Пиши и продавай! |
>
Соколов Г. Искусство Древнего РимаПредисловиеРелигия, философия, литератураАрхитектураРельефыСкульптураКРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРАСКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТЖивописьПрикладное искусствоЗаключениеКраткий словарь терминовЛитератураУДК 087.5 ББК 85.103(3) С59 В памятниках искусства времени Августа нашли яркое отражение многие особенности культурного процесса в сложные годы перехода от республики к империи. Характер возникавших тогда художественных форм косвенно зависел от различных причин. Во внимание следует принимать не только социально-политические события, но прежде всего специфику господствовавших в римском обществе той поры философских взглядов, а также изменения в религиозных верованиях поздней республики и ранней империи, вызванные широкими контактами римлян с другими народами Средиземноморья. Исторические события периода от 27 г . до н. э. до 14 г . н. э. связаны более с действиями пришедшего к власти Августа внутри государства, нежели с его внешнеполитическим курсом. Особенное внимание Август в годы укрепления единовластия обратил на подчинение себе армии, жречества, финансового и экономического аппарата империи. Хотя в годы принципата и продолжались в довольно широких масштабах военные операции против парфян, германцев, далматинцев, племен Испании, а молва об Августе как миротворце являлась своего рода официальной фикцией, все же после ожесточенных гражданских войн казалось, что жизнь течет относительно спокойно. Это, несомнен но, способствовало оживлению художественной деятельности: строились театры, храмы, форумы, арки с многофигурными рельефами; создава лись скульптурные монументы; развивалось портретное искусство; распространялись декоративная живопись и мозаика, украшавшие стены и полы частных и общественных зданий; наблюдался своего рода расцвет прикладного искусства и художественных ремесел, в частности керамики, стекла, глиптики и др. Переход от республиканских обычаев к монархическим происходил постепенно, но достаточно заметно. Во всяком случае, в начале правления Августа отношения принцепса с его окружением были проще и естественнее, нежели позднее. Вопросами, связанными с художественным творчеством, начинали заниматься в годы правления Августа приближенные принцепсу чиновники, старавшиеся с помощью памятников искусства создать популяр ность патрону или попросту возвеличить его. Римляне, завоевавшие эллинистические государства Малой Азии и Египта и хорошо сознавав шие, какую большую роль может сыграть искусство в политических целях, не замедлили использовать его для прославления Августа. Осо бенно отличался в этом отношении зять Августа, муж Юлии — Марк Агриппа. Деятельность этого преданного Августу человека незнатного происхождения была очень активной, особенно в строительстве акве дуков и терм. Ему же принадлежала идея строительства храма всех
богов Пантеона. Чтобы наглядно продемонстрировать успехи завоева тельной политики римлян и желая отметить роль Августа как главы государства, Агриппа приказал выложить в столице огромную карту мира с обозначением размеров захваченных земель. Насколько остро в то время на художественной почве начали сталкиваться; интересы личные и государственные, свидетельствует упоминаемый Плинием проект Агриппы обобществить особенно значительные и дорогие статуи и картины, изъяв их из частного пользования. На римлян поздней республики и раннего принципата производили ошеломляющее впечатление произведения греческого искусства, уви денные ими в завоеванных землях и привезенные на кораблях в ка честве трофеев. Римляне во всех видах искусства старались подражать греческой классике. И их стиль в связи с этим стали называть классицистическим. Эпоха Августа в искусстве — эпоха классицизма. С жадностью стремились римляне как можно больше награбить гре ческих статуй, ваз, резных камней. Этой почти патологической страстью были охвачены не только чиновники, представлявшие власть в покоренных провинциях, но и сам принцепс. Так, в годы жестоких про скрипций 1 , когда жизнь человека всецело зависела от его прихоти, Ав густ добился осуждения на смерть одного римлянина, чтобы овладеть принадлежавшей ему прекрасной бронзовой коринфской посудой. Официальные круги, и прежде всего сам Август, стремились к тому, чтобы в характере исполнявшихся в их годы художественных произве дений создавалась видимость продолжения республиканских тради ций. Возможно, в этом сказывалось общее стремление и в искусстве приглушить проявление монархических принципов, набросить своего рода республиканский покров на имперскую систему. Однако достичь этого' было не только трудно, но и невозможно. Большая часть произ ведений искусства, выполненных после прихода Августа к власти, вы ражала уже новые взаимоотношения людей, новые идеи и настроения. В области религии Август придерживался политики сохранения древнеримских культов, почитавшихся во времена республики. В годы правления принцепса строилось много новых храмов и участилась рес ставрация старых. Несмотря на противодействие, которое оказывалось распространению в Риме иноземных культов, самые активные из них — восточные и особенно египетские — проникали даже в столицу (в Риме существовал храм Изиды) и нередко завоевывали расположе ние римлян. Оживлялись древнеримские религиозные предания и ста ринные республиканских веков обряды, большим почетом вновь стали пользоваться весталки 2 , в каждом из четырнадцати районов, на которые был разделен Рим, установили часовни для Ларов 3 . 1 Проскрипции — в Древнем Риме — списки лиц, объявленных вне закона, лишенных 2 Весталки — жрицы богини домашнего очага Весты, поддерживающие в ее храме 3 Лары — божества, покровители семьи и дома. Религиозная жизнь Рима в годы Августа не отличалась ясностью и простотой. Старые республиканские культы уже не вполне отвечали запросам римлян, познакомившихся со многими иноземными эллини стическими культами и философскими течениями. Широко был извес тен тогда философ Лукреций Кар со своим довольно резким осуждением религии вообще. Население прислушивалось к выступлениям сторон ников мистических культов, пифагорийцев, одним из которых был претор 1 58 г . Нигидий Фигул. Большую роль играли также восточные культы. Популярностью пользовались Озирис и Изида, Великая Матерь, Юпитер Долихенский. Август не только возрождал древние республиканские культы, но и особенно поощрял поклонение божествам, связанным с родом Юли ев,— Венере, Аполлону, Марсу, а также обожествленному Юлию Це зарю, а с 29 г . до н. э. возник и культ самого Августа и в Азии и Вифинии начали воздвигать храмы, посвященные ему. Большое внимание Август обращал на восстановление жреческого сословия, значительно ослабленного в годы гражданских войн. Весьма ревниво оберегал он жреческие учреждения республики и был членом самых крупных жреческих объединений. Вполне отвечали политике августа |
|
|
|