Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Согласно одной из ацтекских легенд, мир четырежды полностью разрушался тиграми, ураганами,  огнём и  водой.  После каждой такой катастрофы человечество возникало заново, не унаследовав абсолютно ничего от предыдущих поколений. Любопытно, что после третьего катаклизма часть оставшихся людей, по версии ацтеков, превратилась в обезьян, а после четвёртого — возникла необходимость создавать новое Солнце.
И тогда, как гласит легенда, собрались боги в Теотиуакане и спросили друг друга, кто из них решится «позаботиться о том, чтобы был день, чтобы был свет». (Теотиуакан — центр одной из важнейших доколумбовых цивилизаций Центральной Мексики, цивилизации тольтеков (I—XII вв. н. э.). В настоящее время от этого древнего города, расположенного в 50 км от мексиканской столицы, остались пирамиды Луны и Солнца, развалины дворцов и храмов, памятники скульптуры и красочные
росписи. Центр города пересекает главная улица — Дорога мёртвых длиной 4 км.) И вызвались сделать это два бога — могущественный и надменный «властитель раковин» бог Текуксистекатль и бедный, необычайно отважный бог Нанауацин. В Теотиуакане запылал костёр, горевший четыре года. Эти два бога, вызвавшиеся принести себя в жертву ради создания нового светила, должны были броситься в него. Языки пламени не испугали только Нанауацина, а трусливый Текуксистекатль предпочёл истлеть в образовавшемся пепле костра. И не удивительно, что с тех пор сияние и блеск исходят от Нанауацина, ставшего богом Солнца, а мертвенная бледность — от Текуксистекатля, превратившегося в бога Луны.
Однако, чтобы не померк блеск Солнца, бог войны Уитцилопочтли должен был ежедневно вести ожесточённую борьбу со звёздами и Луной. В этом трудном противоборстве ему могли помочь только
средние века
Ацтекская культура до прихода Кортеса в Мексику.
347

души тех, кто погиб на поле боя или был принесён в жертву. Так возникла идея человеческого жертвоприношения. Она является центральной в религии ацтеков, которые обосновывали её следующим образом. Люди не могут жить без повседневного участия богов, а те в свою очередь нуждаются в том, чтобы человек поддерживал их, принося ради этого в жертву собственную жизнь. Из неё боги получают живительную для себя магическую субстанцию, содержащуюся в крови и в сердце человека...
Удивительный и неповторимый мир древних индейских цивилизаций донёс до нас в упомянутой выше ацтекской легенде свой взгляд на одну из великих загадок бытия и мироздания. А сколько загадочного и непознанного до сих пор таит в себе сама история майя, ацтеков, инков, чибча-муисков и т. д., получивших с лёгкой руки Христофора Колумба наименование индейцев.
Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на американский континент. Начиная с XVI в. и до наших дней не утихают споры учёных мужей по этому вопросу. Среди первых жителей Америки называют выходцев с Канарских островов, финикийцев, карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян, вавилонян, китайцев и даже татар и скифов. Не обошлось и без красивой легенды, связанной с Атлантидой, которая якобы соединяла в далёком прошлом Средиземное море и американский континент.
По мере развития науки шёл естественный отбор различного рода гипотез и предположений. В настоящее время нет сомнений в том, что в Западном полушарии первые люди были выходцами с других континентов. Но откуда? Этот вопрос до сих пор окончательно не решён.
Большинство исследователей считают, что они прибыли из Азии, другие (например, норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал) защищают меланезийско-полинезийский вариант заселения Америки. Французский учёный Поль Риве склоняется к существованию и того, и другого вариантов.
Со второй половины XVIII в. время от времени напоминает о себе и диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой Америка была одним из центров появления человека. Наиболее «аргументированно» её обосновал в конце XIX в. аргентинский археолог и философ Флорентино Амехино. Он утверждал, что «homo pampeanus», обитавший на территории Аргентины 1—2 млн. лет назад, вообще является первым человеком на Земле, а следовательно, Америка была колыбелью всего человечества. Доводы оппонентов аргентинского учёного были немногочисленны, но подтверждены археологическими раскопками: в Западном полушарии не было человекообразных обезьян.
