Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

исходя лишь из сознательного волевого усилия личности. В «Мраморном
фавне», где основу вновь составляла диалектика добра, зла и познания,
ощутимо сказались мрачные предчувствия, вызванные конфликтом Севе-
ра и Юга по вопросу о рабстве и предощущением надвигавшегося нацио-
нального кризиса, который в следующем году вылился в гражданскую
войну. Готорн, веривший в превосходство американской демократии, тя-
жело переживал этот кризис. Он не находил в себе сил для подлинной
творческой работы, и его последние произведения остались незавершен-
ными.

К трагическому воплощению конфликтов эпохи пришел в своем твор-
честве и Герман Мелвилл (1819—1891). Будущий писатель был вынуж-
ден рано оставить учение и зарабатывать себе на жизнь. Он сменил не-
сколько профессий, из которых наиболее плодотворной с точки зрения его '
творчества оказалась служба матросом на торговых и китобойных судах,
а также на военном фрегате. Она дала Мелвиллу большой фактический
материал и опыт, положенный им впоследствии в основу многих произ-
ведений.

Его первые книги— «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) —носят по пре-
имуществу приключенческий характер. Однако даже в ранних произведе-
ниях писатель обращался к вопросам, волновавшим его современников.
Так, описание жизни дикарей Полинезии и Южных морей, занимающее
важное место в структуре обеих книг, явно говорит о стремлении автора
разобраться в дилемме «цивилизация — естественное состояние», которая
играла существенную роль в системе взглядов романтиков. В романе
«Марди» (1849) Мелвилл уже выносит эти вопросы на передний план,
однако сложная повествовательная форма, основанная на аллегории, при-
водит к творческой неудаче писателя. В последовавших затем «Белом
бушлате» (1849) и «Редберне» (1850) Мелвилл как бы вновь возвраща-
ется к строго «документальной» манере, характерной для его первых по-
вестей. Но по существу эти романы представляют заметный шаг вперед:
тема социальной несправедливости и отчуждения личности, общефило-
софская проблематика имеют в них гораздо больший удельный вес. Эти
книги явились необходимой ступенькой перехода к величайшему творе-
нию Мелвилла — роману «Моби Дик» (1851).

«Моби Дик» необычайно сложен и по содержанию, и по композиции.
Он соединил в себе все повествовательные стихии, в которых работал
писатель: жанры морского, приключенческого, социального и философско-
го романа. В нем органически сочетаются документальная точность изоб-
ражения и символика. Характеризуя идейно-художественное своеобразие
романа, Ю. В. Ковалев писал: «Он не принадлежит ни к одному из этих
жанров, и в то же время — ко всем. Его невозможно расчленить, не
умертвив художественной ткани (...) Его синтетизм обладает монолит-
ностью, и элементы разных типов повествования спаяны в нем стилисти-
ческим единством» 7 .

В ходе повествования действие переносится из реального плана в сим-
волический — вместо обычной охоты на китов целью плавания становится
погоня за белым китом, олицетворяющим мировое зло. Образ главного
героя романа, капитана Ахава, несет на себе отпечаток полемики с

7 Ковалев Ю. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972, с. 183.

578

579

трансценденталистской концепцией личности. Созданный на основе ро-
мантической поэтики образ Ахава, при всем величии запечатленной в нем
свободной личности, ощутившей неисчерпаемость собственных сил, вы-
ражал неприятие Мелвиллом эмерсоновской доктрины. Вера в безгранич-
ность своих возможностей оказалась губительна как для самой личности,
так и для окружающих. В известной мере роман означал крушение ро-
мантического идеала одинокого героя, противопоставлявшего миру свою
волю.

Исходя из глубины философского осмысления действительности, не-
обычайного драматизма действия, выразительности образов, современные
исследователи относят «Моби Дик» к числу высших достижений амери-
канского романтизма и всей литературы США прошлого века. Но у со-
временников роман успеха не имел; выход неудачного в целом романа
«Пьер» (1852) не поправил дела. Через несколько лет Мелвилл опубли-
ковал исторический приключенческо-сатирический роман из эпохи Аме-
риканской революции «Израиль Поттер» (1855) и сборник новелл «Пове-
сти с веранды» (1856), но, несмотря на это, был вскоре совершенно
забыт.

В последующие годы писатель создал сатирический роман «Проходи-
мец» (1857), несколько стихотворных сборников, поэму «Кларел»
(1876), завершив свой творческий путь повестью «Билли Бадд» (1891),
которая была опубликована лишь в 1924 г. В ней Мелвилл вновь обра-
тился к проблеме добра и зла, естества, сердечной чистоты и испорчен-
ности, которую решил в трагическом ключе.

Несколько особняком стоит в американском романтизме творчество
Эдгара Аллана По (1809—1849). Если Торо, Готорн, Мелвилл, Эмерсон
продолжали традиции Новой Англии, то По представлял не получившую
сколько-нибудь заметного развития южную литературную традицию. Его
деятельность на литературном поприще была необычайно разнообразна:
По выступал как прозаик, поэт, критик, редактор и издатель.

