Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. Из истории подделки денежных знаков

Предисловие

Античные фальшивомонетчики

Грехи Филиппа Красивого

Фальшивомонетчики крупные и помельче

Международные фальшивомонетчики

Аферы вокруг коллекций

Совсем большой приз

Черный принц

Афера вокруг червонцев

Фунты стерлингов из Заксенхаузена

Дорожные чеки паломников в Палестину

Утраченный гений: дело Боярского

Скандал в Карлсруэ


Пер. с нем. — М.: Междунар. отношения, 1990. — 224 с.

Научно-художественное издание
Гюнтер Вермуш Аферы с фальшивыми деньгами. Из истории подделки денежных знаков: Пер. с нем. — М.: Междунар. отношения, 1990. — 224 с.
ISBN 5-7133-0233-4

Г. Вермуш — популярный в ГДР писатель, с которым советские читатели знакомы по книгам «Алмазы в мировой истории и истории об алмазах» («Международные отношения», 1988 г.), «Серебро. Из истории благородного металла» («Прогресс», 1989 г.).
В настоящей работе автор в увлекательной форме рассказывает об истории подделки денег начиная с античных времен и до наших дней, описывает наиболее интересные случаи фальсификации денежных знаков и наиболее громкие аферы «прославленных» фальшивомонетчиков. Для широкого круга читателей.

ББК 65.5

Сколько же ног ступало по плите белого мрамора с тех пор, как строители уложили ее в основание лестницы одной из вилл в античном полисе Дима?

Слова, выгравированные на этой плите, почти исчез нувшие на ее краях, заинтересовали исследователей лишь в 1878 году, когда материал на эту тему был опубликован в одном из археологических журналов.

Дима, расположенный на северо-западе Пелопоннес ского полуострова, на берегу сегодняшнего Патрасского залива, в свое время был цветущим портовым городом и крупным центром земледелия. Он принадлежал к четырем городам-государствам, образовавшим Ахейский союз (280—146 гг. до н. э.) — военно-политическую коалицию, направленную против македонских притязаний на господство в регионе.

Трагедия, о которой повествует полустертая време нем надпись, по-видимому, произошла во времена суще ствования названного союза. Речь идет о смертном при говоре шести фальшивомонетчикам:

«Жрец Филоклес, писец Дамокритос и первый со ветник Клеон от имени города приговорили к смерти: Дракиона, он же Анти (...) или как бы он еще себя ни называл, далее... (...) тиса, кузнеца по золоту; затем (...) аниоса, он же Панталеион и как бы он еще себя ни называл, и, наконец, Мошолаоса, сына Мошолаоса за то, что они посягнули на священное имущество и чеканили медные деньги.

При первом советнике Дамофанесе (осуждены за те же преступления. — Г. В.) сын Дромаса (...) иллас и при первом советнике Филеасе сын Олимпихона (...) ас».

Кто первый обратил внимание на белую мраморную плиту, лежавшую среди развалин Димы, мы не знаем. Может быть, это был житель возникшего по соседству с развалинами древнего города местечка Като Ахайя, может быть, профессиональный археолог. Мы не знаем, и когда это произошло. Имена фальшивомонетчиков прочитать нельзя. Не знаем мы и точную дату напи санного. Древнегреческие письменные памятники той эпохи имеют свою собственную датировку: отсчет мог вестись от какого-либо государственного писца союза, верховного жреца или правителя города.

Мраморная плита, по-видимому, первоначально была установлена где-нибудь на рыночной площади Димы. Последние строки интересующей нас надписи (выделены у нас абзацем), очевидно, возникли позже. От первого приговора их отделяет не меньше полугода, так как смена первого советника городского совета происходила в Диме каждые полгода. Судя по всему, фальшивомонет ничество в это время в Диме было весьма распростра ненным ремеслом. Пункт обвинения о том, что кузнец по золоту и его соучастники посягнули на священное имущество, свидетельствует, что злоумышленники похити ли медь из храма. Хотя вполне вероятна и другая версия: жрец храма мог быть и первым лицом в официальной че канке монет и храм извлекал из этого пользу. В этом случае фальшивомонетчики посягнули на доходы храма.

Документы, подобные мраморной плите в Диме, чрезвычайно редки. Судебные приговоры в древнегре ческих полисах «оглашались» в камне и выставлялись для всеобщего обозрения, как правило, лишь в тех случаях, когда преступнику удавалось уйти от правосудия. Это были своего рода объявления о розыске. С другой стороны, Ахейский союз имел единые монеты, подделка которых становилась таким образом делом всего союза и обязывала каждый город публично осуждать подобные преступления.