В настоящее время большинство исследователей считают, что заселение американского континента шло из Азии через Берингов пролив. Но каким же образом люди сумели пересечь его в глубокой древности? Учёные полагают, что в этом им помогли четыре великих оледенения, а вероятнее всего, два последних (между 40 и 20 тыс. лет и 13—12 тыс. лет до н. э.).
В эпоху великих оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в своеобразный огромный мост, что и позволяло племенам, ведшим кочевой образ жизни, беспрепятственно оказаться на соседнем материке. Временной диапазон появления человека на американском континенте — от 10 до 30 тыс. лет назад.
Отправляясь в 1492 г. в своё первое плавание на поиски западного пути в Индию, Колумб взял с собой переводчика Луиса де Торреса, знавшего арабский язык и несколько китайских и японских слов. О, святая наивность великого мореплавателя! Оказалось, что в открытых им Индиях в то время имелось 1700 различных языков и диалектов.
Среди множества племён, обитавших на континенте, по своей численности и, отчасти, по уровню развития можно выделить следующие: эскимосы, ирокезы, пуэбло, навахи (Северная Америка), ацтеки (Мексика), майя (Мексика, Центральная Америка), карибы и араваки (Антильские острова, бассейн реки Ориноко), тупи-гуарани (Бразилия, Парагвай), чибча (Колумбия), кечуа и аймара (Перу, Боливия), чарруас (Уругвай, Аргентина), арауканы (Чили).
К моменту прихода европейцев в Новый Свет в его различных регионах племена существенно отличались друг от друга по хозяйственному укладу. Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития имели индейцы Мексики, Центральной Америки и Перу.
В основе развития всех известных цивилизаций всемирной истории лежал процесс возделывания какого-либо определённого злака: в Европе — пшеницы, в Азии — риса, в Америке им стала кукуруза. На приоритет в её окультуривании имеют почти равные шансы Мексика, Перу и Боливия. Это произошло около 7 тыс. лет назад.
Индейцы оказались весьма искусными земледельцами. В общей сложности они употребляли в пищу почти 20 тыс. растений — больше, чем все народы других континентов вместе взятые. Правда, эта цифра включает в себя десятки, а иногда и сотни видов одной и той же культуры.
Не иначе как чудом, верхом сметливости и мудрости воспринимается сегодня система чинампас, применявшаяся ацтеками до испанского завоевания. Суть её состояла в создании садов и огородов на акватории озёр. Плоты из тростника и дерева привязывались к сваям, покрывались илом и... водная гладь радовала глаз чёткой геометрией множества благоухающих участков. Этот способ земледелия в условиях жаркого лета создавал максимум удобств: вода под рукой, прохлада от водоёма, в любое время можно наловить рыбы. Система чи-
348
средние века
Жак Картье вручает мушкеты
вождям индейцев, привлекая
их на свою сторону.

нампас выдержала проверку временем и до сих пор применяется в отдельных районах Мексики.
Американский континент «подарил» миру помимо кукурузы картофель, томаты, какао, подсолнечник, табак, лекарственные средства хинин и бальзам и такую сложную операцию, как трепанация черепа. В то же время аборигены Нового Света не знали колеса, лошадей, не плавили железо, которое они научились обрабатывать значительно позже золота, серебра, платины, меди и бронзы.
До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Понятием «Мезоамерика», впервые введённым в 1943 г. германским учёным Паулем Кирхгофом, археологи обозначают географический регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след пять древних цивилизаций. Наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков.
Учёные относят нижнюю хронологическую границу цивилизации майя к II тыс., а иногда и к III тыс. до н. э., верхнюю — к X в. н .э. Наибольший расцвет её приходится на VII—VIII вв. н. э.
Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан, Гватемалу, Белиз, часть Гондураса и Сальвадора и территорию нескольких штатов современной Мексики. Столь обширные географические границы этой цивилизации (325 тыс. кв. км) охватывали ареал обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён, унаследовавших одну культуру, хотя и имевшую, естественно, региональные особенности.
Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достижениями в строительстве и познаниями в астрономии и математике. Изысканностью и совершенством отличались живопись и скульптура майя, обработка камня и керамика.
В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: солнечным, включавшим 365 дней, и ритуальным (260 дней). Они делили год на 18 месяцев по 20 дней и дополнительный месяц из 5 дней. И месяцы, и дни имели свои названия, которые применялись и во втором календаре, где счёт вёлся не на месяцы, а на промежутки времени по 13 дней. Религиозная символика широко использовалась и в том, и в другом календаре.
В области математики, пожалуй, самым великим достижением культуры майя является введение понятия ноля. Это было сделано на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций.
История ацтеков до их появления во второй половине XII в. н. э. в Центральной Мексике таит множество загадок. Они называли свою родину островом Астлан (место, где живут цапли). От слова «астлан» и произошло название «ацтек». До сих пор наукой не установлено точное местонахождение этого острова.
Кочевые охотничьи племена ацтеков оказались весьма воинственными. В течение почти двух веков
они вели завоевательные кампании и в начале XIV в., покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно в 1325 г. её столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).
Культура ацтеков ассимилировала богатые традиции и замечательные достижения всех предшествовавших им мексиканских цивилизаций. От майя ацтеки унаследовали иероглифическое письмо и широко пользовались им. Весьма оригинальной была изготовлявшаяся ими полихромная керамика. Всемирной славой пользуются их скульптуры, сохранившиеся до наших дней: «Грустный индеец», «Голова мёртвого», статуя бога Шочипилли и др. Многого ацтеки добились и в сельском хозяйстве, применяя дренажные работы. Как и майя, ацтеки широко использовали труд рабов, которыми становились должники, сироты, разведённые жёны.
Империя ацтеков достигла наивысшего уровня развития в начале XVI в. В то же время на территории Перу, Эквадора, Боливии, части Колумбии, Аргентины и Чили существовала другая великая империя — государство инков. Она занимала территорию более 1 млн. кв. км и называлась Тауантинсуйу, что на языке кечуа означает «четыре объединённые стороны света». Её размеры подчёркивают справедливость столь глобальных притязаний.
Для всех упомянутых цивилизаций характерно обожествление Солнца. Инки же превзошли в этом всех, назвав себя «сынами Солнца». В какой-то степени они имели на это право, ведь центральное ядро этой цивилизации находилось в Андах, самой высокой горной системе Америки. Как и представители других вышеупомянутых цивилизаций, инки были отличными астрономами. В городе Куско они построили четыре башни для наблюдений за положением Солнца, имели понятие о солнечном и лунном годе. До наших дней дошли великолепные изделия инков из золота, серебра и меди.
Во главе государства находился Великий Инка, считавшийся живым воплощением Солнца. Изображение этого светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. Сестрой и супругой Солнца считалась Луна. В качестве божества почиталась и Куичи-Радуга. Существовали также культ духов — покровителей земледелия, культ стихий природы и т. д.
Как и у индейцев майя, в государстве инков важная роль принадлежала жрецам. Существовали специальные «поля Солнца», урожай с которых шёл только на нужды священнослужителей. Верховный жрец вёл свою родословную от рода Великого Инки и разделял с ним власть.
У инков также существовала традиция человеческого  жертвоприношения, но  оно  имело  иную
350
средние века
Воины-индейцы.
1 Воин VIII—X вв.. Оклахома.
2.  Воин культуры мочика. V—VII вв.
3.  Воин майа. VII-VIII вв.
4.  Ацтекский воин «ордена ягуара». XIV—XVI вв.

