Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Бергер Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас»

(Амбруаз Паре о причинах врождённых аномалий)

Впервые напечатано: Средние века № 65, с. 147-165. – М., 2004

«Знамения последних времен, все предрекает близкий и ужасный конец» - в таких терминах историография характеризует психологический климат Франции эпохи религиозных войн. Признаки грядущего конца времен усматривались в самых разнообразных природных явлениях . Любое отклонение от обыкновенного положения вещей, будь то пожар, комета, необычная конъюнкция планет, понимались как знак скорой катастрофы. Традиционно одним из пророчеств грядущей гибели мира считалось и рождение монстров. Предметом настоящей статьи является трактат о врожденных патологиях, написанный знаменитым французским хирургом Амбруазом Паре. Специфика этой работы позволяет задаться вопросом: каково мировоззрение врача в обезумевшем мире религиозных войн и какой отпечаток накладывает его профессия на восприятие проблем эпохи.

В 70-е годы в западной литературе появилось большое количество работ, посвященных средневековым описаниям чудовищ. Действительно, интерес к монстрам весьма характерен для средневековья, хотя берет начало еще в античности, прежде всего в трактатах Аристотеля и Плиния Старшего. Географические сочинения, начиная с Геродота, населяли чудовищами окраины мира. Монстры описывались как зверообразные, так и антропоморфные. Монстры в средневековой традиции понимались как некий культурный код или символический ряд, подлежащий прочтению. Их рассматривали как предсказания, как наказания за грехи, вводили в теологический и политический контекст. Рождение уродов, безусловно, связывалось современниками с войнами и природными катаклизмами – и как предзнаменование, и как последствие. В XVI в. интерес к монстрам не только не угас, но и приобрел новые аспекты. О смысле существования чудовищ задумывались и Монтень, и Фр.Бэкон, и Джон Нокс. Задавались вопросами о связи чудовищной внешности и чудовищного поведения. Но как это ни странно, в меньшей степени чудовищами интересовались врачи . Для меня принципиально важно, что эта проблема стала предметом изучения хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф.Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса.

Амбруаз Паре – имя в истории медицины хрестоматийное. Придворный хирург четырех французских королей, создатель новой хирургии, он был в высшей степени врачевателем, считая своей главной задачей облегчение человеческих страданий. В литературе о нем традиционно отзываются как о враче, "принадлежавшем не столько культуре, сколько практике" . Его жизнь была посвящена тому, чтобы возвести ремесло хирурга в статус врачебной науки. По-видимому, и в самом деле он был велик в первую очередь не в словах, но в тяжелом, ежедневном ручном труде, и оставленные им трактаты по медицине дают далеко не полное представление о масштабе его личности. Все же оставленное им письменное наследие вызывает немалый интерес.

В середине 70-х годов XVI века Паре приступил к изданию общего свода своих работ, в который вошел и трактат "О монстрах". Это издание было посвящено Генриху III и имело цель поставить хирургию в ряд медицинских наук, вызвав тем самым крайне резкую негативную реакцию со стороны медицинского факультета. Для данной статьи было использовано 2-е издание, вышедшее в свет в 1579 г. Кроме этого, был использован комментированный перевод, выполненный американской исследовательницей Дж.Паллистер по первому изданию.

К изучению монстров Паре также пришел чисто медицинским путем: его трактат «О монстрах и чудесах» стал продолжением трактата «О рождении», посвященного родовспоможению. Этот факт сам по себе ставит проблему уродов в медицинский контекст. Впервые трактат был опубликован в 1573 г. вместе с трудом "О рождении" (2 книги по хирургии) под заглавием "О монстрах, как земных, так и водных" " De monstres tant terrestres que marins , avec leurs portraits ". В предисловии указано, что книга предназначается для молодых студентов хирургии, а не для ученых докторов. Иллюстрации частично выполнены самим Паре, другие взяты из трактатов его предшественников. Трактат был посвящен герцогу д"Юзес, предложившему автору изложить письменно содержание их устных бесед.

В трактате "О монстрах" Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые его как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления, от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес - природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др. Книга получилась внутренне противоречивой именно потому, что в ней нашли отражение отголоски самых разных традиций и теорий, причем не только медицинских. Трактат, если можно так выразиться, поет на разные голоса. Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология. Дж.Паллистер отмечает, что трактат делится на четыре части (человеческие и животные чудовища, как физические, так и моральные; летающие, земные, небесные) в соответствии с учением о четырех элементах. Но это не совсем точно: Паре ломает классическую средневековую классификацию по четырем элементам, убирая стихию огня (саламандра) и заменяет ее на «небесных чудовищ», т.е. кометы и пр. Все же основное место в трактате занимает феномен врожденных патологий.

