Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теперь же проведем мысленный эксперимент и пред ставим себе, что Китай устанавливает свое господство в Азии не путем агрессивных действий, а распространени ем своей цивилизации и заключения договоров с китаизированными странами, что обеспечивает ему еще бо лее эффективное владычество.

Именно таким образом и возникает «Паке Смника», мир под властью Китая в Восточной и Центральной Азии.

Какими могли быть составляющие этого процесса?

Выше уже упоминалось о том, что система конкурсных экзаменов стала в руках конфуцианцев орудием поддержания их господства, причем она гарантировала в рамках бю рократической структуры управления китайской империи невозможность замены конфуцианства иной идеологией. И. Коссецкий в своей книге «Игра сил и интересов в истории» пишет: «Такого рода система управления обществом ог раничивала общественное развитие. Не мог Китай так же осуществлять большую экспансию за своими грани цами. Но одновременно именно эта система обеспечи ла Китаю значительную стабильность» [257,44]. Действи тельно, примерно в то же время, когда наступили закат и гибель Рима, а династия Хань столкнулась с аналогичны ми для Римской империи трудностями, китайское государство не распалось, подобно Риму. Оно сохранилось, хотя не раз сменялись в нем правящие династии. На протяжении многих веков сохранились и бюрократическая китайская система, и иерархия, основанная на получаемых в ходе оче редных экзаменов степенях.

К аналогичному выводу приходит и отечественный вос токовед В.В. Малявин, который в своей монографии «Гибель древней империи» пишет, что экспансия китайской империи ограничена довольно жесткими границами, обусловленны ми так называемой фазой технологии (здесь технология понимается в широком смысле — как всякое мастерство и на вык): «Можно дать краткое, но полное определение про изводственного базиса этой фазы: интенсивное зем леделие при ручном труде. Отсюда проистекает и необычайная устойчивость китайской империи, и ее ис торическая ограниченность» [133, 10]. Это значит, что ки тайская империя прежде всего является фактом хозяйствен ной экологии, когда высокая интенсивность земледелия и господство ручного труда вызваны ограниченностью ресурсов и демографическим давлением.

В общем можно сказать, что императорский Китай и его цивилизация характеризуются двойственностью, взаимодействием альтернативных путей их эволюции. Здесь переплетаются прогрессивные тенденции —уникальный для доиндустриальной эпохи рационализм государственного устройства, весьма высокий уровень научной и техничес кой мысли, вытеснение мифологического сознания квази историческим, мотивы индивидуализма в культуре и архаические элементы сознания. В итоге произошел синтез ар хаического, магико-религиозного и весьма рационального (здесь необходимо учитывать наличие аналогической, кор реляционной логики, модель мира типа «Инь — Ян».) типов мышления. Эти особенности китайской цивилизации и следует учитывать при рассмотрении ее экспансии, эффек тивности воздействия на другие страны и народы в ходе воз никновения «Паке Синика».

Итак, начало миру под властью Китая положили дейст вия императора Уди, который в 110 г . до н. э. после установ ления господства над государствами Елан и Цинь на юго- западе, недалеко от Вьетнама, решил подчинить своей влас ти территории, протянувшиеся до Бактрии. Чтобы осущес твить этот великий проект окружения Центральной Азии с юга, пришлось заключить договор с горцами в регионе Та- лифа. Вполне понятно, что пришлось предпринять меры и в отношении Туркестана — он был поставлен в зависимость от Хань. Правители Ферганы и Заревшана послали залож ников в китайскую столицу. С этого времени Туркестан попал в сферу влияния китайской цивилизации, что позволило установить контроль над Алтаем.

Характеризуя особенность внешней политики Китая, из вестный французский синолог М. Гране писал в своем труде «Китайская цивилизация»: «Вполне очевидно, что забота о создании государства была менее сильна, чем стрем ление к распространению китайской цивилизации» [248, 124]. Не случайно император Уди немало сил положил на пропаганду китайской системы духовных ценностей и обра за жизни и колонизацию территорий, расположенных к се веру от империи, в том числе Маньчжурию и Южную Сибирь. Правители Хань на эти цели не поскупились — были затрачены миллиарды монет. К тому же, благодаря гибкой политике внутри и вне империи, удалось заключить союзы с воинственными кочевниками.

Для финансирования распространения китайской циви лизации пришлось провести реформы, способствовавшие одновременно и снятию накопившейся социальной напряженности. Крупный ученый-конфуцианец Дун Чжун-шу в связи с этим предложил следующие рекомендации: «Огра ничить частное владение землей, чтобы уравнять с тем, у кого земли недостаточно. Прекратить захват земли. Отдать народу соль и железо. Отменить рабство. Отменить право на убийство рабов. Уменьшить налоги, сократить повинности, чтобы облегчить положение на рода. Только тогда можно будет хорошо управлять на родом ...» [211, 320]. Уди согласился с ученым-конфуциан цем, что позволило, предотвратить начинающееся разложение экономических и социальных отношений. Были умень шены цены на соль и железо, производителю разрешили повышать цены на продукты земледелия;. таким образом крестьяне получили свою долю государственных прибылей. Компенсацию потерь казны вследствие проведенных мер стали получать за счет внешней торговли, принося щей огромные прибыли и процветающей благодаря союзу с хуннами.

