Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для Византии торговые сношения по караванному пути Аравийского полуострова и сношения с Эфиопией имели большое значение, поэтому она стремилась сохранить благоприятные отношения с Химьяритским государством и с мелкими арабскими княжествами, чтобы обеспечить благополучное прохождение караванов и получение товаров из рук южноарабских и эфиопских купцов. С эфиопами поддерживались отношения особенно интенсивно; их Византия стремилась связать с собой обшей идеологией — христианством, и это ей удалось. Учитывая значение официальных государственных связей с Аравией и Эфиопией, Византия обменивалась с ними посольствами, о которых сохранились известия в источниках.

Значение южной Аравии и ее торговые преимущества отмечали и в IV в., указывая на ее богатство, изобилие плодов, винограда, скота и благовоний. Этому способствовало хорошее орошение, „множество ручьев и рек", которые там протекали, и „здоровый климат". Берега имели много бухт и хороших безопасных гаваней. Торговые города были расположены как в прибрежной части, так и в глубине материка, как Неджран (Nagara) и Тафар ( Taphra ).

Путь, который лежал для империи в Индию морем, упирался в экономический узел, который составляли города южной Аравии и Эфиопии, тесно связанные между собою общими интересами торговли. Наряду с вывозом своего местного сырья и некоторых видов изделий, они были участниками транзитной торговли с Индией и Цейлоном. Императорский Рим прекрасно учитывал значение Красного моря как пути в Индийский океан; об этом свидетельствует такой памятник, как „Перипл Эритрейского моря". В IV и последующих веках интерес к узлу гаваней у Бабэльмандебского пролива и ближайших областей возрастает. Не случайно Химьяритское государство получает название Малой Индии. Не случайно было и то, что, благодаря исключительному значению приморской Сирии, куда сходились караванные пути и где были важные гавани Средиземного моря, Антиохия получила значение, равное столице. Достаточно вспомнить сообщения письменных источников и царственную виньетку Антиохии на карте Кастория.

Приморские города Сирии были центром средоточия ряда ремесел, в том числе здесь производилось стекло и особенно ценное цветное стекло, здесь нанимались ткацким ремеслом, о чем свидетельствуют византийские источники ряда столетий. Добыча пурпура, производившаяся на побережье, делала возможной окраску пряжи и тканей с наименьшей затратой в наиболее часто употреблявшиеся и любимые цвета. Пурпур давал все оттенки красного, розового и фиолетового цветов.

Нет сомнения, что и здесь торговый обмен, местный и зарубежный, который шел по караванным и морским путям, развивал производство, увеличивал его размеры, делал его более разнообразным. 1 1

Другим крупнейшим центром на Востоке была Александрия. Египет был главным поставщиком хлеба столицы, сначала Рима, потом Константинополя. В нем было большое количество текстильных ремесленных мастерских, как об этом свидетельствуют папирусы и памятники материальной культуры из Атинои. Ахмима и других селений и городов. Александрия была переполнена товарами, привозными и местными. В ней производился и единственный в своем роде товар, имевший большое культурное значение, — папирус. Папирус расходился по всему Средиземноморью, и без него действительно не могло иметь место „ни правосудие", ни управление государством, так как такого рода записи делались на папирусе, — как справедливо утверждает один из источников.

Для империи был доступен не только караванный путь на Восток, но и морской. На последнем, при выходе из Красного моря, находился экономический комплекс: Эфиопия и южная Аравия. Сюда посылала Византия посольство за посольством, чтобы обеспечить себе торговые связи и возможности получения товаров для обширной средиземноморской торговли, которая находилась в ее руках. Путь в Индию лежал через гавани этих стран, без их поддержки обеспечить себе доставку товаров морским путем было невозможно. Кроме того, Эфиопия поставляла еще много товаров, доставляемых из центральной Африки и с ее восточных берегов. Византия христианизировала Эфиопию, связав ее с собою общей идеологией, поставив ее клир в зависимость от александрийской патриархии. Православие проникло в Аравию из Эфиопии; сирийское христианство пришло с караванами; обе его группировки — несторианская и монофизитская — боролись за господство, стремясь утвердиться в стране, где были распространены иудейство и языческие верования арабов. Но и здесь византийское православие стремилось отстоять для себя возможности утвердиться в южноарабских городах. В главнейших пунктах, посещаемых византийскими купцами, как Тафар, Неджран, Персеполискон, строились храмы, для которых мрамор, смальта для мозаики, утварь доставлялись „от щедрот" императора Юстиниана. Этот идеологически скрепленный союз был, однако, весьма непрочен, слишком часто византийской дипломатии препятствовали послы сасанидского Ирана, который вел активную внешнюю политику.

