Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворённое им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сделано с мастерством, доставляет радость другим».

Золотая колесница Митры, бога Солнца, устремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска парфянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.
С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил властительницу животворящих вод, жрецом храма которой был когда-то его дед, Сасан, принадлежавший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты.
В 226 г. у персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское государство. Своей столицей первый шахиншах сделал города Селевкию, называвшуюся в то время Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на правом и левом берегах Тигра. Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плавучему мосту.
Молодое государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с иранскими властителями сказители представили как героические сражения, в которых шахиншах победил злого дракона. В действительности Ардашир I захватил Мидию, территорию Иранского, или Южного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.
Стремясь к созданию единого централизованного государства, он решительно боролся против полунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал армию, командиры которой были независимы от правителей областей.
Мощным союзником в деле укрепления своей
власти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления парфянских царей она пришла в упадок в Иране. Храмы огня превратились в развалины, во многих местах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу принялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину.
Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении государственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу своим представителем при шахиншахе.
Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христианству. Сын Ардашира Шапур I преследовал христиан в своих владениях. В течение 40 лет разрушались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но позже и он подверг христиан жестоким гонениям.
Преемник Йездигерда I Бахрам V Гур продолжал сурово преследовать христиан. Они бежали во владения Византии. Константинополь отказался выдать беглецов, и шахиншах объявил Византии войну, которую проиграл. Ему пришлось вспомнить заповедь Ардашира I: «Не может быть никакой власти без войска, никакого войска без денег, никаких денег без земледелия и никакого земледелия без правосудия».
Этой заповеди старался следовать много лет спустя Хосров I Аношерван, правивший с 531 по 579 г. Ему досталось тяжёлое наследство. Иран страдал от произвола местных властей, продажности чиновников, религиозного фанатизма и преступности.
Вступив на престол, Хосров I разделил страну на четыре огромных наместничества. Лично вникая в дела управления и используя вездесущих осведомителей, он держал наместников под своим контролем.
Для подъёма земледелия был введён новый порядок взимания земельного налога. Издревле казне платили налог в зависимости от плодородия почвы. Он мог составлять от 1/10 до 1/2 урожая. Такой
434

порядок налогообложения был обременителен ещё и из-за лихоимства чиновников. Он не поощрял земледельца собирать больший урожай, приводил к немалым потерям, т. к. нельзя было жать хлеба или собирать фрукты, пока сборщик налогов не определил долю, принадлежащую казне. Рассказывали историю, случившуюся при отце Хосрова, шахиншахе Каваде, увидевшем однажды, как мать била своего сына за то, что он сорвал кисть винограда. Женщина отняла её у мальчика и привязала к лозе. На вопрос, почему она так поступила, женщина ответила: «Царская доля ещё не собрана, и потому нельзя касаться винограда».
Хосров I повелел брать в казну налог только с засеянной земли в определённом правительством размере. Были установлены налоги с фруктовых деревьев, собственности, а также подушная подать. Взимались эти налоги не сразу, а тремя частями с перерывом в четыре месяца. Чтобы не было притеснений при сборе податей, жрецам разрешили проверять деятельность чиновников.
Шахиншах следил за состоянием оросительной системы. Главные торговые караванные пути охранялись. Выделялись достаточные средства для постройки мостов и поддержания в хорошем состоянии дорог. Через Иранское нагорье пролегали караванные пути, соединявшие порты восточного Средиземноморья со Средней Азией, Китаем и Индией.
Заботясь об усилении боевой мощи Ирана, Хосров I наряду с ополчением создал и регулярные воинские части. Он собственным примером внушал, что жалованье получают не за звание, а за выучку и дисциплинированность. Так, он явился однажды за деньгами верхом на коне в боевом облачении, но при проверке у него не оказалось каких-то двух вещиц, составлявших часть снаряжения конника. Главный казначей не дал царю жалованья, пока он не возвратился в полном снаряжении.
