Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ   

>

Демурже А. Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века

Предисловие
Вступление . .
Часть 1. Восхождение к могуществу (XI-XIII вв.)
Глава 1. Западноевропейский контекст и крестовые походы .
Три функции. .
Подъем Запада. . . . . .
Сеньоры бана . . . . . .
Движение мира Божьего.
Справедливая война и сакрализация рыцарства ............. .
Священная война и крестовый поход.
Глава 2. Святая земля - колыбель военно-монашеских орденов. . . . 35
Первый крестовый поход. . . . . . . . 35
Паломничество . . . . . . . . . . . . 38
Квартал Гроба Господня перед крестовым походом. . . . . 41
От бенедиктинского госпиталя к ордену Госпиталя . . . . . . . 43
Прототамплиеры, Гроб Господень и Госпиталь . . . . . .. 47
Вызревание ордена Храма 52
Милитаризация ордена Госпиталя 54
Орден святого Лазаря . . . . . . 57
«Национальные» военные ордены на Святой земле . . . . . . . . . 61
Глава 3. На Пиренейском полуострове: местные военные ордены .. 66
Реконкиста . . . . . . . . . . . . 66
Прототипы? Братства и рибат. . . 68
Обращение к орденам Святой земли 70
Сито и его военные порождения 74
Создание ордена Сантьяго . . 86
Неуспех арагонских орденов. . 89
Глава 4. В сторону Балтики.
Миссионерский крестовый поход и военно-монашеские ордены ... 94
Германский и христианский натиск на Восток . . . 94
В поддержку миссии: орден Меченосцев в Ливонии. . . . . 96
Защита границ от язычников: Добринский орден и тевтонцы .. . 98
Тевтонцы в Пруссии. . . . . . . . . 102
Завоевание Пруссии и проникновение
в Ливонию. . . . . . . . . 104
Тевтонцы и поляки в ХIII в. . . . . . 107
Часть 2. Оригинальный институт средневекового христианства
Глава 5. Жизнь по уставу . . . . . . 115
Святой Бенедикт или святой Августин? . 115
Устав и приложения к нему: retrais, статуты, обычаи и кутюмы . .
Распространенность устава и его известность . . . . . . . . . . .
Содержание уставов и статутов в основных чертах .......... .
Привилегированные ордены . . . . . .
Глава 6. Люди. Комплектование . .
Мужчины, дети ... и женщины
Миряне и клирики.
Свободные, знать
Ритуал приема. .
Братья ... и прочие
Количество . . .
Национальный или интернациональный состав? . . . .
Глава 7. Организация орденов . . .
В центре: магистр и капитул .... .
Провинциальный уровень . . . . . .
Низовые структуры: дом, командорство, баллей ...
Между центром и периферией . . . . .
Глава 8. Военно-монашеские ордены и война. . . . 195
На Святой земле. . . . . . . . 196
В Испании периода Реконкисты 207
Миссионерская война на Балтике 21 О
Вклад военных орденов в военное искусство 216
Глава 9. Милосердная деятельность военных орденов. . 222
О войне и долге милосердия . . . . . 222
Типология милосердной деятельности орденов . . 224
Странноприимные структуры. . . . . 230
Медицинская практика. . . . . . . . 235
Глава 10. Патримоний, благочестивые дары и колонизация. . 240
Патримониальная политика монашеского ордена. . 242
Военные ордены как колонизаторы. 252
Сеньориальная эксплуатация. . . 266
Глава 11. Духовность и культура военно-монашеских орденов. . 275
«Антиаскетический и антигероический,) устав 275
Монастырская жизнь: часы, мессы, молитвы и т. д.. 277
Церкви и часовни . . . . . . . . . . . . .. 280
Покровительство и культы. . . . . . . . .. 282
Подготовка и образование братьев в военных орденах . 291
Интеллектуальная продукция орденов . . . 296
Глава 12. Корпоративность. Знаки и символы принадлежности к ордену. 299
Одежды и облачение. 299
Крест и эмблемы. . 302
Цвета и формы. . . . 307
Ценность облачения . 312
Другие знаки принадлежности к ордену 318
Часть 3. Упадок, кризис, адаптация? (XIV-XVI вв.)
Глава 13. Кризисы И ТРУДНОСТИ (около 1270-1330 гг.) . 327
Конец латинских государств и эвакуация военных орденов на Кипр. 327
Критика военных орденов. Проблема слияния 331
Военно-монашеские ордены и планы возвращения Святой земли.. 335
Процесс ордена Храма. . . . . . . . . . . 338
Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма. 346
Трудности тевтонцев. . . . . . . . . . 352
Глава 14. Госпитальеры на Родосе. . 357
Завоевание Родоса. . . . . . 357
Госпитальерское Ordensstaat 359
Оплот христианства? . . . . 368
Родос и Запад . . . . . . . . 380
Глава 15. Пруссия и тевтонская Ливония, 1309-1525 гг.. . 392
В XIV в.: война с Литвой. . . . . . . . . 392
Польско-литовская уния и ее последствия 397
Расцвет и кризис прусского
Ordensstaat в XIV и ХУ вв. . . . . . . . 404
Тевтонский орден - вассал Польши. . . 415
Глава 16. Испанские военные ордены: между
интригой и подчинением (XIV-XVI вв.) . 420
Разрешение дела ордена Храма в Испании . 420
Два новых ордена - Монтесы и Христа 424
Король, знать и ордены. . . . . . . . . . . 429
Ордены как центры сети интриг 433
На службе нации: от великих открытий
до присоединения к короне. . . . . . . 438
Глава 17. Ордены или братства? . . 446
Простые братства . . . . . . . . . . . 446
Против турок: истинные военные ордены. 451
Один грандиозный проект: орден Страстей
Филиппа де Мезьера. . . . . . . . . . . . 455
Заключение. . . . . . . . . . . . . .. 457
Мусульманский рибат и христианские
военные ордены . . . . . . . . .
Новая форма религиозной жизни,
с трудом находящая себе место. .
Военные ордены и светская власть.
Выживание ...
Библиография
Сокращения . . . 473
Контекст. . . . . 476
Военные ордены . 478
Орден Храма. . . 480
Орден Госпиталя. 482
Испанские ордены и ордены в Испании. 484
Немецкие ордены 487
Другие ордены. 489
Приложения
Названия орденов. 492
Хронология 494
Карты. . . . 502
Указатели . ..........
Сокращения: .......
Географический указатель
Именной указатель. . .
Предметный указатель.
Упоминаемые авторы
Папские буллы. . . . .
Военные ордены и рыцарские братства.

