Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Заморская торговля затухает, пресекаются крупные связи с дальними областями. Торговля ведется лишь с близлежащими районами. Например, Аттика торгует с Кикладскими островами, Фессалией, Эгиной . Ограниченность внешнеполитической жизни была еще обусловлена широким распространением пиратства. Не только обычные морские разбойники, но даже купцы-мореходы иногда не могли устоять перед искушением разорить приморские поселки, поэтому пускаться в дальний путь было опасно.

7. Гомеровское общество. Основу общества составляли свободные общинники: земледельцы и ремесленники, входившие в народное собрание, которое принимало решения по главным вопросам жизни города-государства. Однако собиралось оно нерегулярно и со временем стало терять свое первоначальное значение.

Возможно, в эту эпоху появляется рабство, источником которого становятся междоусобные войны, приводившие к захвату пленников. Рабство носило патриархальный характер и не порождало жесткого противостояния рабов и господ, какое возникнет в Римской империи — невольники являлись членами семей, участвовали в общей трапезе и домашних праздниках. Раб не рассматривался как личность, отчужденная от хозяина.

Высшим слоем общества являлись басилеи — первые аристократы, люди «голубой крови», составлявшие Совет , с решениями которого считалось народное собрание. Понятие знатности зависело от родовитости фамилии, а не от богатства. Именно этим басилеи отличались от простых общинников, так как в остальном вели простую жизнь, как и общинники. Это примитивная и неразвитая форма царской власти, не сопоставимая с древневосточной. Например, послы, пришедшие звать Одиссея в поход на Трою, застают царя острова Итаки за вспашкой поля. Одиссей не стыдится того, что обрабатывал землю и собственноручно изготовил себе кровать. У басилеев нет такого снисходительного отношения и пренебрежения к ремеслу, к физическому труду, которое возникнет в среде позднейшей греческой аристократии.

«Илиада» и «Одиссея» отражают период, когда для племенных вождей ответственность перед родовым коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом граждан еще не сформировалась, потому что граждан еще нет. Это особые этические нормы . Агамемнон, Одиссей лично могут быть не правыми, из-за них гибнут люди, но никто их ни в чем не обвиняет. Например, Одиссей заводит своих спутников на остров к циклопу Полифему, который убивает его товарищей. Оставшиеся в живых Одиссея не осуждают, так как никто не видит вины вождя, — он вне рамок суждений своих спутников. Еще нет четкого представления об этике, и жизнь человека не ставится в жесткую зависимость от его морального поведения. Ахилл должен умереть, будет ли он жесток или добр, Троя будет разрушена, независимо от благочестия или злонравия ее граждан,  — по представлению греков, события направляются судьбой, божественной и человеческой волей, но не зависят от моральных ценностей людей.

Этика как осознание необходимости соразмерять свои действия с определенными нравственными нормами общества сформируется позднее, но «Илиада» и «Одиссея» — уже та грань, за которой возникает представление об обязанностях людей внутри гражданского коллектива. Гомеровское время — период скрытого накопления духовных сил греков, готовившихся к новому рывку во внутреннем развитии.

Не путать со знаменитой Спартой, возникшей позднее.

Первый перевод «Илиады» на русский язык, выполненный Н. И. Гнедичем , появился в 1830 г. В нем сохранен стихотворный размер подлинника  — гекзаметр. Современники не сразу оценили произведение Гнедича. По поводу его перевода А. С. Пушкин написал эпиграмму: «Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, // Боком одним с образцом схож и его перевод». Действительно, Гнедич был крив на один глаз. Позднее Пушкин устыдился своих слов и, зачеркнув первую эпиграмму, написал вторую: «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; // Старца великого тень чую смущенной душой». В начале XX века «Илиаду» переводил поэт В. В. Вересаев.

Безупречный в художественном отношении перевод «Одиссеи» сделал В. А. Жуковский. Тем не менее он упростил размер подлинника и в ущерб точности перевода допускал творческие вольности.

