Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во второй раз царь встретился с персами у города Исс в 333 г., в горной узкой долине в северной Сирии, где войско Дария не смогло развернуться, и Александр нанес ему сокрушительное поражение, захватив царский обоз с женой, матерью и детьми Дария, успевшего бежать в одиночестве. С пленниками победитель обошелся по-царски, окружив их почетом. После Исса все сирийские и финикийские города перешли на сторону Александра, который долгое время осаждал лишь считавшийся неприступным Тир, и взял его, насыпав дамбу от материка к городу, расположенному на островном укреплении и подкатив к стенам невиданные дотоле осадные башни высотой более пятидесяти метров.

Цель похода (месть за греко-персидские войны) была достигнута, и македонские аристократы отговаривали Александра идти дальше, предлагая принять условия мира Дария. Но царь настаивал на продолжении похода и в 332 г. вступил в Египет, где его вновь встретили как освободителя от персов. Он основал Александрию , позднее сыгравшую большую роль в истории эллинистического мира, и совершил паломничество к храму Амона, к западу от Египта, где жрец признал его сыном бога и фараоном, после чего Александр ввел обожествление своей особы — самообожествление станет идеологической опорой эллинистических правителей. Греки в Балканской Греции равнодушно восприняли весть об обожествлении Александра: «Если Александр хочет быть богом, пусть им будет». А Демосфен не без ехидства предложил его сделать сыном Посейдона или Зевса.

7. Второй этап похода (331–329). Из Египта Александр направился на северо-восток, к северной Месопотамии, где в третий раз встретился с Дарием III у местечка Гавгамелы, или Арбелы ( 331 ). Дарий применил колесницы, к осям которых были прикреплены серпы, надеясь не только прорвать, но и устрашить войско Александра. Дисциплинированные македонцы расступились и пропустили мчавшиеся колесницы сквозь ряды. После поражения Дарий бежал дальше на Восток, и Александр, двигаясь за ним, вступил в Вавилон ( 331 ), а затем — в столицу Персии Персеполь ( 330 ), где впервые столкнулся с ожесточенным сопротивлением, представ перед населением не как освободитель, а захватчик. Взяв город, он отправился на северо-запад, в сторону Мидии , и захватил ее столицу Экбатаны ( 330 ), преследуя Дария, который в конце концов погиб от руки одного из сатрапов. Тело Дария передали Александру, и тот устроил пышные похороны своему недавнему врагу. Изначальная идея похода — месть персам — окончательно исчерпала себя, и Александр уже рассматривал себя в качестве преемника Дария, верховного правителя Персии и мстителя за его смерть, в знак чего предатель сатрап был казнен.

Среди македонской знати, считавшей себя ущемленной в правах по отношению к покоренной восточной аристократии, возник заговор. Он был быстро подавлен, тем не менее в дальнейшем Александр стал более ориентироваться на местную знать как на опору собственной власти. Царь направился дальше, занимая прикаспийские области и Парфию .

8. Третий (329–327) и четвертый (327–324) этапы похода. Войско перешло через горный хребет Гиндукуш и вступило в Среднюю Азию, на территорию современного Узбекистана: области древней Согдианы и Бактрии (покорены к 328 г.). Александр заключил династический брак с дочерью бактрийского царя Роксаной.

В 327 г. начался заключительный этап похода. Александр вторгся в Пенджаб , на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царем Пором . Формально Александр его победил и заключил мир, но он дался дорогой ценой. Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток: ему казалось, что войско быстро пересечет Индию, выйдя к мировому океану, и вся ойкумена, по представлениям античного человека, окажется под властью Македонии. Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: в его среде возникло недовольство царем, и воины заставили Александра повернуть назад. Перед отступлением он основал несколько форпостов, в частности, город Буцефалию , в честь любимого погибшего коня.

Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один — по суше, другой — по морю. Поход завершился к 324 г.

9. Создание великой державы. В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру, и однажды в Сузах устроил свадьбу десяти тысяч своих воинов с местными женщинами. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.

Александр централизовал выпуск золотой и серебряной монеты, теперь чеканившейся в больших количествах по образцу афинской монетной системы. Произошло глобальное перераспределение материальных ценностей: сокровища, находившиеся во владении восточных правителей и покоившиеся на Востоке мертвым грузом, были пущены в активный торговый оборот.

1. Войны наследников Александра. В 323 г. на одном из пиров Александр неожиданно занемог и вскоре скончался в возрасте 33 лет. Болезнь могла быть вызвана или обычной лихорадкой или отравлением. Тело Александра было торжественно перенесено в Египет и там погребено. Местонахождение его могилы до сих пор неизвестно.

У Александра не оказалось взрослых наследников, поэтому после кончины правителя разгорелись ожесточенные споры о власти среди его ближайших сподвижников ( диадохов ), собравшихся в сирийском городе Трипарадисе ( 321 ) и разделивших империю Александра. Военачальник Птолемей Лаг получил Египет, наместник Македонии Антипатр и его сын Кассандр  — Македонию и Грецию, наместник Малой Азии Антигон , прозванный Одноглазым , — Малую Азию, телохранитель царя Селевк Никатор (Победитель) — Месопотамию, а другой телохранитель Александра Лисимах  — Фракию, Пропонтиду и часть Малой Азии. Сподвижники Александра были людьми жестокими и беспринципными, не брезговавшими любыми средствами в борьбе за власть, которая после передела в Трипарадисе разгорелась с еще большей силой. В результате последние возможные наследники Александра — его слабоумный брат и малолетний сын от брака с бактрийской царевной Роксаной — были вероломно убиты.

Воссоздать империю попытался Антигон Одноглазый, который вместе со своим сыном Деметрием Полиоркетом («Берущим города») в 306 г. до Р. Х. провозгласил себя царем. Лисимах, Селевк, Птолемей и Кассандр объединились против новоявленных самодержцев и разгромили их в сражении рядом с фригийским городом Ипс ( 301 ), где погиб Антигон.

Оставшиеся в живых наследники Александра по-прежнему смертельно враждовали друг с другом. Вскоре своей смертью скончался Птолемей, поэтому решающий передел власти произошел в 281 г. до Р. Х. между Селевком и Лисимахом в сражении при Корупедионе («Долина девы», северо-запад Малой Азии). Селевк вызвал Лисимаха на поединок и поразил его, но вскоре был убит сам.

В ходе войн, в основном завершившихся к началу 70-х гг. III в. до Р. Х., погибли и умерли все, кто мог претендовать на единоличную власть в огромной державе Александра, которая к этому времени окончательно распалась на отдельные части. Наиболее крупными из них были государства Птолемеев , Селевкидов , Македонское царство и ряд государственных образований, находившихся в Малой Азии, в частности, Пергам и Понт . Началась эпоха эллинизма ( III–I вв. до Р. Х. ).

2. Общая характеристика эллинизма. Эллинизм  — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык — койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык — арамейский .

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, — космополитизм , осознание себя «гражданином мира». Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма . Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 9 высадка
Первый шаг к равноправию патрициев
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 12 сражение
363 правление императора юлиана отступника императора разделение
Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез афиняне общества

сайт копирайтеров Евгений