 

2008, СПб.: Евразия, PDF + DjVu,

Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и исполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты - военно-монашеские ордены. Гибриды "чудовищ", по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу - бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, "облаченных в доспехи из железа и доспехи веры" . Реконкиста и крестовые походы способствовавшие тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображенияя cpeдневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.

 

Предисловие

На французском языке нет обзорной работы о военно-
монашеских орденах. Эта книга претендует только на
то, чтобы дать общее представление об истории этих орденов
в средние века, период, на который пришлись их
зарождение, расцвет и упадок. Я хотел показать, что существовала
(.семья» военно-монашеских орденов, и для
этого между двумя неизбежными хронологическими частями
поместил общий обзор разных аспектов организации
и жизни этих орденов, рискуя впасть в упрощение
и, несомненно, допустить ошибки.
Документация и историческая литература хоть и многочисленны,
но неравноценны, и сведения в них разбросаны.
Целые архивы некоторых орденов, в Святой земле
или в Испании, исчезли; по некоторым менее значительным
орденам документов осталось очень мало. Наконец,
обобщение затрудняет разная направленность исторических
школ: выходящие сейчас во множестве испанские
издания очень интересны, но историки этой страны в
основном заняты изучением патримония орденов, несомненно
составляющего самую оригинальную часть
их истории; точно так же среди французских научных
изданий очень многие труды посвящены местным и региональным
реалиям. Немецкие историки, со своей стороны,
активно занимались просопографическими исследованиями
и т. д.

