Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Одно то, что он спрашивает жителей Неджрана: „разве вы не знаете, что я ваш царь?", — говорит за то, что вопрос этот мог быть спорным. Относительно их сопротивления он насмешливо говорит: „достаточно того, что вы кричали, что восстали против меня, и не смогли [этого]" Эти неудачные попытки восстать он связывает с их ориентацией и религией, „заблуждениями которой была особенно охвачена ромейская земля" ( ). 103 Неджранитян побудили к восстанию именно эти связи, по мнению Масрука.

Необходимо еще раз отметить и то, что для Масрука экономические причины занимали известное место во всем этом предпринятом гонении, тесно смыкаясь с мотивами политическими.

Можно, однако, обнаружить в источниках, что в Неджране массы не вполне разделяли взгляды и настроения верхушки. Хотя в уста простого народа (о ?? ???? о ?? ?? ?????) и вложена речь, полная благочестия, как это и должно быть в агиологическом памятнике, но из текста очевидно, что по желанию народа были открыты (??????????) ворота города и войска Масрука вошли в него. 104 Противоречие между „Книгой химьяритов" и „Мученичеством Арефы" только кажущееся. Несмотря на то, что ворота города были открыты и войска вошли в него, ставка Масрука оставалась за городом и туда должны были явиться представители города для переговоров.

Представителем верхушки города был Харит (Арефа), — „один из благородных" . 105 Рядом с ним мог быть поставлен только епископ города, но после смерти последнего епископа Павла, которого настойчиво требовал к себе Зу Нувас, главы церкви здесь не было. 106

Харит занимал положение не иерархического главы, „в своей земной жизни он был этнархом города и всей области" (?? ?? ????????? ??? ???????? ??? ?????? ??? ??? ????????? ????? ????????). 107 По возрасту Харит был „старцем" ( ), 108 он говорил о себе „моя старость" (?? ????? ???) 109 и имел большую, многочисленную семью и род. Его окружение представляло собою знать, „благородных" господ города (?? ?? ??????? ?????? ??? ??????), о них говорят, что вместе с Арефой железные оковы были надеты на „бывших с ним начальников города" (???? ??? ???? ???????? ??? ??????). 110 В сирийском преимущественно употребляется термин — „свободные", или „сыны свободных" — ; для определения этого общественного слоя в „Книге химьяритов" следует указать, что — это то же, что azadan в персидском, — „свободные" сасанидской империи, такое же установившееся определение. Повторяется этот термин неоднократно. В другом случае про Масрука говорится, что он „погубил, как того желал, господ ( ) Неджрана". 111

Греческий термин ??????? означает не только главу, ведущего, руководящего, но и основателя, особенно основателя семьи, рода, если это сопоставлено с термином рода (??????? ??? ??????). 112 Этот оттенок соответствует тем родовым отношениям, которые имели место в городах Южной Аравии.

При таком сопоставлении новый смысл приобретает список имен химьяритских мучеников, сохраненный „Книгой химьяритов". Список этот был получен ее автором от химьярита Абдаллаха бар Афу, о котором речь еще впереди. Современник и свидетель гонений, Абдаллах указывает и на социальное положение казненных, называет их „сыновьями свободных" ( ). Самый список имен был сопоставлен Мобергом с химьяритскими именами, известными из надписей. Подавляющее большинство этих имен было уже известно из химьяритских надписей. 1 13 Благодаря этому факту, как и благодаря точности традиции, сообщающей о том, как список этот попал в руки автора „Книги химьяритов", в подлинности списка сомневаться не приходится.

Список, сообщенный Абдаллахом, замечателен еще одной чертой, характерной для общественных отношений, а именно — большинство лиц составляет семьи, они находятся в родстве друг с другом. Упоминается не только первичная ячейка семьи — муж и жена, дети, но обращает на себя внимание тот факт, что родственники эти являются братьями и сестрами, дядьями и племянниками. Таким образом, большая семья, род в целом, занимал определенное положение в городе. 114 Масрук вел, следовательно, борьбу с христианской верхушкой города, с богатыми и знатными родами, , которые представляли собою основную группу, господствующий слой города Неджрана. Для царя Тафара, Масрука, это были восставшие против него, потому что он требует, чтобы к нему привели „жен этих бунтовщиков" ( ) . 115

Масрук уничтожал христиан и главным образом богатые, знатные семьи и роды, которые были экономической силой в городе и поддерживали то направление торговых сношений, которое им было выгодно. Этим определялась и политическая ориентация Неджрана, враждебная Масруку и дружественная Эфиопии и Византии.

