Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Разложение античного города-государства привело к кризису и
идеологию его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и
рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности кол-
лективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность.
Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в
римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеоло-
гия и религия.

РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ III-I ВВ. ДО Н.Э.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную
роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли
непонятные им явления природы и общественной жизни.

Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и
к концу республиканского периода прошла длительный путь развития.
В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных
религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо-
бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич-
ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека
материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным
понятиям и даже отдельным действиям человека.

Длительное сохранение анимистических представлений тормозило
развитие антропоморфного взгляда на богов, т.е. представление
божества в виде человеческого образа.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свой-
ственных идеологии города-государства, в религии долгое время со-
хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась
под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой
культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом
был отец семейства.

О благополучении дома заботились пенаты-божества кладовой
и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяй-
ства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа -
покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юно-
ной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со
смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемей-
ным божеством и почитался всеми домашними.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно
заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их
похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на
могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие
предки считались богами покровителями - манами. Но если об умер-
ших не заботились их потомки, они преследовали живущих, стано-

вились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был од-
ним из важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Из родовых и семейных культов развился государственный культ
богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня.
Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллек-
тива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный
огонь олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные
стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский
бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охрани-
тель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера
считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и
плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы -
бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом
земледельческих богов связаны многие религиозные празднества

римлян.

Представления о богах, первоначально как о безликих и абст-
рактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. рим-
ляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На
формирование римского пантеона оказала большое влияние этрус-
ская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юно-
gy _ этрусскую Уни, Минерву - этрусскую Менрву, возможно бога
Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему
^гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Ка-
питолии был построен по этрусскому образцу.

Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное
влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили
с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был
отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона
с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди рим-
ских многочисленных богов выделились под влиянием греческих
религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер -
бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богцня
мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и пло-
дородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня
растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покрови-
II. тельница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов,
1^ покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня

луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-
ражавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого на-
чала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины
^ в почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божествен-
>вую троицу Цереру, Либеру-Прозерпину-богиню растительности и
преисподней и Либера - бога вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав
принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых

2о3

ПЛАН Г. РИМА 1-IVBB. Н.Э.

Крепость Капитолия и храм 14 Большой цирк
Юноны

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проникая в завоеванные провинции
Римская история хозяйстве сочинений
Бокщанин А., Кузищин В. История Древнего Рима истории античности 11 германия
Низов провинциального населения было широкое распространение по всей империи новых религиозных учений
Римляне отда вали себе отчет в том

сайт копирайтеров Евгений