Хосров I был безжалостен, если что-то угрожало его власти. Вступив на престол, шахиншах узнал, что брат участвует в заговоре против него. Чтобы предотвратить дальнейшие покушения на корону, Хосров перебил всех своих братьев вместе с их мужским потомством.
Он помнил, как его отец Кавад I, поддержав учение еретика Маздака, лишился трона: недовольная знать поставила вместо него другого шахиншаха. Став царём, Хосров заманил Маздака и его соратников в свой дворец и убил. Как утверждают, по всей стране было перебито 100 тыс. последователей учения Маздака.
Суд и наказания при Хосрове I были суровыми. Но, вероятно, впервые в истории страны жестокость при осуществлении правосудия смягчалась милосердием, особенно когда дело шло о наказании молодёжи.
Шахиншах считал, что чем больше население страны, тем больше её богатство. Поэтому он приказал, чтобы в его владениях женщины были замужем, а мужчины женаты. И все работали. Нищенство и безделье Хосров I объявил проступками, заслуживающими наказания.   В   историю   Ирана Хосров I вошёл под именем Аношерван — Справедливый.
Сасанидские правители, начиная с Ардашира I, стремились расширить пределы Ирана на западе, закрепиться в Закавказье, выйти в Средиземноморье. В этом им препятствовали сначала войска Рима, а потом Византии. Ещё в 228 г. иранские войска перешли реку Евфрат, границу владений Рима. Император Александр Север в письме Ардаширу высокомерно назвал его варваром и предостерёг против большой войны, посоветовав ему охранять свои собственные земли и не пытаться коренным образом изменять государственные границы в Азии. В свою очередь Ардашир предложил императору довольствоваться Европой и уйти из Сирии и остальной Азии, позволив персам вернуть их прежние владения. Ответ персов расценили в Риме как дерзость. Всех 400 послов Ардашира схватили и сделали пленниками, невзирая ни на их богатырское сложение, за которое они и были отобраны послами, ни на их золотое оружие. Римские легионы под началом самого императора двинулись на Иран. Александр Север не блистал полководческими талантами, и ему пришлось в 232 г. заключить перемирие с Ираном.
Воспользовавшись борьбой за власть в Риме, шахиншах Шапур I, сын и преемник Ардашира, решился начать войну с Римом в 241 г. Первоначально военные успехи сопутствовали римлянам. Их легионы под командованием 18-летнего императора Гордиана III дошли до столицы Ирана, но Гордиана III предательски убил его приближённый — Филипп Араб, который, став императором, поспешил заключить мир с Шапуром в 244 г.
Шапур вновь начал войну с Римом в 258 г. Из-за бездарного руководства римская армия потерпела
история востока
Ваза.
Золото и серебрю.
350 г.
435

полное поражение, и воина закончилась в 260 г. пленением престарелого императора Валериана, который и умер в плену.
Свою победу Шапур I приказал запечатлеть на века в наскальном рельефе в Накш-и-Рустеме, на родине своих предков в провинции Парс. Другим памятником победы, одержанной шахиншахом над римлянами, была сооружённая руками пленных «Плотина императора» — сложная оросительная система, возведённая на реке Карун. Легенда рассказывает, что на её строительстве среди прочих трудился и пленённый император Валериан.
При преемниках Шапура I Иран сильно потеснили римляне; ему угрожали арабы. Так продолжалось до воцарения шахиншаха Шапура II Великого (309—379 гг.). Его провозгласили правителем Ирана ещё до появления на свет, когда верховные жрецы объявили, что царица родит мальчика. Шестнадцати лет, сразу после коронации, Шапур возглавил военную экспедицию на арабское побережье Персидского залива. Он приказал прокалывать пленным арабам плечи, пропускать верёвки и так связывать их друг с другом. За это его прозвали Заплечником.
