Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Данные материалы предназначены для временного использования в 10 классе средней школы по курсу «Новая история» вместо стабильного учебника и освещают основные проблемы новой истории за 1898—1918 гг.

4306020600

103(03)-92      инф. письмо—93, доп. №2

ББК 63.3(0)53я72

ISBN 5-09-004867-3

© Сороко-Цюпа О С . Смирнов В. П., Посконин В. С, 1992.

Население мира: численность и особенности расселения. В конце XIX — начале XX в. на земном шаре жило около 1 млрд. 630 млн. человек. Размещение населения мира по континентам отличалось большой неравномерностью. В России, включавшей и европейскую, и азиатскую части евразийского континента, проживало 130 млн. человек. Громадное большинство — около 950 млн. человек — было сосредоточено в зарубежной Азии. В зарубежной Европе проживало менее трети этого числа — 290 млн. человек. В Африке — примерно 110 млн. человек. Северная Америка (США и Канада) насчитывала 81 млн. человек, Латинская Америка — 64 млн. Наконец, Австралия и Океания имели 6,8 млн. жителей.

Территории, удобные для земледелия, составляли немногим более четверти обитаемой суши. На них проживало до 9/10 населения мира, занимаясь главным образом сельскохозяйственной деятельностью. В 1900 г. в городах проживало лишь 10% населения мира. Крупных городов было мало. Лишь 360 из них имели свыше 100 тыс. жителей.

Некоторые особенности размещения населения были связаны с межконтинентальными и внутриконтинентальными миграциями (перемещениями) населения. Эпоху мировых миграций начали великие географические открытия. Миграции населения объяснялись различными причинами — экономическими, политическими, национальными, религиозными, а также перемещением населения между городом и деревней.

Наиболее крупные межконтинентальные миграционные потоки населения в XIX и начале XXв. устремились прежде всего в Северную Америку (США и Канаду), в Латинскую Америку, Австралию и Новую Зеландию. С момента открытия европейцами Нового Света в Америку эмигрировало из стран Европы около 55 млн. человек. Из Африки в Америку было ввезено около 10 млн. негров-рабов. Из Азии прибыло около 4 млн. иммигрантов.

Миграции населения происходили и в Азии: китайцы переселялись в страны Юго-Восточной Азии, заняв важное место в местной торговле, а индийцы отправлялись в Южную Африку. В ряде стран Азии и Африки к концу XIX в. не было крупных миграций населения и сохранялся стабильный, традиционный национальный состав населения (Япония, Корея, Вьетнам и др.).

Метрополии, колонии и зависимые страны. К началу XX в. политическая карта мира претерпела большие изменения. Небольшая группа наиболее развитых в экономическом отношении государств завершила к началу XX в. колониальный раздел мира. Колониями владели в это время (в алфавитном порядке): Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, США, Франция, Япония. Эти страны назывались метрополиями, а их владения — колониями. Кроме того, многие формально самостоятельные государства Азии и Латинской Америки оказались в той или иной степени зависимости от капиталистических государств Европы и США.

По данным на 1900 г., площадь колониальных владений составляла 54,9% площади мира. Там проживало свыше 35% населения Земли. Крупнейшей метрополией являлась Великобритания — в ее колониях проживало около 70% всего населения колоний, во французских — 9,5%, германских — 2,3%.

Создание громадных колониальных империй, увенчавших в начале XXв. раздел мира между ведущими капиталистическими державами, создало новую ситуацию в мире. Произошло насильственное создание мирового хозяйства, основанного не на экономических, а на принудительных формах взаимоотношений между государствами-метрополиями и странами-колониями и их народами. Раздел мира между империалистическими государствами происходил в ходе межимпериалистического соперничества и доходил нередко до войн из-за сопротивления народов колоний. В начале XX в. наступил перелом: стала ясна неизбежность как войны за передел колониальных владений, так и освободительных революций и вооруженного сопротивления порабощенных народов.

Цивилизации. Запад и Восток. Раскол мира на метрополии и колонии сопровождался распространением европоцентристских (т. е. рассматриваемых через призму развития европейских стран) концепций цивилизации.

Цивилизация (от латинского «цивилис» — гражданский, государственный) обозначает исторически сложившуюся совокупность материальной и духовной культуры, общественного строя, образа жизни, системы ценностей и норм поведения того или иного общества или целой эпохи. В этом смысле говорят об античной, средневековой, мусульманской, индийской, китайской, европейской и других цивилизациях Совокупность цивилизаций и культур определяет общее понятие глобальной, человеческой цивилизации.

В конце XIX — начале XX в. центральное место в европейских концепциях мирового развития занимало сопоставление западной цивилизации, свойственной странам Западной Европы и Северной Америки, и восточной цивилизации, существовавшей в Азии и Африке. Само по себе такое сопоставление вполне правомерно. Для «традиционной» (восточной) и европейской цивилизаций были свойственны своеобразные, специфические черты и различия, которые, однако, не давали оснований для их противопоставления.

Для «традиционного» общества были характерны высокая степень зависимости от природы и географической среды, особо тесная связь индивида со своей социальной группой, этносом или сословием.

В обществах индустриальной цивилизации, к которой прежде всего относились западноевропейская и североамериканская, доминировали иные принципы отношений человека и природы, межличностные и общественные отношения. Исходными были — свобода, равенство людей, независимость индивида от его социального происхождения. Основой индустриальной цивилизации стали капиталистические экономические отношения — рынок, частная собственность, конкуренция, наемный труд.

Большинство европейских мыслителей XIX в. принимало технический прогресс, достигнутый в Европе и в США, за определяющую черту цивилизации и потому противопоставляло «передовую» западную цивилизацию «отсталой» цивилизации народов Востока. Разумеется, технический прогресс является важной особенностью уровня и характера цивилизационного развития. Однако при этом нельзя игнорировать такие важные признаки цивилизации, как общее состояние человеческого общества, место в нем человека, его взаимоотношения с природой и коллективом. Деление цивилизаций на «отсталые» и «передовые» не учитывало этих обстоятельств. Оно отражало нежелание европейцев признать равноправие иного образа жизни и иных цивилизаций. Игнорировались при этом и огромные заимствования Запада от восточной культуры, науки и изобретательства. Лишь в начале XX в., когда стали особенно очевидны издержки и уродливые последствия промышленного развития, гонки вооружений и войн, начали пробивать себе путь более глубокие представления о соотношении различных цивилизаций.

В конце XX в. современный подход к проблеме цивилизационного развития признает цельность мира и от теории локальных цивилизаций совершается переход к формированию планетарной цивилизации. Интенсивный процесс международного обмена информацией, техникой, культурными достижениями, общения людей, влияние различных форм экономической, политической и культурной жизни — все это приобретает в конце XX в. всемирный планетарный характер. При этом признается и многообразие, плюралистичность обществ и культур. Таким образом, происходит процесс становления глобальной цивилизации.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Которую использовали в своих интересах империалистические страны

Соединенные штаты америки экономическое развитие сша

Правительство рузвельта в 1906 г

сайт копирайтеров Евгений