Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Александр не хотел начать битву прямо с марша. После тяжелого перехода людям необходимо было дать отдых, и царь, уверенный, что персы не решатся покинуть облюбованное ими поле, приказал своим воинам располагаться на ночлег неподалеку от персидских позиций.

Македонские полководцы со страхом смотрели на огромную равнину, откуда, как шум волн, доносился смутный гул голосов. Правильные ряды персидских костров начинались совсем рядом и тянулись вдаль насколько хватало глаз. Устрашенные многочисленностью неприятельского войска, полководцы во главе с Парменионом умоляли Александра, если, уж он твердо решился дать здесь сражение, не дожидатьт ся утра, а воспользоваться темнотой, которая скроет малочисленность македонян. «Я не краду побед!» — отвечал Александр и, отпустив приближенных, заснул крепким сном.

Сражение началось утром. Александр опасался окружения и поэтому построил свои войска в две линии. В случае обхода вторая линия должна была повернуться назад, чтобы македоняне могли сражаться на два фронта. Расчет царя оказался правильным. Уже в начале сражения великолепная конница персов стала теснить левое крыло македонского войска, которым командовал ПармеНион. Пользуясь тем, что фронт персов был значительно шире македонского, часть всадников обошла Пармениона и появилась в тылу, близ македонского обоза. Казалось, обоз вот-вот попадет в руки врага. Парменион слал к царю гонца за гонцом с просьбой прислать подкрепление.

В этой битве особенно ярко проявилась любовь Александра к риску: нависшая угроза заставила бы более осторожного полководца направить часть сил на помощь Пармениону — без обоза македонская ар-1 мня не смогла бы продержаться во вражеской стране. Но Александр не хотел отвлекать ни одного воина от задуманного им решающего удара. «Сейчас не время думать об обозе,—отвечал он Парменнону.— Если мы погибнем, обоз нам не понадобится; если победим, тем более нечего бояться. Вместо своего обоза захватим неприятельский».

С этими словами Александр, приказал подать свои доспехи и стал готовиться к бою. Поверх плотной шерстяной рубахи царь надел двойной холщевый панцирь, захваченный им при Иссе. Шлем Александра был железный, но тонкой работы, и сиял, словно был сделан из серебра. К шлему был прикреплен металлический воротник, украшенный драгоценными камнями. Но самым ценным в вооружении царя был меч замечательной закалки и легкости.

К царю подвели Буцефала. Обычно Александр пользовался другими конями, так как Буцефал был уже стар силы его надо было щадить. Но когда предстоял бой, Александр всегда садился на своего любимого коня. Едва Александр вскочил на Буцефала, как началось наступление левого крыла персидской армии. Отделившись от общей массы персов, персидские всадники начали обходить позицию, где стоял Александр. Это передвижение создало просвет в рядах противника, и Александр немедленно бросил все свои силы в образовавшуюся брешь. Ворвавшись в расположение персов, Александр увидел персидского царя. Дарий стоял на высокой колеснице, окруженный множеством телохранителей, рослых как на подбор всадников в блестящем вооружении. В бешеном натиске Александр и его отряд устремились в ряды телохранителей. Многие из них бросились бежать, но самые храбрые отчаянно сопротивлялись. На глазах у растерявшегося персидского царя македоняне сталкивали их копьями с коней и добивали мечами. Свалка была такая, что Дарию не удалось даже повернуть колесницу, так как трупы лежали под самыми колесами. Казалось, еще немного — и сражавшийся в первых рядах Александр сможет достать Дария мечом. Смертельный ужас охватил царя, и, вскочив на коня одного из телохранителей, он трусливо ускакал с поля сражения.

Заметив исчезновение главнокомандующего, персы стали искать спасения в бегстве. На правом фланге и в центре македоняне одержали полную победу. Однако на левом фланге положение Пармениона оставалось трудным. Александру пришлось отложить преследование Дария и начать переброску войск на левый фланг, но не успели еще все войска туда переправиться, как персы стали отступать и на этом участке.

Битва при Гавгамелах окончательно сокрушила могущество персов. Теперь у Александра не было больше серьезных противников, и хотя восточные провинции Персидского государства готовились еще к сопротивлению, македонский завоеватель мог уже провозгласить себя царем всей Азии. Многие персидские вельможи шили заявить Александру о своей покорности, и царь охотно утверждал их правителями тех областей, которыми они управляли раньше.

Прежде чем преследовать бежавшего с небольшим отрядом на восток Дария, Александр решил воспользоваться плодами своей победы. Первым делом Александр занял оставшиеся без всякого прикрытия главные города Персидского царства. Македонские войска вошли в величайший город Востока — Вавилон, о сказочных богатствах которого столько писали греческие путешественники. Здесь македонская армия остановилась на отдых, 'чтобы набраться сил перед новыми тяжелыми испытаниями

Затем македоняне заняли Сузы — летнюю резиденцию персидских царей. Отсюда горными проходами в самом конце 331 г. до н. э. войско Александра направилось к древней столице Персеполю, где находились царский дворец и гробницы предшественников Дария. В подвалах дворца столетиями накапливались богатства, отбиравшиеся персами у покоренных народов. Все эти сокровища;. достались Александру. Только чеканной монеты в этом дворце, а также в Сузах македоняне захватили несколько тысяч тонн. Чтобы вывезти все эти ценности, потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Безудержная расточительность Александра приняла теперь исключительные размеры.

Когда из дворца вывозили персидское золото, царь заметил неизвестного ему воина, шатавшегося под тяжестью своей ноши. Желая поощрить его усердие, Александр закричал ему: «Ноша покажется тебе легче, если ты потащишь ее не на телегу, а к себе в палатку!» С этими словами он приказал передать воину в собственность все золото, которое тот нес.

Стремление унизить персов толкнуло Александра на поступок, который бросил тень на его имя и славу победителя. Под предлогом мести за сожжение Афин и разрушение греческих храмов во время похода Ксеркса Александр разрушил Персепольский дворец — замечательный памятник персидской архитектуры. Не известно, было ли это сознательным и обдуманным варварством, или же, подстрекаемый своими сотрапезниками, ненавидевшими персов, царь поддался минутному порыву. Как рассказывают очевидцы, сам Александр с венком на голове поднес ко дворцу зажженный факел. С криками радости двигалась за ним толпа македонян и греков. Огонь охватил роскошные залы, в которых хранились созданные трудом многих поколений сокровища искусства. Через несколько часов от самого красивого здания персидской столицы остались только пепел и груда развалин. Что значили произведения искусства и даже человеческая жизнь для Александра, разрушившего державу «Великого царя» и занявшего его престол? Жестокость и пренебрежение к людям свили теперь прочное гнездо в душе всемогущего владыки.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Зато сочинители комедий издевались над необыкновенно большой головой перикла
Заговорщики схвачены
Гладиаторов держали под строгим надзором
чем все остальные государства
По его сигналу легкие греческие корабли устремились на врага

сайт копирайтеров Евгений