Это произведение - не плод оригинального поиска,
пусть даже я старался как можно чаще обращаться
к оригинальным документам, и в нем можно найти отражение
моих собственных интересов и изысканий. То
есть она отчасти представляет материал «из . вторых
рую>, И Я не скрываю, что многим обязан своим коллегам-
историкам. Я буду цитировать Энтони Латтрелла,
чьи полсотни статей о Родосе, написанных на всех языках
планеты, статей, всегда точных и глубоких, составляют
настоящую историю жизни госпитальеров на Родосе;
Алана Дж. Фори, автора обзорной работы о военных
орденах в ХП и ХIII ВВ., чьи многочисленные статьи, часто
основанные на анализе уставов и статутов орденов,
не упускают ничего из внутренней жизни последних;
Жана Флори, чьи научные труды о рыцарстве и крестовых
походах столь полезны для уточнения контекста
раннего периода развития военных орденов; Анри Богдана,
автора солидного общего исследования о Тевтонском
ордене; Шарля Игуне, приступившего к изучению истории
немецкой колонизации в Восточной Европе; Симонетту
Черрини, которая в своей диссертации предложила
новый подход к уставу ордена Храма; Хоана Фугета
Санса, специалиста по архитектуре военных орденов,
показавшего мне много домов тамплиеров и госпитальеров
у себя в Конка-де-Барбера в Каталонии; Вернера Паравичини,
который составил список всех западных дворян,
совершивших в XIV в. «путешествие В Пруссию» ...
И многих других ...
Почти повсюду изучение военно-монашеских орденов
снова оживилось. Об этом свидетельствует организация
в большинстве стран, где имелись «военные ордены»,
международных конференций, в том числе периодических,
сведения о которых регулярно публикуются: в ча-

стности, раз в четыре года проходят конференции
«Society foг the Histoгy of the Cгusades and the Latin
East» [Общества по истории крестовых походов и латинского
Востока (англ.)]; с той же периодичностью доклады
по военным орденам читаются в музее ордена святого
Иоанна в Лондоне (вышло два тома их материалов
под названием «The Militaгy Oгdeгs»); конференции в Торуни,
В Польше, посвящены в основном деятельности
орденов в прибалтийских регионах; много конференций
проходит в Испании и Португалии; и, возможно,
регулярные сессии предвещает первая международная
конференция, проводящаяся тамплиерским и госпитальерским
хранилищем в Ларзаке и посвященная «Командорству
как институту военных орденов на средневековом
Западе», которая состоялась в октябре 2000 г.
в Сент-Элали-де-Сернон. Наконец, неутомимые труды
моего друга Франческо Томмази в Перудже завершились
созданием журнала, полностью посвященного военным
орденам, - «Sacгa militia. Rivista di stoгia degli
oгdini militaгi» [Святое воинство (лат.). Журнал по истории
военных орденов (uтал.)], в качестве главного редактора
которого выступает Франко Кардини.
Филиппу Жоссерану, который защитил блистательную
диссертацию о связях испанских орденов с кастильской
монархией и был любезен прочесть мой текст, я обязан
ценными наблюдениями и замечаниями об орденах Пиренейского
полуострова. Сильвен Гугенхейм также предоставил
мне полезные сведения и позволил сделать
много исправлений и уточнений в рассказе о немецких
реалиях и Тевтонском ордене. Обоим я выражаю самую
искреннюю признательность.
Это произведение вызревало с трудом и испытало
кое-какие злоключения на конечной стадии; да будет

мне позволено поблагодарить издательство «Сёй,>, которое
было столь любезно его принять. В некотором роде
это было возвращением в отчий дом, потому что здесь
же родилась «сестра» этой книги, «Жизнь И смерть ордена
Храма», где я почти двадцать лет назад впервые пошел
по следу военных орденов.

