Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Этнос при своем возникновении "подтесывает" вмещающий ландшафт под свои
потребности и одновременно сам применяется к условиям ландшафта; короче,
здесь действует принцип обратной связи, при котором природа страдает
минимально. В акматической фазе, когда этническая система набухает
энергией, наступает пора завоеваний и миграций, причем первые ограничены
сопротивлением соседей, а вторые - еще и природными условиями. Природа
страдает двояко. У себя дома пассионариям копаться в земле скучно. Они
предпочитают более трудные, но более увлекательные способы существования и
процветания. Нажим цивилизации на природу сокращается, а так как с этими
бурными периодами часто связан отрицательный прирост населения, то и
хозяйство приходит в упадок, вследствие чего идет восстановление природных
ландшафтов: лесов, степей и болот, а также поголовья диких животных. Но
зато страны, захватываемые пассионариями, страдают очень сильно. Жертвами
завоеваний, как правило, становятся те этносы, в которых уровень
пассионарного напряжения низок, что мешает им организовать эффективную
оборону. Поэтому они сами и богатства их стран, в том числе произведения
природы, становятся добычей победителей.

Достаточно вспомнить "золотые флоты" испанцев, перевозившие золото из
Мексики и Перу, или серебряные рудники в Потоси (Боливия), ставшие могилой
несчетного числа индейцев. А португальские плантации в Бразилии могут
сравниться только с голландскими колониями на Яве, других Зондских
островах. Погибли тысячи малайцев и африканских рабов, для того чтобы
превратить роскошные рощи на холмах Португалии и луга Нидерландов в
поместья негоциантов и вельмож, которые ради блеска не боялись риска и не
жалели ни других, ни себя самих. Меховые компании Канады почти полностью
истребили бобров, ныне спасаемых только в заповедниках, а в Восточной
Африке охотники на слонов истребляли целые стада ради того, чтобы
вырученные за их клыки деньги проиграть на лондонской бирже. И в древности
было то же. В Китае был истреблен носорог, в Хотане обобраны наземные
месторождения нефрита. Но довольно примеров; посмотрим на дело с другой
стороны.

Какую бы свирепость ни проявляли пассионарные завоеватели, природу портили
они ограниченно. Брали они то, что лежало на поверхности, то, за что надо
было драться, но не нужно было трудиться. Поэтому после их победоносных
походов оставались восстановимые биоценозы и сильно потрепанные, но не
истребленные племена индейцев, негров, полинезийцев и папуасов. А ведь при
этом захватчики ежеминутно рисковали жизнью.

Итак, в ходе надлома уровень пассионарности этнических популяций в
значительной мере снижался искусственно, причем никому не приходило в
голову, что этими мероприятиями снижается мощь государства и степень
резистентности этноса.

Мы уже видели, что в ряде случаев это влекло за собой гибельные
последствия, но романо-германской целостности Западной Европы повезло.
Западная Европа - полуостров Евразийского континента. Море защищало ее с
трех сторон. Опасность была только на юго-востоке, где турки, сломив
Византию, повели в XVI-XVII вв. широкое наступление. Венгрия пала. На
очереди были Италия и Германия. И тогда собой пожертвовала героическая
Польша, самая отсталая [43] из стран Западной Европы и потому сохранившая
сравнительно большую дозу пассионарности. Гусары Яна Собесского спасли Вену
в 1683 г. Пролив свою кровь за Германию, поляки подготовили раздел своей
родины. Когда надлом в Германии кончился и наступила инерционная фаза с
национальной консолидацией, Европа снова стала неуязвимой и агрессивной, но
очень мало похожей на саму себя в предшествовавший период. Из "рыцарской"
она превратилась в "торгашескую", и об этом стоит сказать особо. А пока
вернемся к концепции К. Ясперса, вернее, к взглядам западноевропейских
философов истории. Все они, начиная с Августина, видели в истории
направление, цель и смысл. Все восточные мыслители усматривали в истории
взлет и распад, иными словами, считали процессы самоцелью, а смысл полагали
в личном совершенствовании, где история - только фон.

Различие, очевидно, не случайно. И, по нашему мнению, оно в том, что
западники говорили о прогрессе созданий рук человеческих - техносфере, к
которой следует причислить и философию, тоже продукт людской деятельности,
а восточные мудрецы - о живой природе, частью коей являются люди, а техника
- фоном. Переведем это на научный язык: на Западе изучали
социально-культурную историю, на Востоке - этническую историю, часто просто
генеалогию. И нельзя говорить, что одно важнее другого. И то, и другое
необходимо. Плохо только, когда методику социологии применяют к изучению
природных явлений. Хорошо, что не бывает наоборот.

