюргер», «буржуа», в отличие от деревенского жителя. «Гражданем же убо, и иже от сел», - читаем в переводе слов Григория Назианзина XI в. В том же памятнике читаем фразу, показывающую, что гражданство уже понималось особо от княжеской власти: «Разделившю на двое воеводьство и гражданьство» 1)
Горожане ясно различаются нашими источниками от боярства, как это видно из приведённых ранее примеров. Основную их массу составляют купцы и ремесленники, занятые в разнообразных промыслах. Наиболее богатая и влиятельная купеческая часть горожан рано стала создавать купеческие союзы, самым известным из которых было Иванское сто. Время образования этих союзов и возникновения их письменных уставов падает примерно на XII в., когда подобные же союзы начинают оформляться в большинстве западноевропейских городов. Стремление к созданию объединений проявляется и в среде ремесленников, где возникают зачатки ремесленных объединений, ученичество и стремление к регламентации рыночной продажи. Все эти явления имели несомненное место в истории русских городов, проходивших примерно тот же путь развития, как и города Западной Европы, Византийской империи, Закавказья и Малой Азии. Поэтому мы вправе говорить о том, что в XI- XIII столетиях в Древней Руси складываются предпосылки для создания того общественного уклада, который в западноевропейской исторической литературе принято называть «городским строем». Города, населённые ремесленниками и купцами, - такое же необходимое явление русского феодализма, как и феодализма других стран Запада и Востока.
В крупных городах замечается стремление к ограничению княжеской власти в пределах города. Раньше всего такая тенденция проявляется в 1Киеве с его богатым купеческим и ремесленным населением. В этой связи особенно крупное значение имеет киевское восстание
_________
1) И. И. Срезневский, Материалы, т. I, стб. 577.

-436-

1068 г. как поворотная дата в истории развития городских вольностей. Горожане стремятся сажать на княжеский стол своих кандидатов, оказывая им вооружённую поддержку. Органами городской власти делаются вече и выборные посадники и тысяцкие. Стремление утвердить городские вольности происходит в обстановке классовой борьбы среди горожан, которая особенно заметно проявляется в Новгороде начала XIII в., где борются «большие» и «меньшие» люди.
В XI-XIII столетиях происходит постепенное оформление внешнего вида русских городов, получающих типично феодальный облик. Города обносятся укреплениями, окружающими в больших центрах значительные площади. Не только «город», но и посад, или предградье (передгородие), окружается укреплениями. Важнейшее значение во всех городах получает городской рынок, «торговище», являющееся средоточием экономической и в некоторых случаях политической жизни города. Русские города украшаются красивыми зданиями, появляется стремление к благоустройству (создание деревянных мостовых, мостов через речки и ручьи и пр.). Неуклонно растёт количество каменных зданий, причём наряду с храмами появляются каменные жилые постройки гражданского назначения. Однако в отличие от западноевропейских городов деревянные постройки на Руси в условиях резко континентального климата и холодной зимы являлись наиболее типичными.
Русские города не отставали от своих западных и восточных собратьев в развитии городской жизни.
История русских городов до монгольского нашествия, остававшаяся раньше неизученной, заслуживает пристального и глубокого внимания хотя бы по одной той причине, что без неё непонятно высокое развитие древнерусской культуры. В строительстве нашей древней культуры принимали участие не только князья, бояре и духовенство, но и широкие массы горожан, ремесленников и купцов. Неизмеримым несчастьем было разрушение русских городов монголами, но городская культура киевского периода не прошла бесследно для последующих поколений. Там, где татарские разрушения были менее заметны, развились вольные города - Новгород, Псков и Полоцк. Пресловутое магдебургское право развивалось,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Название своё город получил

191 - церковь николы льняного в кремле - 251 - Чудов монастырь - 276 москва-река - 75
У нас нет никакого сомнения в истинности летописных слов о переводах 1
Здесь перед нами совершенно ясное указание на соглашение князя с горожанами

сайт копирайтеров Евгений