Армения постоянно была яблоком раздора между Римом и Ираном. В 286 г. с помощью Рима иранские гарнизоны были изгнаны из Армении, а на следующий год соперники разделили её территорию: западные земли стали иранской провинцией, восточные отошли к Риму. Противостояние Ирана и Римской империи, периодически переходившее в военные столкновения и войны, продолжалось. В конце VI в. Византии удалось создать целую враждебную коалицию против Ирана: северным его рубежам грозили хазары, западным — византийские войска, а с северо-востока приближались воинственные кочевники-тюрки. Персидская армия под руководством полководца Бахрама Чобина разбила последних, захватив огромную добычу. В 589 г. византийские войска нанесли поражение Бахраму Чобину на западе Грузии. Рассерженный шахиншах Хормизд IV послал неудачливому полководцу прялку, пряжу и женскую одежду. Оскорблённый Бахрам Чобин поднял восстание. Хормизд IV был свергнут своими приближёнными, ослеплён и убит, а на трон шахиншахов был посажен его старший сын Хосров. Прозванный впоследствии Победоносным, он начал с того, что бежал в византийские владения, под защиту императора Маврикия.
В обмен на часть армянских земель и два месопотамских города-крепости Маврикий помог Хосрову II сокрушить силы мятежного Бахрама Чобина и вернуть себе трон в 591 г.
В 604 г., воспользовавшись дворцовой смутой в Византии, Иран начал с ней войну. Вскоре были завоёваны Месопотамия и Сирия. Иранские войска овладели практически всей Малой Азией, дошли до пролива Босфор, захватили Египет. В 616 г. полководец Хосрова II Шахр-Бараз овладел Александрией — богатейшим и красивейшим городом долины Нила.
Однако византийский император Ираклий готовил контрнаступление. Проведя свои войска через северные земли Месопотамии и Армении, он затем повернул на юг, дойдя почти до самой столицы Ирана. Хосров, не желавший начать мирные переговоры с Византией, был убит своими приближёнными, провозгласившими в 628 г. шахиншахом его сына Кавада II.
Хотя Кавад процарствовал всего полгода, он всё же успел заключить мир с Византией, который подвёл черту 24-летней войне. Обе страны обязались обоюдно отказаться от всего захваченного и обменяться пленными.
У Ираншахра не было прочного мира и с северными соседями — гуннами, хазарами, тюрками. При шахиншахе Бахрам Гуре в 425 г. было отбито вторжение гуннов. Война с ними возобновилась в 459 г. при шахиншахе Перозе. Он послал правителю гуннов в жёны вместо обещанной царевны рабыню. Обманутый гуннский вождь убил часть иранских послов, а остальных, изувечив, выслал с грозным предупреждением. Война закончилась унизительным для Ирана перемирием. Пероз нарушил его и вторгся в гуннские пределы, но потерпел поражение и погиб, однако в памяти соотечественников он остался «Храбрым». Преемник его Валаш заключил мир с гуннами, обязавшись два года платить им дань. Лишь через 20 лет, в результате войн 503—513 гг., Ираншахр покончил с гуннской угрозой.
При Каваде I иранцы сражались с хазарами, а в 588 г. в пределы государства вторглись тюрки, но стрелы персидских лучников обратили их вспять.
За внешним величием Ираншахра уже при Хосрове II Парвизе, последнем сильном правителе сасанидской династии, крылся глубокий хозяйственный упадок. Беспрестанные войны подорвали силы державы Сасанидов. Молодые и здоровые мужчины гибли на полях сражений. Некому было возделывать землю, пасти скот, заниматься ремеслом. Приходила в негодность оросительная система, сокращались посевы.
Военная добыча обогащала главным образом царскую семью и военачальников. Будучи правителями отдельных местностей, они стали считать себя полновластными владыками, не обязанными подчиняться приказам шахиншахов, которыми всё чаще становились люди, неспособные сплотить страну, добиться поддержки народа.
Сасаниды вели между собой непрерывную борьбу за трон. Некоторое время его даже занимали женщины — Азермидохт и Борандохт. К середине VII в. сасанидский Иран был ослаблен изнутри и не смог противостоять натиску могучего противника — арабов.

