Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

5. Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу, выращивают шафран, который используется в качестве пряной приправы и как краситель. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.

В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство: создаются прекрасные украшения в виде золотых цветков и насекомых, используются техника эмали. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов» . Эти сооружения сложно назвать дворцами в собственном смысле слова, поскольку они не являлись царскими резиденциями и могли выполнять функции святилищ основных критских богов.

«Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Дворец в Кноссе, наиболее полно раскопанный , представлял собой прямоугольное в плане строение с таким же по форме внутренним двором, по сторонам которого располагались жилые помещения со световыми колодцами и строительные башни. Во «дворце» существовала система канализации, дополнительно свидетельствовавшая о его благоустроенности.

Интересная особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены. Это связано либо с осознанием критянами собственной морской силы, не нуждавшейся в дополнительных оборонных сооружениях, либо, что менее вероятно, с поразительным миролюбием жителей острова на фоне всеобщих мировых войн.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье — с Кипром и сирийскими царствами, через которые на Крит попадали предметы из Вавилона. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

6. Сред­неэлладский период (XX–XVII). Одинаковый уровень местного и пришлого населения обусловил преемственность в дальнейшем развитии материковой Греции. Примерно в XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром , — редкий и весьма ценный, он существует и в естественном состоянии. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия — разделенность на мелкие долины — способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство. Известны некоторые возрастные показатели населения, выявленные в результате анализа костного материала большого могильника, обнаруженного в Арголиде. Была высокая детская смертность — примерно треть детей умирала. Немногие переживали 50-летний возраст: обычно умирали в промежутке от 30 до 40 лет, а до глубокой старости не доживал практически никто.

7. Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени ( XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов» , когда критские государства переживают максимальный расцвет.

В Кноссе открываются полезные свойства влажной штукатурки, на которой можно писать красками, и на стенах нового дворца появляются удивительные фрески. На них много женщин, что подчеркивало их особую роль в критском государстве. В изображениях преувеличены отдельные элементы, выделяется асимметрия лиц. Многое в кносском искусстве связано с морем, что ощущается в выборе сюжетов, связанных с морскими животными (дельфинами и осьминогами), характере плавных изогнутых линий, волнистом узоре, изящном орнаменте. В этом искусстве выразился оптимистичный и радостный настрой минойцев, свидетельствовавший об особой гармонии и духовной активности их общества, вдохнувшего жизнь в ахейскую цивилизацию, настолько же прагматичную, насколько не способную постичь солнечный мир критян. С другой стороны, утрированность форм свидетельствовала о расцвете искусства и о достижении им той грани, переступив которую, оно должно было кончиться, — наступал завершающий этап в его развитии, и за ним уже ничего не стояло. Гибель цивилизации была близка.

Активно развивается судостроительство — начинается период вла­ды­чес­тва Крита на море, талассократия . Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Скорее всего, именно с этим периодом связывается поздняя античная легенда о посылке каждые девять лет на Кносс семерых юношей и семи девушек из Греции в жертву злобному минотавру, жившему в лабиринте критского царя Миноса и пожиравшему человеческие жертвы. Предание могло отразить момент перехода Греции в зависимость от морской державы минойских династий. Существовала и другая традиция, согласно которой Минос считался освободителем Эгейского моря от пиратов, мудрым правителем и законодателем, составившим первый свод законов. Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим . Имя Миноса носили все представители царской династии.

На Крите строится сеть дорог — один из первых показателей роста производства, так как экономическое развитие возможно лишь при наличии хороших путей сообщения. Бронза используется в качестве всеобщего менового товара, заменяющего деньги. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

8. Крито-ми­кен­ская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо — пиктография, — позднее эволюционировавшее в идеографическое . В идеографическом письме рисунки означали не только конкретные предметы, как в пиктографии, но и отдельные отвлеченные понятия. С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А . Оно представляло собой слоговую письменность , в которой знак означал слог (гласную или гласную и согласную, которая ей предшествует). Письмо А до сих пор не расшифровано.