Преемники Уди в осуществлении внешней политики, на правленной на дальнейшее распространение китайской ци вилизации, руководствовались советами ученых-конфуциан цев строить отношения с хуннами и сюнну на основе мир ных, союзных начал. Это принесло богатые плоды. Напри мер, держава хуннов добровольно приняла протекторат Ки тая. Ее правители посылали своих старших сыновей на придворную службу к китайским императорам, где те жили на положении почетных заложников. Хуннское общество постоянно усваивало казавшиеся вначале чуждыми достиже ния цивилизации Китая и его культуру, что привело к переработке и обновлению степных традиций.

Возникла оригинальная культура хуннов: появились по эмы —патетические Илиады, мифы—фантастические Эдды, рассказы — не хуже «Тысячи и одной ночи». Широко рас пространяется грамотность, развиваются ювелирное искус ство и аппликация. Рождаются философия, история и естес твознание. Китайские эмигранты-колонисты научили хуннов земледелию, согдийцы — художествам и ремеслам, турфан цы—торговле. Перед нами хуннская цивилизация, представ ляющая собой синтез китайской и степной культур.

В Эрмитаже хранится коллекция вещей, которыми поль зовались хунны: здесь и китайские, бактрийские и местные ткани, и произведения искусства, выполненные под обаяни ем скифского «звериного» стиля, и модная хуннская причес ка, когда волосы расчесаны на прямой пробор и привязана к темени коса [50, 191-192]. Благодаря высокому мастерству и хорошему вкусу хуннских мастеров, знающих китайское ис кусство и иногда подражающих ему, раскрываются богатые возможности собственного самобытного искусства и куль туры. В этом процессе сыграло свою роль и создание на базе китайской иероглифической письменности языковой графи ки. В хуннской культуре I в. до н. э. доминировал дальневос точный идеал красоты над западными элементами, еще со хранившимися в изобразительном искусстве в силу скифской традиции.

Но самое существенное состояло в том, что хунны пере ходят к оседлому образу жизни, ибо они уже занимаются зем леделием. Некоторая часть из них занимается скотоводством. Их примеру следуют сяньбийцы (древние монголы), цяны (кочевые тибетцы), учуни, кипчаки и другие племена. Разу меется, они занимаются земледелием там, где это позволяют климатические условия. Земледельческий Китай оказал зна чительное цивилизующее влияние на кочевую Центральную Азию с Тибетским нагорьем. Подобно северным китайцам, центрально-азиатские племена и народы создали орошаемые пашни и поддерживали в порядке оросительные системы в цепи оазисов.

Само собой разумеется, что империя Хань в своем разви тии подчиняется закону неизбежных внутренних ритмов — она должна развиваться. В конце I в. до н. э. империя Хань достигла тех границ, какие почти две тысячи лет спустя име ла Маньчжурская империя. Историк Бань Гу нарисовал ве ликолепную картину величия и упадка империи Хань, вы светив их причины: «От государя Вынь-ди (179- Т 57 гг. до н. э.) сряду при пяти коленах царствовала тишина в на роде; империя процветала богатствами, войска сдела лись многочисленны и сильны: почему, увидя носорога и черепаху, открыли Чжу-яй и пр., всего семь областей; польстившись на апельсинный экстракт и бамбуковые по сохи, открыли Цзан-гэ и Юе-суй; услышав о винограде и 7 лошадях небесной породы, проникли в Давань и Аньси. После сего палаты цариц наполнились блестящим жем чугом, узорчатыми черепашинами, прозрачными изде лиями из рогов носорога, перьями южных синеворонок... Иностранные редкости со всех сторон стекались... Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, об локотясь на нефритовый столик, открывал винные во дремы и мясные леса (залы с искусственными деревь ями, на которых развешивалось жареное мясо — В.П.) для угощения иностранных гостей. Музыка, различные фокус-покусы и пляски зверей увеселяли зрение. На подарки и препровождение иностранных гостей, на издер жки далеких путешествий... на содержание войск в походах требовались несметные суммы. Когда же недо стало денег, то наложили оброк на продажу вина, взяли в казну продажу соли и железа, отпили серебряную мо нету, взяли в употребление кожаные кредитные билеты; даже наложили пошлину на телеги, водоходные суда и весь домашний скот. Силы народа истощились, и государственные доходы оскудели. К сему присоединились неурожайные годы, и повсюду возникли разбои; дороги сделались непроходимыми...» [13, 213-214].

