Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Резюмируя, можно сказать, что система личности «производит» социокультурные действия, социальная система — социальные нормы, а система культуры — культурные образцы, благодаря чему каждая из подсистем воздействует на две другие. Соответствующие воздействия (сигналы) воспринимаются и перерабатываются каждой из систем,

Применительно к системе личности процесс приема и обработки (усвоения) внешних сигналов обычно именуется интернализа-цией или интериоризацией (от англ, internalization или фр. interiorisation, образованных от лат. interior — внутренний ). Таким образом, интериоризация (интернализация) — это процесс усвоения индивидом социального и культурного опыта того общества, к которому он принадлежит 44 .

В результате усвоения (интернализации) индивидом социокультурного знания (социальных норм, ценностей, образцов поведения,

43 Напомним, что Маркс использовал иерархическую модель, в которой нижний уровень занимали производительные силы (материальная подсистема системы культуры в нашей терминологии), над ними находятся производственные отношения (экономическая подсистема социальной системы в нашей терминологии), а верхний уровень занимает общественное сознание (духовная подсистема системы культуры в нашей терминологии).

44 Процесс интериоризации (интернализации) детально рассматривался психологами — 3. Фрейдом (который именовал этот процесс интроекцией), Ж. Пиаже, Л. Выготским, А. Леонтьевым и др. В социологии существенный вклад в разработку теории интериоризации (интернализации) внесли Г. Тард, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.

100

ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. п.) происходит формирование личности и она связывается с социальной системой и системой культуры. Усвоение социальных норм обеспечивает социализацию личности, усвоение культурных ценностей и знаний обеспечивает «инкуль-турацию» или «культурализацию» личности 45 . Часто термин «социализация» используется в широком смысле, охватывающем и собственно социальные, и культурные аспекты формирования личности 46 .

Процесс приема и обработки социальной системой поступающих в нее внешних сигналов обычно именуется процессом институционализации, включающим «переработку» («усвоение») социальной системой двух типов сигналов: «продуктов» системы культуры (культурных ценностей) и системы личности (социальных действий). Применительно к первому типу сигналов в социальной системе действуют механизмы институционализации ценностей и «образцов» культуры, превращающих их в принудительные «нормы поведения». Благодаря процессу институционализации культурных образцов, формируемых в рамках подсистемы духовной культуры, социальное взаимодействие структурируется и легитимируется. В свою очередь «образцы», генерируемые материально-предметной подсистемой системы культуры, посредством институционализации задают «технологические» параметры институциональной организации социальной системы, включая соответствующие типы социальных учреждений и социальных ролей.

Аналогичным образом социальная система взаимодействует и с системой личности, институционализируя генерируемые ей социальные действия. Здесь процесс институционализации проходит в два этапа. На первом этапе социальные действия хабитуализиру-ются (опривычиваются) (по терминологии П. Бергера и Т. Лукма-на) или рутинизируются (по терминологии И. Гофмана, Э. Гидден-са и др.). Второй этап связан с типизацией опривыченных действий. Таким образом, рутинизация и типизация являются частными механизмами институционализации социальной системой сигналов, поступающих в нее от системы личности, т. е. социальных действий.

По аналогии с процессом интернализации личностью социальных норм и культурных ценностей и знаний и процессом институ-

45 Термин «инкультурация» предложил М. Херсковиц (1948 г.), а «куль-турализация» — К. Клакхон (1939 г.); см.: Культурология... 1998, 1: 251; 2: 219—220.

46 См.: Goslin 1969.

101

ционализации социальной системой продуктов культуры и социальных действий процесс «усвоения» культурной системой социальных норм и социальных интересов и культурных действий личности можно обозначить как процесс ассимиляции. Хотя мы стараемся избегать излишнего «биологизма», присущего кибернетическим схемам, здесь мы не можем удержаться от использования этого термина 47 . Чуть ниже мы более подробно рассмотрим взаимодействие социальной и культурной подсистем общества и специально остановимся на процессе «усвоения» системой культуры внешних сигналов, обозначенном нами как «ассимиляция».

Перефразируя Т. Парсонса, можно сказать, что отношения между системами личности, культуры и социальной системой являются трехсторонними, поскольку части культурной системы, так же как и части социальной структуры, интернализированы в личностях, но в то же время части культурной системы, так же как и части системы личности, институционализированы в социальной системе, а части социальной системы и системы личности ассимилированы в системе культуры 48 . Как мы покажем далее, используемая нами модель функционирования общества, несмотря на всю ее условность, значительно облегчает систематическое рассмотрение проблем, связанных с анализом исторического знания и исторического сознания, формирующих «образ прошлого».

б) Объективация и легитимация

Социальный мир — это продукт человеческих действий. Но любые действия являются результатом субъективных процессов, происходящих в сознании человека. В то же время общество предстает как объективная реальность, точнее, общество является объективной реальностью. Поэтому одним из важнейших направлений развития современной социальной теории является попытка совместить (точнее, органично соединить) так называемый «объективистский» подход к анализу общества (с известной долей условности он связывается с именами К. Маркса и Э. Дюркгейма) с «субъективистским» подходом (он столь же условно, ассоциируется с именами М. Вебера и А. Шюца — см. Вставку &). Условность этого деления

47 «Ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление, усвоение); в биологии — синтез в организме сложных веществ из более простых (в конечном счете из элементов внешней среды) с накоплением энергии» (Словарь иностранных слов 1988: 58).

4 8 См. также: Пирсоне 1997 [1971]: 21.

 <<<       >>>   

Членение истории по периодам правления является первым приближением к формированию концепции стадий
Исторический анализ был неотъемлемым элементом теоретических построений
Историям отдельных полисов
В дополнение к субстанциальной философии истории история реальность стала более активно

сайт копирайтеров Евгений