АРАБЫ И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В эпоху раннего средневековья на Ближнем и Среднем Востоке произошли гораздо более серьёзные перемены, чем в Европе, ещё не оправившейся от крушения Рима. За считанные десятилетия образовалось государство с территорией большей, чем Римская империя. Самая молодая из мировых религий породила понятие «исламский мир». Именно из того времени пришли к нам выражение «калиф на час», слова «арабеска», «арсенал», «шахматы», «астролябия», арабские цифры, названия звёзд и, конечно, сказки о Гаруне-ар-Рашиде, Синдбаде-мореходе. Современные мореходы бороздят Гибралтарский пролив и Чёрное море, названные так арабами.
Ещё в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался как «край света». На большей части «каменистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуинов, живших в шатрах и пивших верблюжье молоко. Лишь на юге, в Йемене, «счастливой Аравии», существовало со времён легендарной царицы Савской древнее государство с процветающими торговыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купечество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка — центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).
К началу VII в. в жизни кочевников-арабов произошли значительные изменения. Выделилась племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками. (В это же время в Европе происходил переход германских и славянских племён к феодальному обществу.) Развивалась торговля, сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность. Среди аравийских песков зазвучали стихи поэтов-бедуинов, в числе которых был и легендарный Меджнун.
Дальнейшая история арабов оказалась связанной с именем Мухаммеда, выходца из знатной купеческой курейшитской семьи, известного прежде всего в качестве основателя новой религии — ислама (ислам — «покорность Богу»), или мусульманства (от арабского «муслим» — правоверный).
Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама — абсолютно реальное и конкретное историческое лицо. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией. Оно сразу же было приспособлено к нуждам зарождавшегося государства и с самого своего возникновения оказалось очень конкретной религией, начиная с его проповеди Мухаммедом. В отличие от предшествовавших религий ислам устанавливал прежде всего правила жизни на этом свете, а уже только потом сулил праведникам рай, а грешникам — геенну огненную. В то же время ислам многое почерпнул из иудаизма, христианства и аравийских древних верований.
Мухаммед родился около 570 г. в Мекке. С юности он, как и его окружение, занимался караванной торговлей. Во многом Мухаммед достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене Айше (Хадидже), вдове богатого купца. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамазане по лунному арабскому календарю произошло событие, способствовавшее рождению новой религии. Ночью на горе Хире в окрестностях Мекки с уединившимся там Мухаммедом, по его словам, говорил верховный бог арабов — Аллах. Аллах (или его посланец Джебраил) заставлял Мухаммеда повторять слова священной книги. Окончательно Мухаммеда убедили в божественных откровениях Хадиджа и её двоюродный брат Варака. Мухаммед начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины, свод которых назвал Кораном («знанием»). В отличие от Библии с её рассказами о мироздании и древних людях Коран представляет собой проповедь от имени Аллаха. Провозглашается вера в единого Бога — Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признаются покорность Богу, частная собственность, определённые нравственные заповеди. В подтверждение изложенных истин приводятся рассказы, среди которых немало заимствованных из Библии. Так, есть сура (глава) «Нух» о всемирном потопе и Нухе (Ное). В одной из самых популярных сур — «Юсуф» — рассказывается о Юсуфе (Иосифе Прекрасном), который пронёс через многие испытания заповеди Аллаха и посрамил своих братьев, из зависти бросивших его в колодец. Среди великих пророков — предшественников Мухаммеда — названы Муса (Моисей) и Иса (Иисус Христос).