целенаправленность, нежели у ацтеков. Его главное предназначение состояло в обожествлении самого Великого Инки. Жертвоприношения, как правило, имели место во время пышных празднеств по случаю его вступления на престол. Приносились в жертву девушки и дети, которых должны были поставлять покорённые инками племена.
Весьма оригинальным было «узелковое письмо» инков — «кипу». Оно состояло из шнура и нитей-подвесок разных цветов и оттенков. Сочетания цветов и комбинации узелков на нитях позволяли использовать кипу для подсчёта налогов, фиксации различного рода исторических событий, для передачи имён собственных и названий и даже отдельных фонетических элементов. Уникальное кипу было найдено в одном из перуанских храмов. Оно весило 6 кг. По подсчётам одного из самых авторитетных российских исследователей культуры инков В.А. Кузьмищева, такой моток пряжи мог бы соединить Москву с Санкт-Петербургом, а по объёму заложенной в него информации способен заменить многотомный статистический справочник.
Центром развития и становления культуры чибча-муисков является Боготинское плоскогорье (современная Колумбия). Сложившаяся в этом регионе цивилизация (V—XV вв.) отличалась высоким уровнем развития гончарного дела, ткачества, добычи каменного угля и изумрудов.
Так же, как и в других упомянутых выше цивилизациях, здесь имело место существенное имущественное расслоение, что нашло своё отражение даже в сфере религиозной мифологии. Бог Чибча-кум («опора людей чибча») являлся покровителем простого люда, а бог Бочика — покровителем знати.
Отдельные исследователи считают, что чибча-муиски были единственным народом древней Америки, имевшим деньги, роль которых выполняли небольшие золотые диски. Более осторожные в своих выводах авторы называют эти изделия пользовавшимися спросом украшениями, обменивавшимися на другой товар.
С местами обитания чибча-муисков связана легенда о сказочно богатой стране Эльдорадо. Первым испанским конкистадорам аборигены рассказали о своеобразном ритуале посвящения в вожди в одном из племён. В день торжеств претендент натирает тело смолой, а затем покрывает его золотым порошком. Соплеменники сопровождают этого позолоченного человека, возлежащего на драгоценных носилках, до горного озера. Он ныряет, смывает позолоту, и тем самым свершается обряд посвящения. Участники процессии бросают в озеро золото и драгоценные камни. А сколько за сотни лет было таких церемоний? Так и возник миф о неведомой стране и её несметных богатствах, названной Эльдорадо, что по-испански означает «позолоченный».
В течение почти целого столетия, начиная с 30-х гг. XVI в., в первую очередь в районах Колумбии и Гвианы велись безуспешные поиски и «позолоченного человека», и озера с несметными богатствами. Манящие миражи Эльдорадо влекли к себе
не только испанцев, но и германцев, и англичан. В конце концов было обнаружено озеро, где якобы свершался описанный выше ритуал, однако его глубина (120 м) оказалась непреодолимым препятствием для искателей фортуны того времени.
Британский вариант Эльдорадо связан прежде всего с именем легендарного Уолтера Рэли, мореплавателя, одного из руководителей разгрома испанской «Непобедимой армады», поэта, драматурга, историка. «Великий искатель приключений», «знаменитый вдохновитель походов» — эти словосочетания, неизменно стоящие в исследованиях рядом с его именем, безусловно, справедливы. С Эльдорадо он связан не только тем, что в 1595 г. прибыл в Гвиану на поиски этого волшебного края, но и книгой «Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана», увидевшей свет в следующем году.
Как человек с хорошо развитым творческим началом, Рэли многое домыслил, развил и трансформировал в легенде об Эльдорадо. В его трактовке позолоченным человеком становится король Гвианы, устраивающий оргии со своими придворными. Слуги должны были раздевать всех участников оргий, «смазывать их сверху донизу белым бальзамом» и покрывать золотым порошком до тех пор, «пока гости не начинают сверкать с ног до головы, и в таком виде они сидят и пьют группами по двадцать и по сто человек и продолжают это занятие иногда шесть-семь дней подряд».