ВСТУПЛЕНИЕ
Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены,
ордена за заслуги

в 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны
плохо, был основан первый средневековый военно-
монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его
первые адепты называли себя pauperes commilitones
Christi Templiq ие Salomonici, то есть «бедными поборниками
Христа и храма Соломона.)а. Они повиновались
магистру, следовали уставу и обязывались защищать паломников
на дорогах, ведущих в Иерусалим~ В начале
1129 г. их деятельность узаконила римская церковь: собор,
собравшийся в Труа под председательством легата,
утвердил их устав. Через недолгое время святой БернарД,
принявший в этом соборе активное участие, написал
для них «Ое laude поуае militiae.), или «Похвалу святому
воинству'): он здесь оправдывал миссию тех, кто
в его глазах был одновременно монахами и рыцарями.
Не надо путать: понятие «военно-монашеский орден» не
равнозначно понятию «рьщарский орден». В западных
странах в разные моменты их истории возникали «рыцарства
», рыцарские ордены; но даже если орден Храма,
военно-монашеский орден, был рассчитан в первую очередь
на рыцарей, было бы ошибкой видеть историческую
преемственность между этими понятиями. Создание ордена
Храма было явлением новым и оригинальным. Этот

орден вырос из перемен - или просто из эволюции -
западного общества после тысячного года и появился на
свет благодаря крестовому походу.
Действительно, в разные эпохи возникали корпоративные
группы, иногда определяемые словом ordo (множественное
ordines), «орден», «сословие»а, В определении
которого - «конное», «рыцарское» - упоминается
лошадьЬ •
В Риме, при республике, бойцы двадцати восьми кавалерийских
центурий набирались среди богатых граждан,
за каждым из которых числилась «общественная лошадь
». Вместе они составляли сословие всадников, отличное
от сословия сенаторов: выражение ordo eq uester
представляет собой точный эквивалент понятию eq uites
romani или eq uites romani eq ио publicoC• При империи
всадникам (eq ues, eq uites) поручали административные
и военные должности, которыми все больше пренебрегала
сенатская аристократия. Таким образом, сословие
всадников должно было выделять «элиту» для службы
государству. Наконец это сословие слилось с сенаторским
и в последний период империи исчезло, не оставив
следов в потомстве. Военно-монашеские ордены средневековья
ничем или почти ничем не были ему обязаны;
некоторые клирики, читавшие латинских авторов, иногда
использовали выражение ordo eq uester, обозначая
им сословие «сражающихся» В обществе, разделенном
а На французском языке слово ordre означает и «орден», И *сословне.)
(nрuмеч. пер.).
ь Французское слово chevalier (рыцарь) - однокоренное со словом
cheval (лошадь) (nрuмеч. пер.).
с Nicolet, Claude. L'Oгdгe equestгe 11 I'epoque гepubIicaine (312-43
ау. J.-c.). Paгis: De Boccaгd. 2 vol. 1966-1974. Т. 1. Р. 68 etc.

на три сословия, или три функции. Так поступил в начале
ХН в. Гвиберт Ножанскийа .
Римлянам было известно также слово miles, означающее
солдата вообще; ведь лучшую часть римских армий
составляли именно пехотинцы. Таким образом, слово
mиШа означало «военная служба» или «солдатское ремесло
», а mШtаге - «служить в войске» или «быть солдатом
». Командование было возложено на magistri
militum, или magistri militiae. В период поздней империи
нн-у вв.) в войске и администрации произошли
ощутимые изменения: гражданские и военные функции,
до того разделенные, стали объединять (кроме царствования
Диоклетиана) и все чаще возлагать на военных.
В это же время в армии все больше значения стала приобретать
конница и появилось разделение на magister
peditum [магистр пехотинцев (лат.)] и magister
equitum [магистр всадников (лат.)]. Однако слово miles
сохранило общий смысл «солдат». Зато словом militia
в конечном счете стали называть любую публичную
службу государству. Именно в таком смысле оно по преимуществу
используется в кодексе Юстиниана в УI в.
(3, 25)Ь.
а Guibert de Nogent. Dei gesta рег Francos. Livre 1, 1 // R.н.с., Hist.
осе. Т. IV. Р. 124. Теперь можно обратиться к научному изданию:
Guitberti Abbatis Sanctae Mariae Novigenti:historia quae inscribitur
Dei gesta рег Francos: quinque accedentibus appendicibus - Guibert de
Nogent Dei gesta рег Francos: et cinq autres textes. t:dition critique раг
R. В. С. Huygens. Turnhout: Brepols, 1996, а также к французскому
переводу, который по этому изданию сделала М.-с. Гаран: Guibert
de Nogent. Geste de Dieu раг les Francs. Introduction, traduction et
notes раг Monique-Cecile Garand. Turnhout: Brepols, 1998. Р. 53.
Ь Remondon, Roger. La crise de l'Empire romain: de Marc-Aurele
~ Anastase. Paris: PUF. 1970. Р. 176. (Nouvelles Clio.)

