Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Бисенбаев А. Другая Центральная Азия

Глава I. Центральная Азия: единство в многообразии

Глава II. Мировая торговля и Центральная Азия

Глава III. Кочевая цивилизация

Глава IV. Государство кочевников

Глава V. Воинственные кочевники и земледельцы

Глава VI. Особенности взаимного притяжения народов

Глава VII. Подданство или присоединение: взаимное непонимание

Глава VIII. Вера и время

Глава IX. Центральноазиатский феномен фольк-хистори

Глава X. Традиционализм и реформа

Глава XI. Модернизация или соревнование цивилизаций

ГЛАВА XII. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Центральная Азия в последние годы рассматривается как объект воздействия самых различных сил. Здесь проходила большая игра Великобритании и России, здесь был опорный пункт влияния Советского Союза на страны третьего мира, здесь столкнулись интересы Турции и Ирана в борьбе за светский или фундаментальный путь развития государств региона. Сегодня Великая шахматная игра продолжается.

Но разве можно забывать о том, что Центральная Азия сама по себе являлась активным участником мировой истории. На этой территории зарождались истоки мировых религий, начинались великие переселения народов, создавались огромные империи, действовали известные мыслители и воины. Регион сам по себе является не только местом встречи цивилизаций, но и оригинальной цивилизацией, имеющей собственную историю, традиции, и, надеюсь, свое будущее.

Великое давнее прошлое и недавнее забвение под эгидой тоталитарной системы, новое пробуждение к самостоятельному существованию означают, что конец истории для Центральной Азии все еще не наступил, пришла пора ответить на новые вызовы Времени.

Возможность прогресса или прозябание в застое сегодня составляет основной вопрос для государств Центральной Азии. Большинство скептиков указывает на длительность пребывания народов региона в условиях колониализма и тоталитаризма, существование традиций, далеких от демократии. Оптимизмом считаются упования части исследователей на хирургические возможности просвещенного авторитаризма, способного, как они считают, вывести народы в общемировое русло цивилизационного потока.

Многочисленные последователи оптимистических научных построений продолжают упорно верить в магическую силу прогресса, который также как и невидимая рука рынка, решает все проблемы. Но при этом забывают о том, что вера в прогресс "относится только к небольшой части письменной истории" человечества, которое в самых различных философских системах двигалось от золотого века к закату цивилизации.

Оптимисты и пессимисты все-таки говорят о конечной победе прогресса. Но разве достаточно надежды на предопределенность, если активно внедряемая "простая вера в прогресс является убеждением не силы, а покорности и, следовательно, слабости" [1].

Первым шагом на пути преодоления этой слабости является мобилизация собственных сил и возможностей, основанная на знании самого себя, понимании своего прошлого, правильной оценки настоящего и перспектив будущего.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Винер Н. Человек управляющий. СПб. 2001. с.43.

Об авторе: Асылбек Бисенбаев. Кандидат исторических наук (1984 г.), доцент (1988 г.). Закончил исторический факультет Карагандинского государственного университета (1978 г.), аспирантуру Института истории, археологии этнографии имени Ч. Валиханова АН КазССР (1984 г). Преподавал, заведовал кафедрой в политехническом и медицинском институтах г. Караганды. С 1990 г. заведующий отделом методологии истории и историографии Института истории и этнологии АН РК. С 1992 г. – референт, заведующий сектором, заместитель, первый заместитель руководителя Аналитического центра Администрации Президента РК. Возглавлял Либеральное движение Казахстана. С октября 1998 г. по декабрь 2001 г. – Пресс-секретарь Президента Республики Казахстан.

Автор более двухсот научных публикаций. В течение нескольких лет вел аналитическую программу на канале агентства «Хабар». Автор сценариев, консультант и продюсер документальных фильмов и телевизионных проектов.

"Над Средней Азией висела до сих пор

какая-то таинственная завеса".

(Чокан Валиханов. Очерки Джунгарии)

В течение длительного времени цивилизационное единство народов Центральной Азии стало общим местом в большинстве научных трудов и политических оценок. Практически все современные лидеры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, особенно во время региональных саммитов, подчеркивают общность истории и языков, происхождения и традиций, культуры и экономики. Основной тенденцией, отвечающей духу времени, многочисленные авторы считают интеграцию, в том числе и в Центральной Азии. Более того, само определение места Центральной Азии в мировой истории несет в себе политический подтекст. В частности, совсем недавно фактически все лидеры государств Центральной Азии называли свои страны "мостом между Западом и Востоком". И это местоположение должно было указывать на возможность универсального восприятия достижений обеих частей света.

Ещё совсем недавно история Центральной (тогда - Средней) Азии рассматривалась как неотъемлемая часть истории СССР. Теперь пришло осознание того, что все-таки достаточно "оснований для рассмотрения Центральной Азии как типа локальной цивилизации" [2]. Более того, коллектив кыргызских ученых сделал вывод о том, что "Центральная Азия относится в большей степени к Востоку", но все-таки "сумела выработать собственное цивилизационное пространство" [3]. Авторы считают, что центральноазиатская цивилизация вобрала в себя две составляющие - цивилизации кочевников и оседлых земледельцев [4]. При этом центрально-азиатский регион является частью исламской цивилизации.

Это признание является прогрессивным шагом. Признание особенностей - важная часть самооценки. Но нужно идти дальше, так как остановка на отдельном этапе исследования, вскрытие только первичного слоя идеологических мифов ведет к новому застою.

 ΛΛΛ     >>>   

Городской цивилизации
Самаркандские таджики недовольны тем
Главным для них было желание именно реформировать союз республик
Общая численность молодежи
Но отсутствие несомненно признаваемого в качестве правителей рода сыграло в определенной мере
Лаврецкий И. Эрнесто Че Гевара истории

сайт копирайтеров Евгений