Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

**'** u. Wile ken, AP XII (1936), стр. 87; «Aeg.», XV 20Э ел. (= FSI XII, 1240).

12 А. Ранович W?

нов которого связывали религиозные интересы или взаимопомощь.

Но каковы бы ни были детали «муниципальной» организации египетских городов в III в., она означала результат медленной и длительной эволюции, уравнявшей Египет с другими частями империи. Важную роль здесь, несомненно, сыграл эдикт Каракаллы 212 г.— так называемая Gonstitutio Antonio niana.

Эдикт Каракаллы хорошо засвидетельствован в литературных источниках. Важнейшие из них — Дион Кассий и Уль-пиан. Дион Кассий сообщает: «Он сделал римлянами всех своих подданных (reavTa? той? ev tyJ dcpxfi оситои) на словах, чтобы оказать им благодеяние, на деле же, чтобы отсюда притекало к нему больше (налогов), так как перегрины большинства их не платят» (77,9). По Ульпиану (Dig. I, 5, 17), in orbe Romano qui suntex constitutione imperatoris Antonim cives Romani effecti sunt. Опубликование в 1910 г. гиссенского папируса (P. Giss. 40), содержащего текст эдикта, вызвало оживленную полемику, не прекратившуюся до последнего времени. * Дело в том, что как раз самые важные строки 7—9 папируса испорчены и читаются так: ... SiScufU toEvuv атга(19—20 букв) v oixoufXEvvjv iz[oXi]rsiav 'Рси-fxaswv [(J.]evovTOi;(19—22 буквы) octujv X0)Pl? Tt")V [8s]&mxEa)v. Спор ведется по вопросу о том, относится ли изъятие дедитициев к сказуемому StScu^i, или к pivovTo<;... kto>v, о том, кого следует понимать под dediticii и как следует дополнить jievovro?... octcuv. Филологический и, главное, исторический анализ текста папируса позволяет восстановить латинский оригинал декрета следующим образом: do igitur omnibus qui in orbe Romano sunt civitatem Romanam, manente cmni genere constitutionum, exceptis dediticiis, а греческий текст надлежит читать: Ss&o^ui •rotvuv clna.oi toIc; хоста tvjv 'Pu>fA<xix7)v oixoufisv/jv TtoXiTftav 'Pui-

т. е.: «даю поэтому всем живущим на Римской ойкумене

* Кроме основных изданий текста в P. Giss. 40 и в Jurist. Рар. Р. Меуег'а см. библиографический обзор в JEA XIV (1928); А. Р а н о в и ч, Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства населению империи, ВДИ, 2 (1б),1946; Е. М. Ш т а е р м а н, К вопросу о dediticii в эдикте Каракаллы, ВДИ 2 (16), 1946. Е. Schonbauer, Reichsrecht gegen Volksrecht?, ZSSt 57 (1937), стр. 309—353; J. S t г о u x, Die constitutio Antoniniana, «Phil.* 88 (NP 42), 1933, стр. 227 ел.; Ad. Wilhelm, GA, AJA 38 (1934): E. Schonbauer, Rechtshistorische Urkundenstudien, AP XIII, 2 (1939), стр. 117—209; W. Schubart, Zur Constitutio Antoniniana, «Aeg.» 1940; A. H. M. Jones, Another interpretation of the CA, JRS XXVI (1936), стр. 223 ел.; F. M. Hei-c h e 1 h e i m, The text of the CA and the three other decrees... contained in P. Giss. 40, JEA 26 (1940), стр. 10 ел.; H.I. Bell, P. Giss. 40 and the CA, JEA 28 (1942).

178

римское гражданство, с сохранением всех видов политических статусов, кроме дедитициев».