Это был, с одной стороны, фанатически увлеченный историей человек, а с другой, прижимистый делец. Читая в детстве «Илиаду», Шлиман мечтал когда-нибудь найти Трою. В юности он отправился в плавание юнгой на корабле, потерпевшем крушение. Генриху удалось спастись, и он остался жить в Амстердаме, где стал корреспондентом и бухгалтером одной из торговых фирм. По созданной им самим системе он учил языки, которых знал достаточно много. Впоследствии Шлиман стал одним из представителей фирмы в Петербурге, женился на русской женщине, сделал огромное состояние на Крымской войне и на «золотой лихорадке» в Америке. Одержимый любовью к Греции и Гомеру, Шлиман покинул Россию, расторгнул первый неудачный брак и женился вторично на гречанке.

Обнаруженное Шлиманом поселение относилось ко времени, предшествовавшему Троянской войне. Остатки древнего Илиона действительно находились на месте кургана Гиссарлык, но на другой глубине.

Шлимана не устроила цена, которую предлагали за участок земли, где находился дворец, и он проявил себя как расчетливый коммерсант, отказавшись от покупки. В противном случае Шлиман мог стать открывателем всех основных центров крито-микенской Греции.

С историей Греции архаического периода связано несколько крупных проблем: первая — колонизация Средиземного и Черного морей, вторая — «старшая» тирания , третья — формирование греческого полиса , четвертая — возникновение первых законодательств.

1. Великая греческая колонизация. Эмиграция являлась пос­то­ян­ным фактором греческой истории, поскольку даже современная Греция перенаселена, и нехватка внутренних ресурсов, в первую очередь земли, для увеличивающегося населения становится первой причиной колонизационного процесса. Возможно, в архаическую эпоху произошел неожиданный демографический взрыв, в результате которого материковая Греция оказалась перенаселенной и потребовался отток жителей, потому что жизнедеятельность городов-государств поддерживалась небольшим количеством людей. В колонии уезжали обедневшие, разорившиеся люди или граждане, враждебно настроенные по отношению к официальной власти. Некоторых насильственно отправляли в путешествие по политическим соображениям. С другой стороны, колонизацию можно рассматривать как новый этап этногенеза, когда у греческого народа возникает активное внутреннее стремление, часто не осознанное, к деятельности, направленной на осуществление определенных целей, часто иллюзорных. Такие вспышки активности, называемые пассионарностью , имели место в истории практически каждого народа. Исчерпывающего рационального объяснения для них не существует .

Колонизацией называется процесс выселения греков из городов эгейского бассейна на побережья Средиземного и Черного морей. Любая колония ( апойкия ) являлась самостоятельным полисом с собственным гражданством, органами управления, общественными учреждениями и правом, обычно совпадающими с соответствующими учреждениями того города, который колонию вывел ( метрополия — «материнский полис»), но не зависящими от него.

Набор будущих колонистов производился из добровольцев или путем жеребьевки, то есть при желании город мог покинуть каждый свободный грек. В редких случаях набор происходил в принудительном порядке, но чаще гражданам предоставлялся свободный выбор. В колонию за один раз могло уехать от 100 до 1000 человек. Всего было выведено несколько сот колоний с числом 1,5–2 млн. чел. Перед отправлением запрашивали оракул — пророчество бога. С начала архаической эпохи возрастает авторитет святилища в Дельфах  — оракула Аполлона, влиявшего на ориентацию колонизационной деятельности, которой жрецы могли управлять через ниспосланные им божественные указания.

После того как колонисты прибывали на место, устанавливались укрепленные границы полиса и начинался раздел земли. Каждый колонист получал определенный участок, поскольку земельная собственность — основа греческого гражданства ; человек без земли не мог быть гражданином. Первые колонисты и их потомки выделялись в качестве политической элиты в той колонии, которую основывали, пользуясь всей полнотой прав. Более поздние переселенцы таких прав уже не получали, поэтому со временем в колониях стала оформляться корпоративность. Привилегированную социальную группу составляли полноправные граждане: первые колонисты и их потомки, а другую — неполноправные, прибывшие в город позднее. Однако внутри каждой корпорации равенство соблюдалось. Колония могла выводить другие апойкии. Например, Спарта основала полис на острове Фера, который вывел в Северную Африку Кирену . Коринф стал метрополией Сиракуз (о. Сицилия), а те, в свою очередь, — метрополией Иссы , то есть колонизация носила характер цепной реакции, когда колония сама могла превратиться в метрополию для ряда других городов.