Первой опубликованной им книгой был сборник стихов, выпущенный
в 1827 г. и переизданный два года спустя в несколько расширенном и
переработанном виде. Хотя у него были и предшественники среди сооте-
чественников—прежде всего У. К. Брайент (1794—1878), автор знаме-
нитого «Танатопсиса» (1817), и Дж. Г. Уитьер (1807—1878), тонкий
мастер пейзажей Новой Англии, непримиримый противник рабства, в те-
чение нескольких десятилетий принимавший активное участие в аболи-
ционистском движении,— По ориентировался главным образом на евро-
пейских романтиков (Байрон, Т. Мур и др.). Однако постепенно его го-
лос приобретал самостоятельность, достаточно заметную в его третьем
поэтическом сборнике (1831), куда вошли такие стихотворения, как
«К Елене» и «Израфель».

Окончательно поэтические принципы По сложились значительно поз-
же, но уже в этих стихах чувствовался повышенный интерес поэта к ме-
лодике стиха, музыкальным и звуковым образам. Среди основных моти-
вов его поэзии — идеал неземной красоты, его несовместимость с грубой
современной жизнью, его недостижимость и обреченность.

По рано уловил одну из основных трагедий века — трагедию отчуж-
дения, обостренную в Америке враждебностью буржуазного общества по
отношению к художнику. Поэт мучительно переживал это состояние, от-
разившееся в болезненном настрое многих его произведений.

В начале 30-х годов По обратился к жанру новеллы, в котором замет-
но сказалось влияние «готического романа». В мелодраматически на-
электризованной атмосфере его новелл («Береника», 1835; «Лигейя»,
1838; «Падение дома Ашеров», 1839) все отчетливее проявляется ощуще-
ние катастрофичности, которой грозит разрыв идеала и действительности.
Действие рассказов развивается между явью и сном, усиливая впечатле-
ние чудовищной фантастичности происходящего. Другая линия новелли-
стики По представлена такими рассказами, как «Убийство на улице Морг»
(1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), к которым
принято возводить начало детективного жанра в литературе.

В своей новеллистике, как и в поэзии, По не полагался на одно лишь
вдохновение. Им была разработана теория, получившая название теории
«единства эффекта». Он подробно изложил ее в статьях о Готорне, при-
надлежащих к числу лучших критических работ По. Она оказала благо-
творное влияние как на развитие его собственного творчества, так и на
дальнейшее развитие всего жанра.

40-е годы XIX в.— пора наивысшего взлета таланта По. В 1840 г.
выходит сборник его рассказов «Гротески и арабески», в 1845 г.— еще
один сборник новелл и сборник стихотворений. В стихотворениях «Ворон»
(1845) и «Аннабел Ли» (1849) и поэме «Колокола» (1849), пронизанных
отчаянием и безнадежностью, поэтическое мастерство По достигает со-
вершенства. В это время на долю поэта выпадают редкие минуты успе-
ха — вся Америка зачитывалась «Вороном». Но слава По была недол-
гой — он умер отверженным, собственной судьбой подтвердив справедли-
вость того, о чем писал. Возрождение интереса к его творчеству связано
с именем Ш. Бодлера, благодаря усилиям которого Но стал своего рода
предтечей французских «проклятых поэтов» — поэтов-символистов. Ин-
терес этот был подхвачен в других странах, способствовав утверждению
его посмертной репутации и на родине.

По был не единственным, хотя, несомненно, самым выдающимся
американским поэтом своего времени. Помимо упомянутых Брайента и
Уитьера, следует особо сказать о Г. У. Лонгфелло (1807—1882), слава
которого при жизни затмевала всех его современников. Меланхолическая
по тону, исполненная легкой грусти поэзия Лонгфелло развивала тради-
ционные романтические мотивы. Она отмечена скорее спокойной созер-
цательностью, нежели бурными порывами чувства, тяготеет к морализа-
торству и нередко сентиментальна.

Отдал он дань и увлечению фольклором, в чем также сказалась его
близость традициям немецких романтиков, оказавших наиболее сильное
влияние на его творчество. Самым плодотворным оказалось для него об-
ращение к поэтическому наследию американских индейцев, в результате
чего было создано одно из интереснейших произведений Лонгфелло —
«Песнь о Гайавате» (1855).

Лонгфелло не проявлял интереса к политике, и в его поэзии редко
звучали даже слабые отголоски современных политических сражений.
Исключение составил цикл стихов о рабстве (1841), получивших огром-
ный резонанс в Америке и сыгравших важную роль в распространении
антирабовладельческих настроений.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Колумбия
Естественно возникает в книге идея единства человечества
Материальные ресурсы мятежников
653 захарова м екатерина державин
Только за не делю англичане потеряли 14 судов

сайт копирайтеров Евгений