Рэли попытался докопаться и до «подлинного» названия территории, которую испанцы окрестили Эльдорадо. Взятый им в плен губернатор Беррео сообщил англичанину, что аборигены именуют Эльдорадо не иначе как Маноа.
В картографии у Маноа оказалась более счастливая судьба. Если Эльдорадо так и не появилось ни на одной из карт, то Маноа (Беррео назвал его городом) впервые фигурировал на карте Южной Америки, составленной в 1598 г. голландским картографом Иодоком Хондием, работавшим с материалами неопубликованной рукописи Рэли, которая хранится в Британском музее.
Не было забыто и таинственное озеро. В 1599 г. фламандский гравёр Теодор де Брай на подготовленной им карте Гвианы поместил озеро Парима, на юго-западном берегу которого, по его словам, находился город «Маноа, или Дорадо... самый большой город в мире». Американский историк и географ Рамсей, всесторонне исследовавший эту проблему, отмечает, что Маноа уже к 30-м гг. XVII в. исчез с географических карт, а Париму можно было найти и на некоторых картах XVIII в. Последнюю точку в этом заблуждении поставил Александр Гумбольдт, доказавший, что в бассейне реки Ориноко нет озёр. В то же время немецкий учёный посчитал, что слухи об озере Парима могут иметь реальную почву, так как в момент разлива река затопляет огромную территорию и возможны какие-то временные озёрные образования.
И наконец, несколько слов о реально существующем озере Гуатавита. Испанцы предпринимали

352

несколько попыток осушить его, но этого удалось добиться только английской экспедиции в 1913 г. «Старателей» ожидало полное разочарование. Найденные ими несколько золотых предметов не окупили даже затрат на организацию мелиоративных работ. «Было бы преждевременным считать, — делает вывод Рамсей, — что то, что найдено при этих раскопках, исчерпывает все содержащиеся в озере богатства. Но на основании имеющихся данных было бы не менее опрометчиво предполагать, что индейское племя муисков практиковало церемонию с «позолоченным человеком» долгое время или что
их золотые приношения были когда-либо очень многочисленными».
Кроме мифов и легенд индейцев на возможность существования Эльдорадо в районе северного побережья Южной Америки указывали и учёные мужи того времени, считавшие, что месторождения драгоценных металлов тяготеют к экватору.
Эту легендарную страну так и не удалось открыть европейцам, зато подлинным Эльдорадо стал для них Новый Свет с его неповторимыми индейскими цивилизациями.

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Священная Римская империя — средневековое европейское государственное образование, основанное в 962 г.  германским королём Оттоном I и просуществовавшее до 1806 г.
При первых представителях Саксонской династии Генрихе I (919—936 гг.) (здесь и далее указаны годы правления) и Оттоне I (936—973 гг.) сложилось и окрепло единое немецкое государство, усилилась королевская власть. Генриху I удалось отвоевать у Франции Лотарингию и в значительной степени подчинить стремящихся к полной самостоятельности германских герцогов. В 936 г. Оттон I без затруднений получил отцовский престол и был признан королём во всех пяти германских герцогствах — Франконии, Саксонии, Швабии, Баварии, Лотарингии. С самого начала Оттон I стремился к такой же державной власти, какой обладал Карл Великий. Именно поэтому его коронация происходила в Ахене — столице империи Карла Великого, где покоился прах императора. Продолжая борьбу с герцогами, Оттон I пытался превратить их в должностных лиц. Сепаратизму (стремлению к обособлению) герцогов Оттон I противопоставил свою епископальную систему. Король раздавал церкви земельные пожалования с предоставлением ей широких политических прав. Церковь получала право суда над зависимым населением. Под управление епископов и аббатов передавались территории, изымаемые из герцогств. Церковные учреждения превращались в государственные органы, причём полностью подчинённые королю, т. к. все епископские и аббатские должности находились в его распоряжении. Укрепив своё положение в стране, Оттон I усилил оборону Германии от венгров, давно уже досаждавших своими набегами, и нанёс им решающее поражение на реке Лех близ Аугсбурга. Победа резко повысила авторитет германского короля. Менее удачными оказались попытки Оттона I
завоевать славянские земли. Многим славянским племенам удалось отстоять свою независимость. Неудачи на востоке заставили короля сменить направление внешней политики и обернуться к югу. Этот поворот во многом предопределил судьбу Священной Римской империи.