И тем не менее этот упадок китайской цивилизации, а точнее ханьской империи, не закончился гибелью страны, как это случилось с Римом. Свои плоды принесла цивилизующая роль Китая в Центральной Азии — цивилизации хуннов, усуней и других народов влили свежие силы в Китай. После упадка, продолжавшегося два с половиною века, начался новый подъем китайской цивилизации и возрождение импе рии. Именно «Паке Синика» способствовала развитию са мобытных цивилизаций Восточной Азии, взявших многое от китайской цивилизации и давших в то же время немало и ей и оказавших сильное влияние на мировую историю (например, империя Чингисхана так и не родилась, не говоря уже о том, что гунны не вторглись в Европу).

Однако этот вариант мировой цивилизации не осу ществился, история пошла известным нам путем со все ми его перипетиями.

Чингисхан погибает в бегстве

Заманчиво промоделировать несостоявшуюся си туацию в случае гибели Чингисхана в детском возрасте —тогда монголам не удалось бы создать свою мировую империю и оказать колоссальное влияние на развитие человечества.

О влиянии монгольских завоеваний и личности их жестокого и гениального предводителя на мировую историю Г. Уэллс пишет следующее: «Они чрезвычайно расширили ге ографический кругозор европейцев и дали новые им пульсы их воображению. Во время владычества великого хана между всей Азией и Западной Европой существова ли свободные сношения; все пути были временно откры ты для всех, и при дворе в Каракоруме появились пред ставители всех наций. Установленные религиозной расп рей христианства с исламом преграды между Европой и Азией были временно сняты. Папство возлагало большие надежды на обращение монголов в христианство. До того времени их религией было шаманство, примитивная форма язычества. При монгольском дворе папские нунции, буддийские священники из Индии, парижские, итальянские И китайские мастера, византийские и армянские купцы стал кивались с арабскими чиновниками, персидскими и ин дийскими астрономами и математиками. В истории слиш ком много говорится о походах монголов и о произведенных ими кровопролитиях и слишком мало — об их любознательности и жажде учиться. Если не в качестве творческого народа, то в качестве проводников знания и научных методов монголы оказали огромное влияние на мировую историю. Все, что можно узнать о таинственной романтической личности Чингисхана или Хубилая, подтверждает то предположение, что они были не менее просвещенными и творческими монархами, чем блестя щий, но эгоистичный Александр Македонский, или энер гичный, но невежественный богослов Карл Великий, пот ревоживший великие тени прошлого» [195,222-223].

В отличие от большинства великих завоевателей, начав ших свою карьеру в молодости, Чингисхан только в 51 год стал Великим ханом. И если у Александра Великого учите лем был гениальный философ Аристотель, давший ему ши рокий кругозор и воспитавший способность мыслить анали тически, то у Чингисхана природный ум соединился с боль шим опытом жизни. Он обладал военным и организаторс ким гением, его избрали Великим ханом за безжалостность, жестокость и непобедимость [1; 120]. Огромные размеры мон гольской империи, состояние постоянной войны, абсолютизм власти Чингисхана — все дает основание сравнивать ее с империей Хунну времен шаньюя Модэ, империей Аттилы, Тюркской империей VI в.

Согласно историческим закономерностям развития ко чевнических культур, должно было возникнуть степное го сударство монголов. Но Чингисхан сумел сплавить воедино грызущиеся между собой кочевые племена, придать им полностью милитаризованную организацию, нацеленную на завоевание соседних государств и народов [159, 115-117]. Административные деления совпадали с воинскими подраз делениями, а каждый уровень управления феодальной ор ганизации общества занимали военные командиры. Так, предводитель тумена (корпуса, насчитывающего 10 тысяч человек) осуществлял власть над занимаемой им террито рией; сам тумен делился на полки по тысяче человек в каждом, полк — на десять сотен, а сотня — на десять десятков. Предводители полков одновременно выступали в роли граж данских администраторов всех родов и племен, входящих в его подразделение. Они имели над ними неограниченную власть, но сами должны были быть покорными Великому хану, за малейшее неповиновение их казнили.

Армия Чингисхана была первой регулярной армией, име ла систему подготовки офицерских кадров, прекрасно фун кционирующий генеральный штаб, великолепно организо ванные квартирмейстерскую, разведывательную службу и службу связи. Личная гвардия Чингисхана насчитывала 10 тысяч человек, выполняла вместе с тем роль офицерской шко лы; в нее осуществлялся специальный отбор, а рядовой гвар деец стоял в воинской иерархии выше офицера обычного подразделения. Именно из гвардии рекрутировались выда ющиеся монгольские полководцы, прославившиеся своими военными операциями.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Почему упадок монгольской империи усматривают в ее морском бессилии
К моменту освобождения франции от немецкой оккупации
Русские открытия в тихом океане
Бы замысел декабристов увенчался успехом

сайт копирайтеров Евгений