На этом можно было бы кончить спор с Ясперсом и другими телеологическими
системами религии и прогресса. В этнических процессах участвуют два ведущих
фактора: потеря инерции первоначального толчка - старение, и насильственное
воздействие соседних этносов или других сил природы [44] - смещение.
Последнее всегда деформирует запрограммированный самой природой этногенез,
но только в моменты фазовых переходов смешение может быть катастрофичным.

XXXIV. Фаза инерции

'ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ" ЦИВИЛИЗАЦИИ

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились
понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности,
представляют для соседей наибольшую опасность. Однако избежать ее можно,
если сменить общественный императив. Достаточно лишь измыслить или
вообразить идеального носителя наилучшего стереотипа поведения, пусть даже
никогда не существовавшего, и потребовать от всех, чтобы они ему подражали.

В Древнем Мире на этой основе был создан культ царя как бога. Начало этому
мировосприятию положил еще Александр Македонский, которому египетские жрецы
объяснили, что он сын бога Амона, которого эллины отождествляли с Зевсом.
Александру это понравилось, но его полководцы категорически отказались
принять такую версию, как оскорбительную для родителей Александра: Филиппа
и Олимпиады.

Однако идея заглохла только на время. Она возродилась при преемниках
диадохов и особенно в Риме после Августа. Правители стали требовать для
себя тех почестей, которые полагалось воздавать богам. Это значило, что
образ правителя, даже не его индивидуальные качества, а те, которые связаны
с должностью, - обожествлялись. Тем самым они становились образцом для
подражания, обязательным для всех подданных.

Римляне великолепно понимали, что на престол всходили негодяи, убийцы,
лгуны, которые, как люди, заслуживали только удара кинжалом в живот, но
принцип "божественности цезаря" они ставили обязательным условием
благопристойности и лояльности к порядку. А память о кровавых веках надлома
была столь ужасна, что любая гарантия порядка казалась желанной. В Новое
время - XVII-XIX вв. - аналогичный принцип нашел воплощение в образе
"джентльмена", честного и воспитанного человека, которому полагалось
подражать по мере сил. Уклонение от подражания осуждалось даже не законом,
а общественным мнением. Этого давления было достаточно.

На Востоке часто предлагалось следовать примеру какого-либо почитаемого
героя древности. От этого дело не менялось. Короче говоря, преследовались
все проявления самобытности во имя посредственности, которая становилась
идеалом.

Однако процесс шея медленно. Для людей, не желавших отказаться от своей
оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными.
Поэтому те, кто в XVI в. хватался за шпагу, в XVIII в. сидел дома и писал
трактаты, ценные- если автор был талантлив, и бессмысленные -если он был
графоманом. А так как последних всегда больше, то создались огромные
библиотеки, наполненные книгами, которые некому и незачем читать. И это
называется "ростом культуры"!

Аналогичное положение сложилось на Дальнем Востоке, вступившем в
инерционную фазу в Х в. В Китае - это эпоха Сун, оставившая огромное
количество предметов искусства, не столь гениальных, как те, которые
уцелели от эпохи Тан, но еще более виртуозно выполненных. В Тибете
монастыри наполнялись книгами, переведенными, а чаще переписанными с
древних оригиналов.

Конечно, на этом фоне появлялись гении: мыслители, ученые, поэты, но их
было не больше, чем в жестокую акматическую фазу. Зато они имели хороших
учеников, а их концепции - резонанс. Например, "желтая вера" учителя
Цзонхавы (1355- 1418) интеллектуально обогатила не отдельные консорции или
секты, а целые народы: монголов, ойратов и часть тибетцев. В Византии ту же
роль играли афонские старцы XIV-XV вв., идеи которых, не принятые в
деморализованном, обреченном Константинополе, нашли отзвук в Великороссии.

Но довольно примеров. Ясно, что инерционная фаза этногенеза - спад
пассионарности этнической системы и интенсивное накопление материальных и
культурных ценностей. Проверим наш вывод на нейтральном индикаторе - смене
стереотипа поведения на уровне романо-германского суперэтноса.

ОТ МИРА - ХРИСТИАНСКОГО" К МИРУ "ЦИВИЛИЗОВАННОМУ"

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

частица античастица
Отразившегося в известном сходстве некоторых элементов культуры
Творческие степени пассионарного напряжения системы
Воздействия на каждую особь заряда пассионарности другой особи
В отличие от этногенеза этническая история процесс многофакторный

сайт копирайтеров Евгений