Государство Химьяра сделалось новым пунктом настойчивой борьбы между империей и Ираном. Империя поддерживала старые претензии своей единомышленницы Эфиопии на Химьяр, которая замещала его престол своими ставленниками. Иран в свою очередь поддерживал местную династию царей Химьяра. Особенно ожесточенные столкновения между Эфиопией и Химьяром происходили в начале VI в., это были не первые столкновения, но на этот раз эфиопам пришлось покинуть „счастливую Аравию", которой они долго владели. В победе химьяритов уже чувствовались новые стремления, одна из попыток к самостоятельности, подавленная лишь персидским походом при Хосрове. На Аравийском полуострове начинали ощущаться все затруднения, связанные с тем, что здесь распоряжались другие государства, подчинявшие его своим интересам. Нарастала потребность в независимости, и назревала необходимость взять в свои руки торговые пути, чтобы распоряжаться ими по-своему. В пределах самой Аравии арабы начали задыхаться.

До настоящего времени имеется не много работ, целью которых было бы определение характера арабского общества в период, предшествующий арабским завоеваниям. Между тем, только рассмотрение этого вопроса с позиций марксизма-ленинизма может решить проблему возникновения ислама, вопрос о его предпосылках, о той общественно-экономической формации, в которой родился ислам, вернее, о тех изменениях в общественных отношениях, которые породили это идеологическое явление.

Исследование торговых отношений с Востоком ставит вопрос об общественных отношениях тех государств и стран, с которыми велся торговый обмен. Только рассмотрение всех исторических явлений в их внутренней связи и взаимозависимости подводит исследователя к исторической правде.

В этом отношении особое положение занимает Аравия, так как именно в ней происходили процессы, породившие веком позднее то самобытное и большой значимости явление, каким является ислам и арабское завоевание, „магометанская революция", как назвали это движение Маркс и Энгельс.

Исследование общественного строя арабов оказалось возможным на основании новых материалов, почерпнутых из неизвестных или не привлекавшихся источников. К нарративной литературе на сирийском и греческом языках привлечен и специальный южноарабский материал — надписи, которые позволили притти к новым выводам. Для характеристики южноарабского общества того периода, который было принято называть химьяритским, исключительное значение имеют взгляды, высказанные основоположниками марксизма об особенностях развития общественных отношений на стадиях, предшествующих капиталистическому производству. В „счастливой Аравии" земледелие было занятием и свободных земледельцев, составлявших племенные организации. Химьяритские надписи упоминают „племена", которые составляли массы населения, занимавшиеся производительным трудом. Родоплеменной уклад как один из укладов рабовладельческого общества Химьяра играл в нем большую роль и несомненно имел значение в представлении о собственности на землю как племенной коллективной собственности. Характер общественных отношений в южной Аравии VI в. имел общие черты с характером общества Хиджаза. Наличие родовых отношений и связей засвидетельствовано здесь арабскими памятниками. Общество государства Химьяр было античным, рабовладельческим обществом, в котором родоплеменной уклад имел большой удельный вес, но основным было наличие рабовладельческих отношений, разных форм рабства, засвидетельствованных источниками, анализ которых дан в исследовании. Такой характер общественных отношений не является исключительным, в античных рабовладельческих обществах Греции и Рима встречаются те же явления, то же длительное сохранение родовых отношений при рабовладельческом строе. Южноарабское общество в VI в. находилось в той фазе своего развития, когда рабство занимало значительное место в производстве, об этом говорят многочисленные данные источников, традиция которых неоспорима.