Ислам закреплял разделение общества на богатых и бедных общинников, повиновение властям, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной. Умеренным вкусам аравийцев соответствовал отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества. В первых проповедях Мухаммед предвещал близость Страшного Суда и воздаяние праведникам в раю с прекрасными садами и источниками (извечная мечта кочевников пустыни), а грешникам — в муках геенны огненной. В дальнейшем проповедник сосредоточил своё внимание на земной жизни. Вначале многие в Мекке не воспринимали Мухаммеда всерьёз. Затем купцы — сторонники многобожия — начали его преследовать, но одновременно появилась и небольшая группа приверженцев Мухаммеда. 20 сентября 622 г. провозвестник ислама прибыл из Мекки в Ятриб, где среди знатных землевладельцев новое учение было более популярным. Он продолжал там проповедовать, обзавёлся домом и создал рядом с ним первый мусульманский храм — мечеть. В Ятрибе ислам широко распространился при помощи мест-
437

история востока
ной власти, во главе которой встал Мухаммед. Установился обычай 5 раз в день молиться Аллаху. Мусульмане говорили: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк (посланник) его».
Вокруг Ятриба на идейной основе ислама стали объединяться разрозненные соседние племена, многие из которых были покорены силой. Главной задачей Мухаммеда стало подчинить себе Мекку. После нескольких лет вражды с ней мусульмане в
629 г. получили разрешение совершить хадж — паломничество к святыне арабов, храму Каабе («куб»), где в стену издавна был вделан таинственный чёрный камень — упавший с неба метеорит. Через год мусульмане, наконец, окончательно заняли Мекку и уничтожили изображения старых богов. С тех пор она стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Приверженцы ислама молятся, обратясь лицом к Мекке (первые мусульмане обращались лицом к Иерусалиму). Ятриб остался столицей объединённого государства, получив название «город пророка» — Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же
630 г. Мухаммеду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путём захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632 г. Мухаммед умер.
После раздоров из-за власти между старыми
приверженцами Мухаммеда и мединской знатью был избран «заместитель» пророка — халиф. Им стал купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммеда. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплён культ пророка Мухаммеда, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка — рамазан — стал временем мусульманского поста, а момент бегства в Медину («хиджры») — началом мусульманской эры.
Вторжение войск халифата в области близ реки Иордан, принадлежавшие Византии, и завоевание Йемена, подчинявшегося иранскому царству Сасанидов, привело арабов к столкновению с этими двумя крупнейшими государствами. Непосредственно к Аравии примыкали страны, когда-то покорённые римлянами (Сирия, Палестина, Египет) и иранцами (Месопотамия). Значительные различия в положении коренного населения и правящей верхушки иноземного происхождения, существование рабства не способствовали заинтересованности местного населения в сохранении византийского и иранского господства. К тому же Византия и Иран истощили друг друга бесконечными войнами за приграничные области. Этим воспользовались арабские халифы. Они призывали соплеменников выступить в поход за распространение ислама и, конечно, обещали вознаграждение.
438

история востока
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.

При втором халифе, Омаре (634— 644 гг.), отряды бедуинов на быстроногих скакунах, вдохновлённые идеей священной войны (джихада), обрушились на соседние страны. Византийская армия была разбита на реке Ярмук в Сирии, а сасанидская — у города Кадисия на Евфрате. Завоевав Сирию, Месопотамию (по-арабски — Ирак), Палестину, а затем Египет, арабы нашли поддержку у части местного населения, и прежде всего — у выходцев из Аравии, поселившихся там ещё в начале нашей эры. Халифы гарантировали местному населению за признание их власти и уплату особого налога личную свободу и свободу вероисповедания, т. к. иудеи и христиане, приверженцы единобожия, считались близкими к мусульманам, а преследованиям при первых халифах подвергались прежде всего язычники. Под предлогом борьбы с язычеством Омар окончательно уничтожил Александрийскую библиотеку. По легенде, он сказал: всё, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соответствует, не годится для мусульман.
В последующие годы основным объектом внимания завоевателей стал Иран. Последний сасанидский шах Йездигерд III собрал остатки своих войск у Нехавенда в 643 г. и потерпел окончательное поражение. Иранцы восприняли это событие как поворотный момент своей истории.
«И век настал великого Омара, И стих Корана зазвучал с Минбара» (кафедра в мечети, с которой читаются проповеди), — такими словами почти 400 лет спустя закончил свою поэму «Шах-наме» Фирдоуси.