С XV века появляется другой вид письменности — линейное письмо Б . Его расшифровка базируется на соотнесении этого письма с более поздней кипрской письменностью, достаточно хорошо известной . Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы  — схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички, большой архив которых был найден в материковой Греции, в Пилосе (юго-западное побережье Пелопоннеса). Линейное письмо Б из Крита появилось здесь позднее, в XIV–XII вв. до Р. Х. Дворец в Пилосе сгорел, и хрупкие глиняные таблички стали обожженными, благодаря чему сохранились. Это не литературные произведения или религиозные тексты, но документы административно-хозяйственной отчетности, предоставляющие информацию в основном об экономике. Эта письменность возникла из потребностей крупных дворцовых комплексов и была неразрывно с ними связана: с того момента, как дворцы прекращают существование, исчезает и письмо.

9. Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин , находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера . Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну — цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы.

К этому происшествию восходит загадка Атлантиды . Греческий философ IV в. до Р. Х. Платон дал описание огромного острова Атлантиды, расположенного перед Геракловыми столбами (Гибралтарским проливом) или за ними, жители которого, потомки морского бога Посейдона, некогда обладали огромной властью на море и даже захватили часть Греции. Однако атланты возгордились, и это их погубило. Однажды весь остров неожиданно погрузился в морскую пучину. Загадка Атлантиды до сих пор не дает покоя ученым. Геологи безуспешно искали ее в Тихом океане, другие ученые отождествляли Атлантиду с Критом. Есть интересная версия, остроумная и в чем-то правдоподобная, связанная с быстрым погружением Атлантиды в районе острова Фера. Последний в данный момент имеет месяцеобразную форму, как будто у него выедена середина. Как считают геологи, занимавшиеся Атлантидой, при извержении вулкана из верхних слоев земной коры выходит большое количество магмы и образуются пустоты. В одну из таких пустот после крупного извержения и могла обрушиться часть суши в центре Феры. Подводные раскопки французской экспедиции близ острова подтверждают то, что здесь действительно некогда была цивилизация, вполне сопоставимая с критской .

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции — критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

10. Греческая религия позднеэллад­ско­го периода. В целом II тысячелетие для Балканской Греции — время сложения образа человеческой личности, когда культура индивидуализируется и в тень отодвигаются древние принципы коллективизма, единства родовой общины. Вся культура ахейской Греции пронизана мощным стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем, когда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным проникновением в окружающий мир.

В это время существуют культы священных растений, деревьев (дуб, платан, пальма), животных (бык, змея), которые рассматривались как атрибуты божества. Подобного рода религиозная практика восходит к фетишизму  — обожествлению и одухотворению окружающего человека животного и растительного мира, а также к тотемизму , то есть почитанию растения или животного в качестве первопредка. Например, дуб, чтившийся в Додоне в более позднюю эпоху, рассматривался как место обитания Зевса. Пальма являлась символом Аполлона, а змея (воплощение мудрости) — образом Афины Паллады. В классическую эпоху в главном храме Афин, Парфеноне, посвященном этой богине, обитала священная змея.

В отличие от Крита, существовал разработанный ритуал, состоявший в основном из жертвоприношений. Жертвы приносились разными способами: возлияния вином, медом, молоком, иногда кровью; воскурения благовонных веществ или жира жертвенного животного. Жертвоприношения были достаточно дорогостоящим мероприятием — их отдельные люди позволить себе не могли. Человеческие жертвоприношения неизвестны, хотя они могли иметь место. Обращение к богам осуществлялось в форме молитв. В микенской Греции молились обычно с воздетыми руками, а на Крите молитвенную позу означала приставленная ко лбу рука.

В конце II тысячелетия известны уже прототипы божеств, известных по поздней мифологии. Зафиксированы культы Зевса, Геры, Посейдона, Диониса , Гермеса и др. Строго разработанной иерархии богов еще не сложилось. Например, Зевс является не верховным божеством, а лишь одним среди равных. В микенской Греции был распространен генотеизм  — почитание местного божества, рассматривавшегося в качестве покровителя данного города или местности.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Правление траяна
180 правление императора марка аврелия
555 правление царя сервия туллия

сайт копирайтеров Евгений