На юг Оттона I влекло стремление подчинить своей власти папство и тем самым установить полное господство над римско-католической церковью, желание завоевать политически раздробленную Италию и создать подобие империи Карла Великого и даже древней Римской империи.
Носителем идеи «Мировой Римской державы» не случайно стал германский король. По сравнению с другими европейскими монархами — своими современниками — Оттон I обладал самой сильной властью в своей стране. Стремящаяся к захватам и приобретениям германская знать поддержала намерения своего короля.
В 951 г. Оттон I совершил первый поход в Италию, захватил Ломбардию и принял титул короля лангобардов. Через 10 лет он совершил новый поход в Италию. Занятый борьбой с итальянскими феодалами, Папа Иоанн XII не мог не удовлетворить честолюбивые притязания Оттона I. В 962 г. Папа короновал Оттона I в Риме императорской короной. Так была восстановлена начавшая было угасать традиция «Мировой Римской державы» и возникла Священная Римская империя.
Новоявленное государство было достаточно искусственным образованием. Империя не имела ни общей социально-экономической базы, ни национального единства. Но в представлениях современников её существование было вполне оправданным. «Вечный город» вновь выходил на авансцену мировой истории, и сцена эта была овеяна святостью католической церкви. Показательно выражение того времени: «Пока Колизей (самый большой амфи-
353

театр Рима) будет цел, Рим будет жить, когда падёт Колизей — падёт и Рим, а когда падёт Рим — падёт и весь мир».
В территориальном отношении оттоновская империя не уступала даже каролингской. В X—XI вв. в её состав входили две трети территории Италии, Германия, Бургундия (вошла в конце указанного срока), Богемия, Моравия, Польша, Венгрия, Дания.
Важную роль в положении Священной Римской империи играли взаимоотношения императоров с Папами. Уже Оттон I ввёл обязательную присягу Папы императору, что и явилось выражением подчинения папства империи. Вместе с тем получение короны из рук Папы ставило императора в зависимость от папского престола и таило в себе опасность для будущего империи.
Первые трения с папством возникли уже у императора Оттона I. Он вынужден был сместить вначале послушного, но вскоре возмутившегося оттоновской опекой Папу Иоанна XII и поставить на папский престол верного Льва VIII. Оттону I и его преемникам удалось временно (X в. — первая половина XI в.) установить фактическое господство императоров над Папами, что усиливало власть первых. Усилению этой власти способствовало и создание в присоединённых и завоёванных областях империи специальных органов: была создана Особая канцелярия для Италии, введены должности канцлера, пфальцграфов и императорских посланцев, в Бургундию назначались наместники. Позже Фридрих I пытался поставить над ломбардскими городами своих чиновников, именовавшихся «подеста».
Оттону I пришлось конфликтовать с Византией, не желавшей признавать новоявленного «римского императора». Однако в конечном итоге был найден компромисс, увенчанный браком сына Оттона I и византийской принцессы Феофано.