Политика Масрука Зу Нуваса была направлена на то, чтобы сменить руководящие круги Неджрана послушными ему. Их можно было сменить, лишь уничтожая семью, в которой были так крепки родовые связи. Уничтожение женщин с детьми было связано с тем, что женщина пользовалась самостоятельностью. В крепком роде она заменяла главу рода в случае его смерти и, безусловно, представляла опасность для Масрука. Родовому строю и его силе соответствовали и внутриплеменные связи. В Неджране греческая терминология знает ???????, ????????, ??????????, 116 — термины, соответствующие родоплеменной номенклатуре. В середине V в., в эпоху Шарахбиля Якуфа, „Деяния Азкира" сообщают, что в то время, когда Азкир проповедовал христианство в Неджране, там было 2 царя: Шеабан и Кефан, которых издатель „Деяний" склонен связать с наличием двух номов в этом городе. 117 Два царя были представителями двух племен, соединившихся в городе. После захвата Химьяра негусом Харит (Арефа) один был его представителем, будучи в то же время этнархом одного из племен.

Уничтожая враждебную ему верхушку Неджрана, Масрук произвел массовое уничтожение жителей города. Его полководец Зу Язан привел к нему 177 женщин, которые вели с собой детей. Их принадлежность к знатным и свободным родам очевидна как из того, что они последовали за своими мужьями, которые были „свободными" ( ), так и из того, что они сами названы дочерьми свободных ( ). 118 Уничтожая семьями (отец, мать, дети) и родами (братья, сестры, племянники) жителей-христиан и неджранскую знать, Масрук стремился положить предел ее мощи. Однако он был вынужден к известным уступкам и дал разрешение „юноше Абдаллаху" похоронить казненных. Он мотивирует это тем, что его приближенный, отец Абдаллаха, Афу, „был мужем из знатных глав, но притом был язычником". 119

„Знатные" или известные главы , шейхи, к которым принадлежал Афу, были приближенными Масрука, причем для них даже не было обязательным придерживаться иудейства. Язычник Афу впоследствии принял христианство, и автор „Книги химьяритов" присутствовал при его крещении в Хирте, 120 так что самые факты, сообщаемые им, не подлежат сомнению.

Преследования Масрука уничтожали не только верхушку города, но и жителей-христиан, клириков и монахов, — как мужчин, так и женщин. 1 21

В ставку Масрука, за городом, приводили всех, часть казненных была заживо сожжена в церквах, другие были казнены за городом. Хотя Моберг и отмечает несогласованность сведений „Книги химьяритов" и „Мученичества Арефы" по поводу места казни, называемого '?????????, находившегося за пределами городской стены и толкуемого издателями „Мученичества" как изменение арабского вади, очевидно, что и „Книга химьяритов" также имеет в виду ров, ????????, который определяется как тот , „что за стеной города". 12 2 Речь идет, следовательно, о рве (вади), который окружал город, куда бросили тела убитых, и это отвечает и положению лагеря Масрука, за городом, 12 3 куда приводили лиц, подлежащих казни.

Судя по тому, какое большое место занимает во всех христианских памятниках Неджран, это был главный центр политического влияния Абиссинии и Византии. В „Книге химьяритов" пространно рассказано о предпринятых истязаниях и казнях во время пребывания там Масрука (гл. 9— 24, 26—27), продолженных после того, как царь покинул Неджран (гл. 33—36, 38). Часть этих рассказов, с некоторыми вариантами, повторена и в повествовании об Арефе.

Количество замученных Масруком в Неджране, говорит греческий источник, около 770 человек. 12 4 Отдельные эпизоды переданы подробно, но житийный характер материала диктовал преувеличения и чудесные подробности в рассказах. Отсылая к соответствующим частям работы Перейры и Моберга, можно только указать на то, что первыми были подвергнуты казни монашествующие, диакониссы, клирики, затем мужчины из знатных родов и верхов города и, наконец, женщины с их детьми. Приводимые греческим „Мученичеством Арефы" цифры могут быть подвергнуты сомнению, но после открытия „Книги химьяритов" положение этого памятника („Мученичества") во многих отношениях укрепилось. Поименные списки „Книги химьяритов", дающие десятки мужских и женских имен, не вызывают никакого сомнения. 1 25 Моберг восстанавливает подневную последовательность событий и казней в Неджране, которые осуществлялись ближайшим помощником Масрука (Зу Нуваса) Зу Язаном. 1 2 6

Стремление покончить с господством христианства и влиянием Абиссинии привело Масрука Зу Нуваса и в другие города южной Аравии. „Книга химьяритов" знает город Хадрамаут, в котором была сожжена церковь (главы 29 и 30, от которых сохранились только заголовки), и два других города, в которых имели место преследования и казни, — „Мариб, город земли химьяритов" и, вероятно, Хаджарен, (главы 31 и 32, от которых также сохранились только заголовки). 127

Во всяком случае эти данные говорят о том, что военные действия Зу Нуваса имели место во всей области или земле химьяритов, причем характерно, что они были направлены против отдельных городов. Город был центром, опорой, не только стратегической, но и экономической. Город и тяготевшая к нему область в значительной мере представляли собою город-государство, сохранявший известную самостоятельность, о чем подробнее сказано ниже.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По другой рукописи состоянии переводе
Пигулевская Н. Византия на путях в Индию античной истории 10 империи
Пигулевская Н. Византия на путях в Индию античной истории 13 торговли
Сельское население
Выпадают в эфиопии иллюстрации описание

сайт копирайтеров Евгений