Мраморная плита в Диме — это едва ли не старейшее официальное свидетельство частного фальшивомонетниче ства и его наказания. Нам очень мало что известно о фальшивомонетчиках-частниках античности, до нас дошли изготовленные ими изделия. Но и в этом случае чрезвы чайно трудно выяснить, не были ли они изготовлены «по высочайшему повелению». Парадоксально, но именно Диоген Синопский (412—323 гг. до н. э.) — знаменитый философ самоограничения, который, если верить легенде, жил в бочке и выбросил даже ковш, когда увидел мальчи ка, пившего воду с ладони, как утверждают, был фальши вомонетчиком. По крайней мере на этом настаивает его тезка Диоген Лаэртский в своем труде « Vitae philosophorum » (даты его жизни неизвестны, его труд «Жизнь и мнения прославленных философов» появился около 220 г . до н. э.). Согласно легенде, отец Диогена Синопского был ростовщиком и менялой в Синопе, портовом городе на южном побережье Черного моря, он и привлек сына к изготовлению «легких» монет . 

Что дозволено Юпитеру…

Деньги изобрели, конечно, раньше, чем возникло фаль шивомонетничество, но разница едва ли составила пару дней. Это изящное бонмо не следует понимать буквально. На самом деле только через несколько лет после появле ния в VII веке до н. э. в малоазиатском царстве Лидия первых монет, отчеканенных из сплава золота (40 %) и се ребра (60%), было произведено снижение содержания в них золота при той же номинальной стоимости. О причи нах этого можно лишь догадываться. Города, выплачивавшие дань правителю, весьма быстро сообразили, что, ухуд шая состав сплава, можно сэкономить очень много денег. Для того чтобы прекратить подобные мальчишеские про казы или по крайней мере затруднить их осуществление, король Крёз (правивший в 560—547 гг. до н. э.), имя ко торого благодаря его несметным богатствам стало нарица тельным, решил чеканить раздельно золотые и серебря ные деньги и закрепить свое исключительное право на че канку монет. Когда персы завоевали Лидию и присвоили несметные богатства Крёза, королевское право чеканки монет на несколько десятилетий было прервано. Персид ские владыки Кир и Камбис имели к этому времени слиш ком малые контакты с Грецией, чтобы использовать де ньги в качестве всеобщего платежного средства. Первые царские деньги персов появились во времена Дария (пра вил в 522—486 гг. до н. э.), они позже так и назывались — дарики.

Но мы датируем начало денежного хозяйства не толь ко изобретением монеты. Первыми формами денег в качестве всеобщего средства обмена, с помощью которого на рынке можно было сравнить стоимость своего собственно го и желаемого товара, были предметы повседневного оби хода и скот. К концу III тысячелетия до н. э. в Месопота мии функции денег начинает выполнять серебро в форме тщательно взвешенных кусков, слитков, на которых позже появились оттиски, или колец.  

Подделка денег в этих условиях была исключена, хотя обман через неправильное взвешивание происходил неред ко. Она — следствие развития и расширения на протяже нии столетий денежного хозяйства в форме монет и позже, с XVIII века, — бумажных денег.

После того как в VI веке до н. э. монетное хозяйство было воспринято персами и греками, почти в каждой ме стности в Греции чеканились свои собственные деньги. Но монеты, которые чеканились в Аттике, где находились известные серебряные рудники Лавриона, распространи лись не только в греческих полисах, но и за их преде лами.

Содон (640—560 гг. до н. э.) — греческий политик и поэт, известный прежде всего как мудрый законодатель, получил в 594 году до н. э. особые полномочия для преодо ления экономического и политического кризиса Афинского государства. Среди принятых им мер — введение в Афи нах аттийских денег (эвбейских монет). Тем самым он создал условия для того, чтобы афинские купцы заняли главенствующую позицию в «мировой торговле» того вре мени. И чтобы не ставить под угрозу эту позицию, законы Солона за фальшивомонетничество различного рода требу ют смертной казни.

Законы издаются государством, являющимся субъек том права чеканки монет. Поэтому законы Солона, как и законы всех последующих властителей, должны были сле довать принципу: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволе но быку». То, что под страхом самого ужасного наказа ния было запрещено простому подданному, служило влас тителям средством пополнения собственной казны, финан сирования войн и т. п. Короче говоря, манипуляции с день гами были своего рода налогом. Понятие «инфляция» в те далекие времена было столь же неизвестно, как и слож ные налоговые системы наших дней. Тем не менее, народ всегда осуждал фальсификации денег власти предержащи ми, которые зачастую приводили к массовому обнищанию, так же остро, как и преступления «частных» фальшивомо нетчиков. С обвинениями в адрес «сиятельных» фальшиво монетчиков выступали многие, в том числе Данте в «Боже ственной комедии» (1-320 п.). «Что же касается античных авторов, то они еще довольно осторожно выражали мнение на этот счет.

«Наполнение» монет, то есть покрытие ядра монет из менее ценного или недрагоценного металла слоем золота или серебра, было известно уже очень давно.  

 ΛΛΛ     >>>   

16 000 нл налога на сделки между ломбардцами во франции 225 000 нл налог на евреев
Однако законники филиппа бы ли изощренно опытны в схоластически-крючкотворческих баталиях
Филипп
Хуже об стояли дела с денежными выплатами из-за хозяйственной разрухи во франции

Вернадский Г. Россия в средние века УПАДОК ЛИТВЫ И РОСТ ВЛИЯНИЯ УКРАИНСКИХ КАЗАКОВ

сайт копирайтеров Евгений