Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Созданная материальная база, опыт управления и прочие социально-технические
факторы противостоят тенденции к упадку. Поскольку на протяжении своей
жизни этнос функционирует в рамках какой-либо суперэтнической системы,
происходит "энергетический" обмен с элементами суперсистемы. Это
обуславливает колебание уровня пассионарности. Отсюда следует, что
функционирование внешней системы связей этноса может привести как к
ускорению развития, так и к спаду и даже гибели, если величина обмена
превышает некоторое критическое значение, разное в принципе для разных
моментов жизни этноса.

Теперь мы вправе поставить вопрос: а что именно цементирует разных людей,
часто не похожих друг на друга, в целостность, называемую этнической? При
иной системе отсчета - социальной - эту роль выполняют производственные
отношения, обладающие способностью к спонтанному развитию. Но для этносов
существует другая система отсчета, и историческая наука, исследующая
события в их связи и последовательности, прекрасно описывающая
возникновение и исчезновение социальных институтов, не в состоянии ответить
на вопрос: почему афинянину был ближе его враг - спартанец, чем мирно
торгующий с ним финикиец? Она отметит лишь, что афиняне и спартанцы были
эллинами, т.е. единым, хотя и политически раздробленным этносом. А что
такое этнос и чем связаны его члены? - история на этот вопрос не отвечает.
Значит, надо обращаться к природе.

Мы уже знаем, где таится различие между этнической историей (проявление сил
природы) и историей культуры, сотворенной руками и умами людей. Жизнь
вспыхивает и завершается смертью, которая воспринимается как естественный
конец процесса, даже желанный, особенно если она своевременна и
безболезненна. Вот почему все процессы биосферы прерывны (дискретны): в
непрерывном же развитии нет места ни для смерти, ни для рождения.

А в истории культуры все наоборот. Дворцы и храмы сооружают годами:
ландшафты реконструируют веками; научные труды и поэмы сочиняют
десятилетиями... и все в надежде на бессмертие. Надежда эта оправданна:
созданиям человека дарована не смерть, а медленное разрушение и забвение. В
созданном нет своей пассионарности, а есть только кристаллы ее, вложенные в
косное вещество творцами формы, т.е. людьми, точнее, горением их чувств и
страстей. Увы, эти кристаллы неспособны к развитию и преображению, ибо они
выпали из конверсии биоценоза. Право на смерть - привилегия живого!

Вот именно поэтому культуры, созданные этносами и изучаемые археологами,
переживают первых и вводят в заблуждение вторых, заставляя их отождествлять
творение с творцом и искать аналогии между вещами и людьми. Это искушение
тем более опасно, что по уходе пассионариев из популяции там остается много
людей, еще больше вещей и некоторое количество идей. Так культура, как свет
угасшей звезды, обманывает наблюдателя, принимающего видимое за
существующее. Но переход от описания к объяснению феномена вынуждает
применить иной аппарат исследования - гипотезу, т.е. предположение, не
доказуемое, но соответствующее всем известным фактам и объясняющее их
взаимосвязи. Здесь мы переходим в область естественных наук.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 245.

[2] Подробнее см.: Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека.
Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975. С. 27-29

[3] Там же.

[4] Подробнее см.: Гумилев Л. Н. 1) Этногенез и этносфера //Природа. 1970.
№ 1. С. 46-56; № 2. С. 43-50; 2) Этногенез - природный процесс //Там же.
1971. № 2. С. 80-82.; 3) О соотношении природы и общества согласно данным
исторической географии и этнологии //Вестник ЛГУ. 1970. № 24. С. 39-49.

[5] Английский эквивалент термина drive ( см.: Soviet Geography. 1973. Vol.
XIV. № 5. P. 322).

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 176.

[7] Там же. С. 165.

[8] Там же. С. 99.

[9] Гегель Ф. Соч.; В 14 т. Т. 8. М., 1935, С. 23.

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394

[11] Арриан. Поход Александра /Пер. М. Е. Сергиенко. М.; Л., 1962. II.
14.4; III. 18.12 - Далее сноски на это издание даются в тексте.

[12] Эллинизмом принято называть культуры, возникшие вследствие походов
Александра, где эллинские элементы смешались с восточными.

[13] Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей, М., 1964. С. 132,
135

[14] Райцес В. И. Процесс Жанны д'Арк. M., Л., 1954. С. 12. См. также:
Райцес В. И. Жанна д'Арк. Л., 1982.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Причем жертвами ее становились все оклеветанные катарами
Процессы этногенеза по сравнению с возможностями человека природы истории
Водное хозяйство китая
Этнос
История стран зарубежной азии в средние века под ред динамика божеством

сайт копирайтеров Евгений