После смерти Оттона I престол перешёл к его 17-летнему сыну Оттону II (973—983 гг.), который был коронован императорской короной ещё в 12-летнем возрасте. Продолжая политику отца, Оттон II успешно преодолел сопротивление недовольной части немецкой знати, воевал с Францией из-за Лотарингии, совершил традиционный поход в Италию. Император участвовал в войне за Южную Италию с сицилийскими арабами, которых поддерживала Византия. В ходе этой войны Оттон II чудом спасся от арабского плена, когда немецкое войско неожиданно подверглось нападению лёгкой арабской конницы и было почти целиком уничтожено. Оттон II бежал на греческий корабль, но чуть не попал в плен к византийцам. Ему с трудом удалось вплавь добраться до берега. Но и это не охладило воинственного пыла императора. Военные планы Оттона II в Южной Италии разрушила лишь смерть.
Когда Оттон II умер, его сыну Оттону III исполнилось лишь 3 года. В Германии развернулась борьба за опекунство над уже коронованным в Ахене младенцем-императором. Опекунство давало право
средние века
Корона Оттона II или III. Вена. Музей истории искусства.
на власть. Победительницей вышла Феофано, которая правила как королева-мать. Феофано проявила незаурядный политический и дипломатический талант, проводя довольно энергичную внутреннюю и внешнюю политику. Она твёрдо вела корабль империи по курсу, намеченному свёкром и мужем. На документах Феофано подписывалась: «Феофано, Божьей милостью императрица» или даже «Феофаниус, Божьей милостью император». После её смерти на престол вступила 60-летняя бабушка Оттона III — Адельгейда, которая опекала внука до 994 г., когда он в возрасте 14 лет стал самостоятельно править империей.
Оттон III был довольно образованным для своих лет юношей. Он владел немецким, итальянским, латинским и греческим языками, был склонен к мечтательности и религиозному аскетизму (отказ от благ и подвижничество). Молодой император мечтал о воссоздании древней Римской империи во всём её величии как мирового христианского государства. Себя Оттон III представлял подвижником, предназначенным небом для этой великой цели; Германия казалась ему глухой провинцией, а Рим — местом, откуда он должен управлять всем миром.
В 996 г. Оттон III предпринял коронационный поход в Италию, отличавшийся особой пышностью. На освободившийся в это время папский престол император посадил своего двоюродного брата, который и короновал Оттона. Его императорский титул — «августейший император римлян» — сравнялся по важности с титулом Византийского импе-
354

ратора. На документы Оттона III вместо восковой печати подвешивался свинцовый медальон, на одной стороне которого был изображён профиль Карла Великого, а на другой — щит со знаменем и надписью «Возрождение Римской империи». Позже была сделана печать с изображением профиля самого Оттона III и надписью «Золотой Рим». Чтобы осуществить свои притязания на роль преемника древнеримских императоров, Оттон III должен был постоянно пребывать в столице — в императорском дворце, который по его велению был выстроен на Авентинском холме в Риме. На его фасаде красовалась надпись «Священный дворец». Был расширен императорский двор, введены некоторые новые должности и титулы для Италии и «провинций». Управлением Рима и Римской области ведал римский патриций. Береговой обороной от сарацин и византийцев занимался префект. Буйная фантазия молодого императора рисовала возрождённую Римскую империю как некое административное целое, включавшее Италию, южноитальянские византийские области и Германию. Другие западно- и центрально-европейские страны должны были окружать эту империю как её «друзья» и «союзники». Во главе этих союзных и зависимых государств должны были стоять соправители и императорские патриции. Папе отводилась (по древнеримской и византийской традиции) роль помощника императора по управлению церковью. В отличие от своих предшественников, которые совершали военные походы в Италию и Рим, чтобы короноваться и возобновить своё господство над страной, Оттон III, находясь в Риме, устраивал выезды и походы в провинции своей во многом выдуманной империи. Во время одного из таких походов в Германию император посетил гробницу Карла Великого в Ахене. Оттон III приказал взломать каменный пол храма в том месте, где, по слухам, был похоронен Карл Великий, и рыть, пока не будет найдена гробница. Когда она была раскопана и вскрыта, Оттон III снял золотой крест, висевший на шее трупа, и взял нетленные царские одежды, с помощью которых император рассчитывал возвысить своё достоинство.
