Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ческие черно-белые копии являются почти единственными примерами
проникновения европейского искусства на Американский континент.
И они только косвенно могли повлиять на формирование художественно-
го образа в американской живописи колониального периода. Противоре-
чие между тем, что было в действительности (портретируемый, его лич-
ность), и композиционными деталями, заимствованными с гравюр (ак-
сессуары и т. д.), заметно ощущалось во многих работах американских
примитивов.

В Массачусетсе был создан «Портрет доктора Филомена Трейси» (кол-
лекция Гарбичей, Мэриленд) — одно из лучших произведений колониаль-
ного периода. Портреты американских живописцев всегда конкретны. Ад-
вокат изображался со сводом законов, купец — с расчетной книгой, ка-
питан — с морским биноклем, врач — считающим пульс больной. Вероятно,
это шло от традиции средневековой персональной атрибуции. Этот порт-
рет, как, впрочем, и остальные, заключал в себе типично американское
понимание цвета. Американские художники предпочитали цвет чистый,
несмешанный. Колористическое решение картины основывается на взаи-
модействии больших плоскостей двух-трех цветов. При этом гармония
основана не на мягкости тонов, а на их звучности, резкости, на неожи-
данности сочетаний. Американские живописцы обладали особым чувством
цвета, линии текстуры. Их декоративное дарование не было вскормлено
старыми европейскими мастерами.

Сохранилось мало имен художников того времени. Среди бостонских
мастеров был известен Джозеф Бэджер (1708—1765). Одно из известных
его произведений — «Портрет Джеймс Бэджер» (1760, Метрополитен му-
зей, Нью-Йорк), внучки художника, написанный в рост, с птицей в левой
руке и веткой ягод в правой. Примитивисты редко обращались к изобра-
жению природы. Бэджер не только свободно написал деревья, но и стре-
мился достичь внутреннего слияния модели и пейзажа.

Среди коллекции американских примитивов есть несколько образцов
групповых портретов («Семья Сарджента», Национальная галерея ис-
кусств, Вашингтон).

Художественное мышление переселенцев достаточно специфично,
и само искусство дает образцы особенностей этого мышления и этой фи-
лософии. Проза жизни породила и прозаическое, строгое решение обра-
зов, не встречавшееся в произведениях европейских живописцев. Рели-
гиозные сюжеты, фантастические сцены, пейзажи как самостоятельный
жанр на протяжении всего XVIII столетия встречались крайне редко.
Художники шли от реальной жизни, почти ни в чем не стараясь ее при-
украсить.

Родилось искусство, в чем-то идущее от европейских образцов, но не-
сущее в себе черты, ставшие впоследствии отличительной особенностью
американского искусства. Живопись американских примитивистов необыч-
на и, возможно, не всегда легка для понимания. Одни видят в них на-
ивность, другие — провинциальное подражание европейскому искусству.
Но правда находится между этими двумя противоположными точками
зрения. Рассмотренные нами произведения помогают составить представ-
ление о реализме американского художника-примитивиста: это искусст-
во, отмеченное восприимчивостью и независимостью и одновременно да-
лекое от интеллектуальной сложности. При этом важно подчеркнуть сле-
дующее. У самых разных художников чувствуется единство в подходе к


584

IV . НАУКА И КУЛЬТУРА

образу. Дело не только в интересе к личности портретируемого, но
прежде всего в акцентировке его определенных черт. С портретов амери-
канских лимнеров предстают люди, отличавшиеся удивительной цель-
ностью восприятия действительности. Глубокий смысл мира таится внут-
ри, в силу этого он лишен картинного великолепия, архитектурной пыш-
ности.

В то же время в колониях работали и приезжие художники. В твор-
честве, например, английских профессиональных живописцев Джозефа
Блэкберна (период работы в Новой Англии 1752-1763 гг.) или Джона
Уолстона (1749-1767 гг.) прослеживается английский придворный ро-
кальный стиль. Сухие и поверхностные по живописи работы, вычурные и
жеманные образы портретируемых резко отличались от живописи амери-
канских лимнеров, а само решение образов не получило дальнейшего раз-
вития в колониальном искусстве. Привнесенная культура господствовав-
ших классов Англии, Франции, Нидерландов, Испании не могла найти
адекватного воплощения в американской живописи.

Это полностью подтверждает творчество первого крупного профессио-
нального американского художника Джона Синглтона Копли (1738—
1815). В его произведениях заметен переход от плоскостности американ-
ских примитивов к полному овладению системой станковой живописи.
Талант Копли сформировался не только под влиянием виденных им гра-
вюр с произведений Тициана и Ван Дейка, но и под воздействием худо-
жественной среды, уже существовавшей в американских колониях. В та-
ких портретах художника, как «Мальчик с белкой» (картина была посла-
на в 1765 г. в Общество художественных выставок в Лондон и заслужи-
ла высокую оценку Рейнольдса), «Натаниэл Хард» (около 1766, музей
Кливленда), «Миссис Томас Бойлстон» (1766, Гарвардский университет),
чувствуется свободное живописное мастерство, позволившее американ-
ским ученым называть Копли вовоанглийским Вермеером. В живописи
Копли появилась предельная конкретность восприятия самой материи ве-
щей, их трехмерной пространственной природы, их осязаемой фактурно-
сти. Особое внимание живописец уделял характеристике лица и рук пор-
третируемого, выделяя их светом.

В 1768—1770 гг. художником был создан портрет поборника незави-
симости Пола Ривира, известного ювелирного мастера в Бостоне. Копли
изображает Ривира за работой, рядом — его инструменты, он в рабочей
одежде, в руках им самим сделанный чайник. Вот человек, отвергший
аристократическую традицию презрения к труду и гордый от возможно-
сти быть самим собой. «Портрет Пола Ривира» (Музей изящных ис- '
кусств, Бостон) может рассматриваться как предвестник Декларации не-
зависимости в американской живописи. Герои Копли смотрят на нас со
своих портретов весело, открыто и значительно, с верой в себя. Внутрен-
ний процесс преобразования колониста в американца, вызванный обостре-
нием борьбы колоний за независимость, навсегда запечатлен в своеобра-
зии чисто американских типов, созданных Дж. С. Копли. (Стремление к
европейской известности, а также семейные причины побудили Копли
навсегда уехать из Америки.)

Революция и Декларация независимости способствовали быстрому
профессиональному росту, американского искусства. Воплотить достоин-
ство личности, ее характер, героизм стало главным стремлением нового
поколения художников, воспевавших гордость и независимость американ-

ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИ ТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

цев. В какой-то степени эта задача, как отмечалось, решалась и в портре
тах лимнеров. Таким образом, ко времени формирования государства
искусство продолжало развиваться па основе уже собственных традиций
В «Письмах американского фермера» Кревекера (французский дворя-
нин, с 1759 г. живший в провинции Нью-Йорк) содержатся ценные для
нас впечатления современника, основанные на долгом и непосредственном
изучении колониальной действительности. В 1781 г. Кревекер писал:

 

Джон С. Копли.
Автопортрет художника с семьей. около 1780 г.

«Американец - это тот, кто, оставив позади свои прежние воззрения и
обычаи, приобретает другие, обусловленные новым воспринятым образом
жизни, новым правительством, которому он подчиняется, новым обще-
ственным положением, которое он занимает теперь» 9 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Болховитинов Н. История США истории 13 правительства
Когда правительство адамса опубликовало документы о переговорах в париже
Недовольные спасались бегством из колонии
Ибо без деятель ности комитетов безопасности
Левитас и краснов констебль

сайт копирайтеров Евгений