Идея уравнения в гражданских правах всего свободного населения назрела давно. По мере того как реальные права граждан урезывались, число их возрастало, и когда эти права свелись к фикции, осталось сделать один шаг, чтобы уравнять всех в бесправии. Уже Марк Аврелий, по сообщению SHA (Comm. I, 14), замыслил даровать всем право римского гражданства. Мысль эта навязывалась объективными условиями жизни в империи, и Каракалла лишь завершил официальным актом процесс, протекавший в течение столетий. Римские граждане приняли поэтому без протеста эдикт Каракаллы как новшество, задевавшее, может быть, их самолюбие, но не внесшее радикальных изменений в практику повседневной жизни. Показательно в этом отношении, как Дион Кассий подает читателям этот акт — лишь между прочим, как один из штрихов, рисующих алчность ненавистного ему Каракаллы. А ведь лет за сто до этого издание такого эдикта, если бы какой-нибудь император на него решился, произвело бы потрясающее впечатление. Однако оговорка о сохранении всех прежних политических статусов (разных гсоХьтеи^оста и аиотг^атос) была необходима. Документы показывают, как дорожили всякого рода мишурными привилегиями; александриец смотрел свысока на жителя x.(i>pa, а принадлежавшие к группе атсо yufivacnot) считали себя выше рядового жителя метрополии. Всеобщее уравнение без оговорок о сохранении старых общественных организаций нанесло бы обиду привилегированньш группам и умалило бы значение «благодеяния» императора. Главное же, при существовании различных степеней обложения населения налогами и повинностями и сложного местного законодательства, учитывавшего различия в социальном положении отдельных категорий провинциалов, внезапная отмена всех этих многообразных категорий внесла бы сумятицу в управление провинциями. Поэтому оговорка о сохранении существующих различных тсоАп-ги^ата или аисттг^атос была необходима. Конечно, с течением времени в результате эдикта и в силу общей нивелирующей тенденции империи различия в конце концов сгладились; но это происходило постепенно, путем издания дополнительных инструкций и распоряжений, и без потрясений.

Оговорка насчет dediticii также была необходима. Включение в состав граждан также dediticii, т. е. только что побежденных силой оружия врагов, варваров, поселенных на римской территории, и вольноотпущенников, ранее запятнавших себя преступлением, было бы воспринято гражданами как обида. Изъятие dediticii должно было отдать дань чувству indig-natio римлян по отношению к этой категории жителей империи.

12* 179

Со времени Моммзена, не знавшего гиссенского папируса, утвердилось было мнение, будто гражданство было даровано Каракаллой только привилегированным группам населения. Но и теперь, после издания гиссенского папируса, где прямо сказано атсасп (всем), и вопреки Ульпиану (omnibus qui in orbe Romano sunt) такие авторитетные папирологи, как П. Мейер, Миттейс, Вилькен, Сегре, Джонс, защищают гипотезу, по которой к dediticii относятся все группы населения, обязанные платить подушную подать, и, следовательно, египтяне не подошли под действие нового закона. Для этого никаких данных в источниках нет. Но изучение египетских папирусов, ярко свидетельствующих о приниженном положении народных масс в римском Египте, внушило папирологам убеждение, что рядовые египетские земледельцы не могли стать римскими гражданами, что они считались дедитициями со времен завоевания Египта Августом, за 240 лет до эдикта Каракаллы! Точка зрения этих ученых не выдерживает критики.

Прежде всего, подушный налог (tributum capitis) платили ведь не только египтяне. Аппиан сообщает, что иудеи в Палестине платили более тяжелый подушный налог (tpopoi; twv aojjj.aT(uv). чем окружающее население (Syr. 50). Еще определеннее пишет Ульпиан: In Syriis a quattuordecim annis masculi a duodecim feminae usque ad sexagesimum quintum annum tributo capitis obligantur (Dig. L, 15, 3, pr.). Веспасиан освободил кесарийцев от tributum capitis (Dig. L, 15, 8, 7). О жителях Африки Иосиф Флавий сообщает, что они rcavfoiux; cpopoXoyouvToa (В. Iud. I, 16, 4). Между тем Мейер, Вилькен и другие не причисляют населения Сирии, Палестины, Африки к dediticii; было бы слишком нелепо объявить dediticii города и области, давно эллинизированные, пользовавшиеся известной автономией, имевшие у себя мировые центры культуры. Но и в Египте городское население, имевшее свои политические организации, усвоившее греческую культуру, создававшее у себя гимнасии и театры, собиравшее и переписывавшее греческих классиков, вряд ли можно равнять с покоренными недавно варварами. За десять лет до эдикта Каракаллы египтяне получили, пусть лишь формально, самоуправление. И еще при Антонине Пие apx0VTe? и SvjfMx; Оксиринха заседают совместно с проживающими здесь римлянами и александрийскими гражданами.*