Судьба Йездигерда, как и последнего ахеменидского царя Дария III, оказалась печальна — он бежал к одному из вассальных правителей и был им убит. В 651 г. арабы завоевали восточный Иран и покорили среднеазиатский Мерв. Многие знатные иранцы признали арабское господство, сохранив свои владения и даже должности.
Начиная с периода правления третьего халифа — Османа (644—656 гг.) — вся власть в халифате оказалась в руках родственников и приближённых халифа, захвативших земли в завоёванных странах. Недовольство простых общинников-арабов возвышением знати было использовано зятем Мухаммеда — Али, организовавшим убийство Османа и провозглашённым четвёртым халифом. Али провозгласили единственным истинным халифом. Шииты — сторонники Али — впоследствии составили особое направление ислама, распространённое в Иране и Ираке. Однако Али продолжал политику укрепления позиций знати и потерял многих своих приверженцев, ставших хариджитами — сторонниками сохранения общинного равенства. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя, основавший династию Омейядов. Он перенёс столицу халифата в Дамаск. При нём завершилось оформление господствующей в Арабском халифате личной собственности халифа (савафи) и собственности крупных и мелких землевладельцев (мульк). Как и в Европе, многие земли передавались в собственность военачальникам за службу. Труд рабов использовался теперь лишь в строительстве, добыче полезных ископаемых и в работах по дому. Рабами становились в основном пленники. Основные же работы выполняли зависимые крестьяне, платившие харадж — поземельную подать.
Халифат постоянно расширялся за счёт новых завоеваний. К концу VII в. арабы подчинили себе часть Армении, Южный Азербайджан, Кабул и часть Северной Африки. К 711 г. полностью были захвачены африканские владения Византии к западу от Египта, получившие арабское название Магриб — «запад» (современные Ливия, Тунис, Алжир, Марокко). Полководец Джебель-аль-Тарик переправился через пролив Геркулесовы Столпы, названный его именем (Гибралтар), и в 714 г. покорил большую часть владений вестготов в Испании. Другой военачальник, Кутейба, вступив в сговор со знатью Средней Азии, напуганной выступлениями народных низов, подчинил халифату Хорезм и Бухару, а в 715 г. — Самарканд. Однако местное население, всегда отстаивавшее свою независимость, в течение нескольких десятилетий восставало против арабских наместников. Особенно известно восстание 721 г. с центром в Пенджикенте и Ходженте, часть участников которого ушла в горы. Сильное сопротивление было оказано арабам в Закавказье. Только в 20-х гг. VIII в., пройдя с огнём и мечом по Армении и Албании (Северному Азербайджану), арабы подчинили себе области до Большого Кавказского хребта, включая Восточную Грузию. На востоке была завоёвана долина Инда.
В результате к середине VIII в. владения Арабского халифата простирались от Атлантического океана до гор Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента в Дагестане — «железных врат» Востока. Это было государство, находившееся одновременно в Азии, Африке и Европе. Однако период победоносных завоевательных походов не мог длиться бесконечно. В 732 г. при Пуатье в Галлии арабов разбили франки во главе с Карлом Мартеллом. В 737 г. полководец Мерван, победивший хазар на Северном Кавказе, дошёл до «великой славянской реки» (Дона) и повернул обратно. Наконец, в 751 г. продвижение арабов у города Талас (ныне Джамбул в Казахстане) на Великом шёлковом пути остановили китайцы.
Постепенно завоеватели-арабы усвоили более высокую древнюю культуру покорённых стран. Уже при Омейядах оживает торговля, растут города; мастера византийской выучки строят дворцы, мечети и загородные замки в Сирии, главную мусульманскую святыню Иерусалима — мечеть Омара.
Арабский язык постепенно становится языком делопроизводства (вначале во владениях халифата для этого пользовались греческим и персидским — пехлевийским — языками), языком литературы, науки, книжной учёности. При этом в халифате в отличие от Европы сохранились традиции древней культуры.