Закономерны и понятны сообщения источников о родоплеменных отношениях, об общинах свободных земледельцев, о „племенах". Данные разноязычных нарративных и эпиграфических памятников говорят об этом в одинаковой мере. Таковы сведения сирийской „Книги химьяритов", таковы данные большой надписи из Мариба, в которой упоминаются „племена". Наряду с этим источники сообщают о наличии рабов, разных форм рабовладения, которые не вызывают сомнения в том, что Химьяр в этот период был государством рабовладельческим.

Вопрос о переходе к рабовладельческому строю находит ясные указания в трудах И. В. Сталина. С появлением скотоводства, земледелия и ремесла наступило „разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства в руках немногих". 1 2 Это приводит к тому, что „нет уже общего и свободного труда всех членов общества", 13 что было признаком первобытнообщинного строя, от которого немногое уцелело, как и от „общей собственности на средства производства" в Химьяре VI в. С принудительным трудом рабов пришла частная собственность и все вытекающие отсюда последствия.

В структуре обществ, из которых вышел ислам, большое значение имела система ирригации, которой основоположники марксизма справедливо придавали большое значение. На Востоке оросительная система была делом государственным, она находилась в руках правительства. Надпись из Мариба подробно рассказывает о том, как в восстановлении разрушенной плотины должны были принять участие „племена", созванные для этого. Работа была тяжелой, поднялся ропот, и царь Абраха был вынужден „отпустить племена", чтобы не вызвать еще более решительных действий с их стороны. Необходимость орошения земли породила на Востоке замечательную поговорку — „где кончается вода, кончается земля", так как неорошенная земля не может давать плодов и, следовательно, перестает быть землей в этом смысле. Плотина в Марибе была необходима для орошения земель и была собственностью государства, которое в данной конкретной исторической обстановке представлял царь Абраха, созвавший „племена". Наряду с этим источники сообщают о наличии рабов, разных форм рабовладения, которые не вызывают сомнения в том, что Химьяр в этот период был государством рабовладельческим.

Вопрос о переходе к рабовладельческому строю находит ясные указания в трудах И.   В.   Сталина. С появлением скотоводства, земледелия и ремесла наступило „разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства в руках немногих". 1 4 Это приводит к тому, что „нет уже общего и свободного труда всех членов общества", 15 что было признаком первобытнообщинного строя, от которого немногое уцелело, как и от „общей собственности на средства производства" в Химьяре VI в. С принудительным трудом рабов пришла частная собственность и все вытекающие отсюда последствия.

В структуре обществ, из которых вышел ислам, большое значение имела система ирригации, которой основоположники марксизма справедливо придавали большое значение. На Востоке оросительная система была делом государственным, она находилась в руках правительства. Надпись из Мариба подробно рассказывает о том, как в восстановлении разрушенной плотины должны были принять участие „племена", созванные для этого. Работа была тяжелой, поднялся ропот, и царь Абраха был вынужден „отпустить племена", чтобы не вызвать еще более решительных действий с их стороны. Необходимость орошения земли породила на Востоке замечательную поговорку — „где кончается вода, кончается земля", так как неорошенная земля не может давать плодов и, следовательно, перестает быть землей в этом смысле. Плотина в Марибе была необходима для орошения земель и была собственностью государства, которое в данной конкретной исторической обстановке представлял царь Абраха, созвавший „племена" для восстановления стен города и разрушенной системы орошения — плотины в первую очередь. Положение, которое занимал царь в южноарабских государствах в VI в., в общих чертах соответствовало положению, охарактеризованному выше.

На пути развития общества были различные конкретные, исторические особенности, которые порождали своеобразные формы отношений.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История восточной торговли
В области находилось
Вышедший из торговых слоев империи империи городов
Больших самородных жилах может вести в области центральной африки

сайт копирайтеров Евгений