Колонизация в корне изменила греческий мир, географические горизонты которого раздвинулись. В новых городах вводились свои порядки, отличные от условий метрополий, создавались новые законодательства. Апойкии открывали богатый источник новых ресурсов для Балканской Греции. В колониях менялась система социальных приоритетов: впереди оказывались не знатные, а инициативные люди, что не могло не взорвать изнутри традиционные устои общества. Знакомство с Востоком в VI в. приводит к проникновению в довольно скудный ранее деревенский быт колоний роскошных, утонченных форм жизни.

Выделяется 2 этапа колонизационного процесса . Первый: VIII в. — первая половина VII вв. до Р. Х., когда колонии носили преимущественно аграрный характер. Они выводились с целью предоставить земли колонистам. Второй этап: с конца VII в. по конец VI в., когда колонии были ориентированы на поддержание контактов с местным населением — на торговлю с ним и ремесленное производство.

2. Направления колонизации. Существовало 3 направления колонизации : западное , южное и юго-восточное , северо-восточное . Наиболее мощным было западное направление. Так заселялись территория южной Италии и восточная часть Сицилии, получившие название «Великой Греции» , острова Сардиния и Корсика, южная часть Франции и восточное побережье Испании. Наиболее известные и ранние колонии: в Италии — Кумы , где по преданию жила древняя пророчица Аполлона Кумская сивилла; в Сицилии — Сиракузы , ставшие столицей мощной сицилийской державы; на южном побережье Франции, в устье Роны — Массалия (Марсель), превратившаяся в греческий форпост при освоении Галлии (современной Франции), через которую греки могли доходить до таинственных «Оловянных островов» (Великобритании); а в восточной части Испании — Эмпорион (близ современной Барселоны),  где колонизационная сила греков уже иссякает, так как карфагеняне, потомки финикийцев, поселившиеся на северном берегу Африки, не позволили грекам прочно освоиться в западном Средиземноморье. Раздел сфер влияния можно проследить на примере Сицилии, поделенной между греками и карфагенянами, к которым отошла западная половина острова.

Второе направление — южное и юго-восточное: побережье Сирии, Палестины, Финикии и Северной Африки. На восточном побережье Средиземноморья городская цивилизация достигла высокого уровня, в силу чего здесь греческая колонизация не получила развития, к тому же финикийцы были превосходными мореходами и сами основывали колонии, не позволяя чужеземцам осваивать собственные территории. Они активно противодействовали появлению крупных колоний в Восточном Средиземноморье, поэтому основанные греками центры носили характер торговых факторий при ранее существовавших городах. Наиболее известная фактория — Аль-Мина в Сирии.

В Северной Африке возникают две крупных греческих колонии — Навкратис и Кирена. Навкратис располагался в дельте Нила, на особой территории, выделенной фараонами. До конца VI до Р. Х. этот город был основным перевалочным пунктом в греко-египетской торговле. Именно отсюда в Грецию попал папирус. Кирена благодаря своей удаленности от Египта не представляла опасности для фараонов, противодействовавших греческой колонизации в своих владениях. В Кирене, являвшейся хлебной житницей Греции, в отличие от других греческих городов, существовала царская власть; здесь также была основана знаменитая школа врачей и философов.

Северо-восточное направление — продвижение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде основывается два небольших городка: Византий , позднее переименованный в знаменитый Константинополь, с которого начнется история Византии, и Халкидон , где уже в христианское время состоится четвертый Вселенский собор.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Превращение египта в римскую провинцию
Правление веспасиана
В этом же году патриции были согласились на признание права провокации
422 сражение при амфиполе тирания переворот
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 4 империи

сайт копирайтеров Евгений