440

В 750 г., после восстания под руководством шиитов и хариджитов, Омейяды были свергнуты и власть захватили потомки Аббаса, дяди Мухаммеда, — Аббасиды. Аббасиды подавили наиболее решительные народные выступления и перенесли столицу в Ирак, где чувствовали себя увереннее. В 762 г. халиф Мансур основал на реке Тигр в центре Ирака, недалеко от развалин древних Вавилона, Селевкии и Ктесифона — столицы Сасанидов — новый город Багдад.
Багдадский период стал временем наибольшей роскоши халифов. Медина ас-Салям — «город мира» — потрясала современников своими размерами, огромной базарной площадью, садами и фонтанами. Здесь можно было встретить купцов, привёзших благовония из Индии, шелка из Южного Китая, меха из славянских земель (в них ходила любимая жена халифа Гаруна-ар-Рашида Зулейха). Мореходы и караванщики привозили удивительные рассказы о самых разных уголках Старого Света. Надо ли говорить, что эти блестящие времена надолго сохранились в памяти у создателей сказок Шехерезады, превративших самого известного багдадского халифа в легендарную и баснословную фигуру?
Однако при Аббасидах халифат был уже обречён. Раздача знати земель ускоряла её обособление в различных странах, а повышение налогов вызвало новый вал крестьянских и городских восстаний. Буквально потрясло халифат народное движение в Азербайджане и Иране под руководством погонщика верблюдов Бабека, с трудом подавленное через 21 год. Центральная власть уже не могла уследить за всем, что творилось в огромной державе. Ещё после захвата власти Аббасидами от халифата откололась Испания, где утвердился потомок Омейядов, ставший кордовским эмиром. Вскоре отделились от Багдада и эмираты (первоначальное значение слова «эмир» — наместник халифа) Марокко, Восточный Магриб. Усиление репрессий против покорённых народов и нетерпимости к немусульманам привело к потере контроля над Закавказьем, Средней Азией,  восточным Ираном. В Средней
Азии в 819 г. образовалось государство эмиров из династии Саманидов, сделавших своей столицей Бухару. В Армении в 860 г. арабы потерпели поражение от войск полководца Теодороса Ршитуни. Особенно храбро сражались жители горного края Сасун. Эти события описаны в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». Наконец, независимым стал и Египет. А иранский правитель в 945 г. взял Багдад, оставив халифу только духовную власть над всеми мусульманами. На Востоке наступило время раздробленности и нестабильности.
Несмотря на то что огромное арабское государство перестало существовать, на обширной территории, которой правили некогда халифы, на века утвердился ислам. Из стран халифата его не приняли только Армения и Грузия, где уже имелись древние христианские традиции. Веру в единого Аллаха приняли в своих интересах и правители далёких стран — Волжской Булгарии, царств Западной Африки, городов Малакки и островов Магараджи (Индонезия). Появилось понятие «арабский мир». Жители входивших в него стран от Марокко до Ирака, включая Египет и Сирию, усвоили арабский язык и смешались с осевшими на их землях выходцами из Аравии, с которыми их сближали родственные языки и некоторые обычаи. Другие народы, например иранцы и таджики, сохранили свою культурную самобытность, пользуясь арабским языком только как языком религии и науки и создав литературный язык — фарси, но с арабской письменностью. Фарси на время усвоят также тюрки и мусульмане-индийцы. Благодаря укрепившимся связям стран Ближнего и Среднего Востока в индийскую чатурангу — шахматы — начали играть в Испании, а африканское алоэ стали применять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными для всех образованных мусульман труды Платона и Аристотеля, а переводчики, знакомые с культурой Индии, — труды математика Ариабхаты и сборники басен о животных. Впоследствии достижения культуры стран халифата будут восприняты и европейцами.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Муссолини сформировал новое правительство
Александр ревякин
Виги защищали во всех спорах парламент
Суйская династия
Некоторых германских княжествах реформация победила

сайт копирайтеров Евгений