Сегре, а затем и Джонс предлагают поэтому считать дедитициями только сельское население, но не жителей метрополий. Но это совершенно произвольное предположение. Ведь и го-

* P. Oxy. Ill, 473-W. 33; [I8o?e то"??... 'O?upuy]xiT<3v apx°<" xal ты SrfJtw xal 'PtufAaiiuv xal 'AXs^av8psi(BV roit; icapeiti8ir|(i.oiJ(Ti.

180

родское население платило подушную подать — по пониженной ставке для некоторых групп, но все же платило. Белл справедливо по этому поводу вспоминает анекдот о благонравной девице, которая оправдывалась тем, что родившийся у нее ребенок — совсем маленький. Да и вообще источники не знают разделения египтян в социально-экономическом отношении на разряды. В декларации (Р.Оху. V, 180, 132 г.) домовладелец клянется, что, кроме перечисленных жильцов, у него не живет никто: {д.у,те Jici^svoi; р-т-те ' Pu)|j,a"iO(; {Ат-те 'AXs^avSpsuc; jxyJTS А;.уи-[tctick;] jj.r,T?a7reX?u&spo<;. Те же самые категории перечисляются в Р. Оху. II, 255 (= W 201, 48 г.). «Гномон идиолога» также знает только одну категорию Alyuiruoi,; если бы сельское население (Ivycapwi) составляло особую, наиболее бесправную группу египтян, гномон, подробно разбирающий гражданско-правовые отношения между различными категориями населения, не мог бы ее обойти молчанием. Сельские жители могли даже привлекаться к городским литургиям. В папирусе 250 г. (JEA 1935, стр. 244 ел.) сельские жители (хсор/Ятоа) жалуются, что город Арсиноя привлекает их к городским литургиям вопреки распоряжению Севера; представители метрополии возражают: del хшрятои reap'у\\>Лч irpo(3aXXovTai s't? xoojatjtssoc? —«селяне всегда привлекаются у нас на должности косметов».

Наконец, есть и прямые данные о том, что сельские жители Египта получили римское гражданство. Как известно, провинциалы, получившие римское гражданство по эдикту Каракаллы, присваивали себе praenomen Аврелий в честь императора, чье официальное имя было Марк Аврелий Антонин. Путем подробного анализа папирусов и остраков Бикерман в своей диссертации 1926 г. доказал, что египетские селяне именовались Аврелиями и, следовательно, получили по СА римское гражданство. Не оставляет сомнений на этот счет папирус 276 г. (М е у е г, Jur. Pap. № 133= Mitteis 364). Речь идет о найме 56 коз; нанимает Аирг'Хю? IlavveuTi Хтртиуои at 6 хы|л.7]<; ©so^eviSo^ тгара Aup7]Xiou ПаЗоътоу хаХа[*ои атсо х<оцт]с; Еитцлерьа?; здесь оба контрагента, судя по именам, египтяне, оба — селяне (сстсо х<Ь\1щ) и оба — Аврелии, т. е. римские граждане.

Эдикт Каракаллы не означал автоматического освобождения новоиспеченных граждан от подушной подати. В Диге-стах мы находим ясное указание на то, что освобождение от подати должно было быть оговорено специальным актом: ¦ divus Antoninus Antiochenses colonos fecit, salvis tribu-t i s... Divus Vespasianus Caesarienses colonos fecit non adjecto, ut et iuris italici essent, sed tributum his remisit capitis (Dig. L, 15, 8, 5—7). Для того чтобы новые Аврелии были освобождены от подушной подати, следовало издать об этом осо-

181

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Светского титулагфч
Включение каппадокии в состав империи содействовало разложению здесь старых более примитивных отношений
Особенно более крупной
Упразднение политической жизни провинции
Жалобарагвенских колонов

сайт копирайтеров Евгений