в средние века конница стала основным родом войск,
а кавалерист - почти синонимом того, кто «сражается».
Его обозначали словом miles (множественное -
milites). Но это слово, сохранив технический смысл
«тот, кто сражается верхом на коне», приобрело также
этический смысл и стало означать элиту конных бойцов.
Местные наречия в большинстве случаев разделяли два
этих значения: chevalier - саиаиег [рыцарь - всадник,
на французском], Ritter - Reiter на немецком, knight -
rider или horseman на английском, но на итальянском
только саиаиеге, а на испанском - caballero.
Клирики того времени представляли идеальное христианское
общество разделенным на три сословия (или три
функции), которые расположены в иерархическом порядке
и солидарны: те, кто молится, те, кто сражается
(и повелевает), те, кто трудится. Рыцари помещались во
второе, ordo pugnatorum, сословие - сражающихся
(или bellatores); но этот «орден» не соответствовал никакому
институту. Тем не менее именно из числа рьщарей
выходили наиболее видные представители и руководящий
состав военно-монашеских орденов, сначала
Храма, Госпиталя, Тевтонского, а потом испанских орденов.
Однако определять эти ордены как рыцарские нельзя.
Прежде всего это были монашеские ордены, как
Клюни, как Сито (кстати, испанские ордены, кроме Сантьяго,
все входили в состав ордена Сито), но эти монашеские
ордены в первую очередь - хотя, конечно, не
исключительно - были рассчитаны на участие рыцарей
и отвечали их религиозным потребностям. Тамплиеры
были не монахами (moines), а военными служителями
церкви (religieux)a.
а Luttrell, Antony. Gli ospitalieri е I'eredit~ dei templari // Lu//rell З.
1992. Р. 67-68.

с XIV в. обстоятельства и потребности, которые привели
к созданию и расцвету военно-монашеских орденов,
постепенно стали исчезать, но ордены, кроме Храма, не
исчезли. Понятие рыцарства тоже больше не отражало
идеал и военные доблести знати, деградировавшей в результате
кризиса конца средневековья. Монархи все
еще нуждались в знати и ПОЛЬЗ0вались званием рыцаря,
чтобы наделять им доверенных людей. Они стали создавать
светские рыцарские ордены, собирая в них рьщарей,
наиболее достойных служить образцами для других.
Одним из первых был орден Ленты в Кастилии, но самые
знаменитые - это орден Подвязки в Англии (1347)
и орден Золотого Руна в бургундских государствах
(1429). Орден Звезды, основанный Иоанном Добрым во
Франции, включал в себя 500 рыцарей (1350)а.
Эти светские ордены не имели отношения к военно-монашеским:
их членов вдохновляли другие идеалы, и двиали
ими иные нужды. Но современники верили в их
преемственность, благодаря чему эти ордены становились
инструментами для утверждения королевской религии
Ь . В Британской библиотеке в Лондоне есть рукопись,
автор которой связывает латинский устав ордена
Храма со статутами ордена Золотого РунаС.
Однако в конечном счете светские и военно-монашеские
ордены слились воедино. В новое время и современную
эпоху каждое государство, каждое княжество сочли сво-
а Boulton, D'Arcy lohathan Dacre. The knights of the Cгown: the
monaгchical oгdeгs of knighthood in lateг medieval Euгope, 1325-1520.
Woodbгidge: Boydell Pгess, 2000.
Ь Flori, lean. La chevaleгie еп Fгance аи Моуеп age. Paгis: PUF, 1995.
(Оие sais-je?) Р. 118-120.
с Cerrini, Simonetta. La tгadition manuscгite de 'а гegle du Temple //
А.Р.С. Р. 209.

 ΛΛΛ   

68 обращение к орденам святой земли 70 сито
истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси

сайт копирайтеров Евгений