Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Персия признавала автономию малоазийских городов, приобретавших независимость. Персы обязывались не вводить флот в Эгейское море и занимать проливы, они освобождали прибрежную полосу Малой Азии шириной в дневной пробег коня.

Войны доказали жизнеспособность и превосходство военной организации полисной системы над восточной, но результатом стал лишь временный баланс сил: конфликт не был разрешен и потенциально сохранялся, поскольку ни Персия, ни Греция, не смогли занять главенствующее положение в Среди­зем­но­морье. Обе стороны были ослаблены из-за примерного равенства сил. Противоречия обострялись и внутри греческого общества: дуализм олигархической и демократической систем неизбежно перерастал в их противостояние, вскоре вылившееся в гражданскую войну. Конфликт назревал и внутри афинской симмахии, превратившейся в державу: Афины осуществляли диктат по отношению к союзникам и жестко подавляли их недовольство. В результате с окончанием войн социально-политические проблемы не только не разрешались, но наоборот, создавали новый клубок противоречий. Временное национальное единство греков, обусловленное внешней опасностью, оказалось очень хрупким и в дальнейшем распалось.

16. Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V — начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты — Лакедемон ) , в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об . Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн ( VIII–VII вв. до Р. Х.). Во время второй мессенской войны прославился поэт Тиртей, составлявший боевые марши и кличи.

Большая часть покоренного населения Мессении и Лаконики ( илоты ) была лишена личной свободы и гражданских прав. Илоты работали на земле и выплачивали натуральный налог спартанцам. Небольшое число местных жителей Лаконики, где земли были менее плодородны, чем в Мессении, сохраняя личную свободу, было лишено гражданских прав, сформировав социальную группу периэков (буквально: «живущие вокруг»). Периэки занимались ремеслом и торговлей.

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII ) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство. Впрочем, античная традиция относила его к более раннему времени (IX–VII вв.).

17. Государственное устройство Спарты. Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками (например, прославленный Леонид), кроме того, выполняли жреческие функции и частично — судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин , второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами ( геронтами ) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, — коллегия пяти эфоров , представлявших пять об, — изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

18. Воспитание и общественная жизнь спартанцев. Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с вершины Тайгета , самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды — агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово «лаконизм» , означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно. Леонид, когда ему сообщили, что персов столь много, что их стрелы затмят солнце, ответил: «Ну что ж, мы будем сражаться тени». Другой царь в ответ на выступление одного многословного посла сказал: «Ты с таким же трудом окончил свою речь, с каким терпением я ее выслушал».

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение «со щитом или на щите» принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых. Именно поэтому лакедемоняне никогда не носили доспехов на спине: для спартанца считалось величайшим позором показать спину врагу.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет — той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым «экзаменом» — торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии , когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов.

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез ( сисситий ), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. К 400 г. до Р. Х. в Спарте на 7–9 тыс. полноправных людей приходилось 40–60 тыс. периэков и 140–200 тыс. илотов, тогда как в Афинах жило примерно 60–100 тыс. граждан, 15–25 тыс. метеков и 40–60 тыс. рабов . Такое большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца — образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона — бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

19. Пелопоннесский союз. Лакедемонское государство объединило вокруг себя полисы Пелопоннеса, создав в VI в. до Р. Х. Пелопоннесский союз . По структуре он был весьма аморфным, без жесткой иерархии и централизованного подчинения полисов общесоюзному органу — союзному собранию . Его совещания проходили редко и лишь по желанию спартанцев. Союз являлся инструментом Спарты для создания гегемонии на Пелопоннесе, поскольку Лакедемон был заинтересован в разобщенности союзных полисов, об этом свидетельствовала и форма заключения союза, представлявшего собой ряд договоров Спарты с пелопоннесскими городами. Лакедемон дозволял союзникам иметь не только олигархическое внутреннее устройство, но и демократическое, предоставляя достаточно широкую автономию своим полисам, в отличие от Афинского союза. Частичный суверенитет позволял им быть независимыми во внутренних делах. Спарта же собирала сателлитов лишь в силу необходимости на время военных операций, поскольку Пелопоннесский союз имел военно-оборонительные задачи.

20 . Причины Пелопоннесской войны Афин и Спарты. Война между Афинами и Спартой, названная Пелопоннесской , длилась с 431 по 404 г. до Р. Х. Ее события описаны в «Истории» Фукидида , второго крупного историка античности после Геродота, и ему должна принадлежать пальма первенства в создании истории как науки, поскольку Фукидид первым критически подошел к своим источникам информации и детально анализировал события, участником которых являлся сам.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


117 принципат траяна
430 поход архидама в среднюю грецию

217 правление императора аврелия антонина

сайт копирайтеров Евгений