Разумеется, Паре явно не первый среди врачей заинтересовался этой темой: из текста самого трактата явствует, что у него были корреспонденты среди коллег, которые, как и он сам, фиксировали факт аномальных рождений, пытались сохранить наиболее необычные экземпляры. На эту тему врачи вели активную переписку. Вести об удивительных рождениях приходили к нему со всей Франции, из Италии, Германии, Швейцарии, Польши. У самого Паре была целая кунсткамера: особый «кабинет», где он «хранил для памяти чудовищные вещи» (гл. 15) (В этом «кабинете», например, среди прочего хранился скелет тукана, привезенный из Нового света).

Факт рождения уродов интересовал отнюдь не только врачей и даже не в первую очередь их. Сам Паре в качестве одного из основных источников ссылается на Ликосфена – швейцарского гуманиста, своего современника, подлинное имя которого – Теобальд Вольфхарт (1518-1561), его книга о монстрах вышла в Базеле в 1557 г. . Значительная часть иллюстраций также взята Паре из трактата Ликосфена.

Сопоставление текста Паре с текстом его предшественника позволяет прийти к следующим выводам. У Ликосфена это именно "Хроника": перечисление по годам всевозможных катастроф и природных катаклизмов: солнечных затмений, комет, потопов и пожаров; в этом списке фигурирует и рождение монстров. Перечень источников, использованных Ликосфеном, занимает несколько страниц; среди них и Священное писание, и античные авторы (Гиппократ, Аристотель, Диодор, Дион Кассий), и средневековые (Беда Почтенный), и Петрарка, и Флавио Бьондо. На первых страницах труда является двуликий Янус -самый ранний известный автору монстр. Иногда автор отмечает факт рождения монстра и никак не комментирует его, но во многих случаях рождение монстров понимается Ликосфеном как предзнаменование грядущих катастроф. (Так, в 1105 году появление множества уродов было знаком начала большой войны : не только родились двухголовые младенцы, но куры и другие домашние птицы внезапно одичали и сбежали в леса).

На первый взгляд и Паре остается в рамках той же традиции. Чудовищами ( monstres ) он называет тех, кто появляется на свет вопреки природе ( outre le cours de nature ) и чаще всего несет знаки какого-нибудь грядущего несчастья, например ребенок, родившийся с одной рукой или с двумя головами, или подобное. Чудеса ( prodiges )– это вещи противоестественные, такие как женщина, родившая змею или собаку. Но при кажущемся внешнем сходстве подход Паре к данной проблеме существенно иной.

В отличие от "Хроники чудес" Ликосфена, трактат Паре структурно выполнен именно как медицинский: его краеугольным камнем является вопрос о причинах рождения монстров, а не об их символике. Автор интересуется не хронологической последовательностью появления монстров, но их классификацией. Ж.Сеар справедливо отмечает, что Паре, хотя и называет монстров знаками грядущих несчастий, не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13. Это слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы . Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии. Историки медицины (напр., Дж.Паллистер) предпринимали попытки идентифицировать все эти поражения и врожденные аномалии с точки зрения современной медицины. По-видимому, это не всегда продуктивный путь: при всей своей наблюдательности Паре не всегда шел путем натуралиста Нового времени, верящего только своим глазам. Интересно, что именно трактат "О монстрах" упоминает Марк Блок, приводя примеры эволюции восприятия: " Хвост кометы, которую наблюдал великий Амбруаз Паре, вероятно, нисколько не отличался от тех, что движутся по нашим небесам. Паре, однако, чудилось, что он видит там щиты со странными гербами. Предрассудок одержал верх над обычной точностью глаза, и его свидетельство… говорит нам не о том, что он наблюдал в действительности, а о том, что в его время считалось естественным видеть" . Все же наиболее часто встречающиеся случаи поддаются идентификации - это сиамские близнецы (причина, по Паре - чрезмерное количество семени при зачатии), гермафродиты (рождающиеся вследствие "смешения семени" - см. ниже), кожные болезни (происходящие от "воображения" беременной женщины).