Жизнь показала оторванность имперских идей Оттона III от реальности. Стоило ему на полтора года покинуть «вечный город», как по возвращении его встретило не народное ликование, а восстание, заставившее императора бежать из Рима в Равенну. А вскоре 22-летний император заболел и умер.
После смерти Оттона III победителем из династической борьбы вышел Генрих II (1002—1024 гг.). В отличие от восторженного Оттона III, которого смерть спасла от восстания недовольной немецкой знати, Генрих II был прагматичным (ценящим лишь практически полезные результаты) политиком. Идею Священной Римской империи Генрих II понимал и воплощал в реальной политике иначе. Генрих II провозгласил «возрождение Франкского (Германского) государства», восстановил и укрепил епископальную систему Оттона I, поладил с немецкими феодалами, проводил активную, хотя и не очень успешную восточную политику, сделал несколько шагов к будущему присоединению Бургундии. В 1013 г. Генрих II предпринял свой «коронационный» поход в Италию, которая после смерти Оттона III, казалось, была потеряна для немцев. Принадлежность Италии к Священной Римской империи была вновь подтверждена. Умерший в 1024 г. Генрих II был последним представителем Саксонской династии, на смену которой пришла Франконская династия (1024—1125 гг.).
Императоры новой династии решали старые задачи. Конрад II (1024—1039 гг.) проявил способности крупного государственного деятеля и твёрдого политика. Несмотря на свою неграмотность, он был наделён природным умом и умел ценить советы образованных людей. Небезуспешно Конрад II стремился к государственному объединению Германии и ликвидации феодальной раздробленности. Ему удалось включить в состав империи Бургундское королевство. С помощью нескольких походов он смог удержать в узде постоянно отпадающую от империи Италию. Удачным было правление и сына Конрада II — Генриха III (1039—1056 гг.). Это было благополучное время для Священной Римской империи. Однако над ней уже начинали сгущаться тучи. Поднимали голову недовольные немецкие князья, ухудшалась международная обстановка. После смерти отца 6-летний король Германии Генрих IV (1056—1106 гг.) находился под опекой своей матери Агнессы, которая пыталась продолжать политический курс Генриха III. В 1062 г. он попал под опеку князей, и лишь в 1066 г. 16-летний монарх начал самостоятельно управлять государством. Судьба готовила ему тяжёлые испытания. Ко второй половине XI в. обстановка в Европе изменилась. В Германии вновь окрепли крупные феодалы, которые отказывались подчиняться императорской власти. Разительные перемены произошли в Риме. Ещё недавно находившиеся под пятой императора, римские Папы выступили с претензиями на верховную власть в мире. Воодушевлённые клюнийской церковной реформой, они не намерены были больше играть второстепенные роли в империи. Главным выразителем этих идей стал Папа Григорий VII.
Энергичный Генрих IV не бездействовал. Он стремился укрепить свой домен (личные земли) в Саксонии, чтобы накопить силы для борьбы со своевольными князьями. Но тщетно. Активная королевская политика в Саксонии вызвала мятеж верхушки саксонской феодальной знати и массовые выступления крестьян. Беспощадно расправившись с крестьянами, со знатью Генрих IV заключил мир. Но впереди ещё была драматическая схватка с Папой Григорием VII. Рушилось привычное соотношение императорской (светской) и папской (духовной) властей в рамках Священной Римской империи. Борьба шла за инвеституру (право вводить в должность епископов). И Папа, и император не желали расставаться с этим правом, ведь это давало власть над епископами (именно на этом строилась знаменитая оттоновская епископальная система).
355

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На рассвете 2 декабря от капи- 667тана каботажного судна

Мы вкратце познакомились с первобытной историей
Мать перикла принадлежала к знатному роду алкмеонидов
После завоевания иранской державы александром македонским иудея вошла в состав его государства

сайт копирайтеров Евгений