Сам по себе этот каузальный ряд имеет отклики во многих культурных традициях. Видно, что среди факторов, ведущих к рождению уродов, есть теологические, демонологические, есть и такие, которые вполне будут одобрены (или, по крайней мере, рассмотрены) современной медициной: тугая шнуровка при беременности, некоторые позы и положения тела (гл. 11)– если женщина во время беременности сидит, скрестив ноги, как часто делают портнихи, или на коленях, как вышивальщицы ковров, или слишком сжимают живот. Среди причин врожденных аномалий Паре известен малый размер матки (гл. 10), травмы беременной (гл. 12) и даже наследственные болезни (гл. 13): "От горбатого рождается горбатый, от кривобокого – кривобокий, от людей маленького роста родятся карлики, причем без всяких других дефектов. От дураков ( fol ) редко родятся мудрые, от прокаженных родятся прокаженные, как всем известно. Так бывает не всегда, но чаще всего".

Лишь первые две причины появления монстров в списке Паре можно отнести к разряду собственно теологических. Так, называя причиной появления монстров "славу Господню", Паре цитирует стих Писания о слепорожденном: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божьи" (Иоанн, 9,3). Этот стих Писания дает возможность дистанцироваться от объяснения рождения монстра исключительно индивидуальной греховностью. Этот пример из Писания остается единственным .

Вторая теологическая причина - гнев Господень - рассматривается более подробно. Это единственный разряд монстров, появление которых, согласно Паре, всегда знаменует грядущие несчастья. Более того, таких примеров у Паре очень мало; все они взяты из Ликосфена . ( В Италии в1254 г. во время войны между флорентийцами и пизанцами видели жеребенка с человеческой головой. Когда папа Юлий II причинил бедствия Италии, воюя с Людовиком XII , в 1512 г. в городе, где была битва, родился монстр с рогом на голове, двумя крыльями, одной ногой, покрытой чешуей, и с глазом на колене (гл.2). К этому разряду Паре относит уродства наиболее ужасающие: младенец с собачьей мордой или птичьей головой, с четырьмя рогами на голове, особыми знаками на лице. Гнев божий проявился из-за того, что родители совокуплялись, как дикие звери, не соблюдая ни времени, ни законов Бога и природы.

В трактате Паре весьма заметное место занимают отзвуки античных медицинских и философских теорий. Так, он разделяет мнение Аристотеля, что от слишком большого или слишком малого количества семени при зачатии рождаются сиамские близнецы, а также бывают случаи недоразвития, гермафродитизма, чрезмерное количество близнецов и другие аномалии.

Паре напоминает, что от чрезмерного количества семени при зачатии, по словам Гиппократа, рождаются дети с лишними органами: с двумя головами, с четырьмя руками, шестипалые. Если семени мало, говорит Августин, рождаются однорукие дети или у них совсем не будет кистей или ступней. В ряду монстров, рожденных из-за малого количества семени, фигурирует даже человек без головы, с лицом, помещенным в область грудной клетки. Впрочем, существование такого монстра Паре не считает полностью доказанным: доктор Режан на медицинском факультете Парижского университета «заверял меня, что видел это» (гл. 8).

От чрезмерного количества семени при зачатии, по словам Паре, могут появиться на свет и несколько детей одновременно (гл. 33) . Аристотель утверждает, что женщина не может родить одновременно больше пяти детей. Абул-Касис повествует о рождении семерых. Плиний пишет о случае на Пелопоннесе, когда женщина рожала четыре раза, каждый раз по пять детей, причем большинство из них выжило. Ж.Делешан во «Французской хирургии» описывает рождение семерых детей одновременно, из них четверо были крещены. Паре указывает имя и место жительства женщины, которая в первый год после свадьбы родила двойню, во второй год – тройню, в третий год – четверых, далее, соответственно, пятерых и шестерых детей и в последних родах умерла. В Бофоре женщина родила ребенка, а через 8 или 10 дней – второго, его пришлось вынимать из чрева, при этом она умерла.

В античной и средневековой традиции рождение нескольких детей одновременно объяснялось тем, что женская матка состоит из семи полостей: три справа для мальчиков, три слева для девочек и одна в середине для гермафродитов. Паре решительно опровергает это традиционное представление: так считают лишь те, кто не знают анатомии! Правда, Паре изучал только анатомию человека, поэтому он вслед за Гиппократом считает, что у женщин в матке только одна полость, а у самок животных (собаки, свиньи) несколько ячеек, поэтому они приносят несколько детенышей .

 ΛΛΛ     >>>   

Рождение одновременно 9 детей
Что же способны сотворить демоны
Бердинских В. Крестьянская цивилизация в России истории России

сайт копирайтеров Евгений